Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание нормативных правовых актов
Документ от 27.01.2017, опубликован на сайте 23.06.2017 под номером 66914, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-4/2017

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

27 января 2017 года                                                                       город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Скала П.А.,

с участием прокурора Сальникова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Бутусова С*** В*** о признании недействующими в части пунктов 1.5,  4.5 Правил благоустройства территорий поселений (городских округов) Ульяновской области, утвержденных Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 11 января 2016 года № 01-од, статьи 4.3 Закона Ульяновской области от 28 февраля 2011 года    № 16-ЗО «Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях»,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 11 января 2016 года №01-од утверждены Правила благоустройства территорий поселений (городских округов) Ульяновской области (далее – Правила благоустройства). Приказ и Правила благоустройства  опубликованы 14 января 2016 года в газете «Ульяновская правда» №2.

В пункте 1.5 Правил приведено понятие «газона». Абзацем 4 пункта 4.5 Правил благоустройства запрещено размещение механического транспортного средства (прицепа к нему) на газоне, детской или спортивной площадке, а равно в границах территории аллеи, бульвара, парка, сада или сквера, находящейся за пределами обустроенной или приспособленной и используемой для движения людей и (или) транспортных средств полосы земли или поверхности искусственного сооружения, если это действие не связано с осуществлением деятельности по созданию или эксплуатации соответствующих объектов или территорий, выполнением аварийных или иных неотложных работ на объектах жизнеобеспечения населения и не содержит признаков административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 24 февраля 2011 года № 98/60-4 принят Закон Ульяновской области №16-ЗО «Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях». 28 февраля 2011 года  указанный Закон подписан Губернатором Ульяновской области и 04 марта 2011 года официально опубликован в газете «Ульяновская правда» № 23. Кодекс введен в действие с 01 апреля 2011 года.

Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 25 июня 2015 года № 595/36-5 принят Закон Ульяновской области № 86-ЗО «О внесении изменений в Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях», подписанный Губернатором Ульяновской области 03 июля 2015 года и опубликованный в том же печатном издании 09 июля 2015 года  № 93, пунктом 1 которого глава 1  Кодекса  дополнена статьей 4.3 с Примечанием следующего содержания:

«Статья 4.3. Размещение транспортного средства на газоне, детской или спортивной площадке, а равно в границах территории аллеи, бульвара, парка, сада или сквера.

1. Размещение механического транспортного средства (прицепа к нему) на газоне, детской или спортивной площадке, а равно в границах территории аллеи, бульвара, парка, сада или сквера, находящейся за пределами обустроенной или приспособленной и используемой для движения людей и (или) транспортных средств полосы земли или поверхности искусственного сооружения, если это действие не связано с осуществлением деятельности по созданию или эксплуатации соответствующих объектов или территорий, выполнением аварийных или иных неотложных работ на объектах жизнеобеспечения населения и не содержит признаков административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Примечания:

1. Под газоном в настоящей статье понимается участок земли, территория которого ограничена бортовым (бордюрным) камнем, бровкой или иным ограждением или обозначением искусственного происхождения, а поверхность покрыта травянистой и (или) древесно-кустарниковой растительностью либо предназначена для озеленения.

2. Под детской площадкой в настоящей статье понимается участок земли, территория которого ограничена бортовым (бордюрным) камнем, бровкой или иным ограждением или обозначением искусственного происхождения, а на поверхности расположены объекты, предназначенные для игр детей (горки, карусели, качели, песочницы и (или) иные подобные объекты).

3. Под спортивной площадкой в настоящей статье понимается участок земли, территория которого ограничена бортовым (бордюрным) камнем, бровкой или иным ограждением или обозначением искусственного происхождения, а на поверхности расположены объекты, предназначенные для занятий физической культурой и спортом (баскетбольные щиты, брусья, гимнастические стенки, турники и (или) иные подобные объекты).

4. Положения части 1 настоящей статьи применяются в случае если запрет размещения механического транспортного средства (прицепа к нему) на газоне, детской или спортивной площадке, а равно в границах территории аллеи, бульвара, парка, сада или сквера, находящейся за пределами обустроенной или приспособленной и используемой для движения людей и (или) транспортных средств полосы земли или поверхности искусственного сооружения, установлен правилами благоустройства территорий поселений (городских округов) Ульяновской области».

Бутусов С.В. обратился в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, которым просит признать недействующими:

пункт 1.5 Правил благоустройства в части слов «газон…», пункт 4.5 Правил благоустройства в части слов «механического транспортного средства…» с момента вынесения судом решения;

статью 4.3 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях со дня принятия, ссылаясь на факт привлечения его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.3 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях, - за нарушение пункта 4.5 Правил благоустройства на территории города Ульяновска, а именно за размещение принадлежащего ему транспортного средства на газоне возле дома №45 по улице Железнодорожная  в городе Ульяновске.

Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного судебного района города Ульяновска от 16 ноября 2016 года Бутусову С.В. назначено административное наказание в виде предупреждения.

В обоснование заявленных требований Бутусов С.В. сослался на то, что положения оспариваемых норм противоречат федеральному законодательству, в частности, положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090.

Кроме того, заявитель считает, что правоотношения, указанные в приведенных правовых нормах, охватываются федеральным законодательством, включая Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ,  Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденные Минздравом СССР 05 августа 1988 года № 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88).

Полагает, что оспариваемые нормы, как установившие запрет на размещение транспортных средств в перечисленных в них местах и административную ответственность, приняты с превышением полномочий субъекта Российской Федерации, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители административных ответчиков и заинтересованного лица -  Законодательного Собрания Ульяновской области Стерлядев Э.В., Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области Старостин Е.Ю., Губернатора Ульяновской области и Правительства Ульяновской области Шашина О.А. в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснили, что оспариваемые административным истцом нормы приняты с соблюдением установленной процедуры, в пределах компетенции и предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, поскольку регулируют отношения в сфере благоустройства. Действие Правил дорожного движения ограничено определенной территорией, к которой газоны, детские и спортивные площадки не относятся. Правилами дорожного движения регламентирован порядок стоянки и остановки, тогда как в оспариваемых нормах используется понятие «размещение», не связанное с эксплуатацией транспортных средств, как источников повышенной опасности.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Сальникова А.А., полагавшего заявление подлежащим частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с абзацем 18 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Законом Ульяновской области от 05 ноября 2015 года № 158-ЗО перераспределены полномочия по утверждению правил благоустройства территорий поселений (городских округов) Ульяновской области и установлению порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий между органами местного самоуправления поселений (городских округов) Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области.

С 01 января 2016 года указанные полномочия осуществляет в течение неограниченного срока уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 02 октября 2013 года № 454-П утверждено Положение о Министерстве промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, согласно которому Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим управление в сфере промышленности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (пункт 1.1 Положения).

К полномочиям Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области отнесено  утверждение правил благоустройства территорий поселений (городских округов) Ульяновской области и установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий (пункт 2.18.47).

В силу пункта 4.2.4 Положения Министр промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области подписывает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, дает указания и организует контроль за их исполнением.

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

В соответствии с частями2,  4 статьи 4 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» нормативные правовые акты Законодательного Собрания Ульяновской области и органов исполнительной власти Ульяновской области подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней со дня их подписания.

Согласно части 1 статьи 5 приведенного Закона официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 11 января 2016 года №01-од  об утверждении Правил благоустройства, а также Правила благоустройства  опубликованы 14 января 2016 года в газете «Ульяновская правда» №2.

Подпунктом 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 9 Устава Ульяновской области постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Ульяновской области является Законодательное Собрание Ульяновской области.

Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 24 февраля 2011 года № 98/60-4 принят Закон Ульяновской области №16-ЗО «Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях». 28 февраля 2011 года  указанный Закон подписан Губернатором Ульяновской области и 04 марта 2011 года официально опубликован в газете «Ульяновская правда» № 23. Кодекс введен в действие с 01 апреля 2011 года.

Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 25 июня 2015 года № 595/36-5 принят Закон Ульяновской области № 86-ЗО «О внесении изменений в Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях», подписанный Губернатором Ульяновской области 03 июля 2015 года и опубликованный в том же печатном издании 09 июля 2015 года  № 93, пунктом 1 которого глава 1  Кодекса  дополнена статьей 4.3 с Примечанием.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты компетентными нормотворческими органами с соблюдением процедуры их принятия и опубликования, данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Глава 4 Правил благоустройства определяет порядок организации благоустройства территорий поселений.

В соответствии с абзацем 4  пункта 4.5 главы 4 Правил благоустройства на территориях поселений запрещается размещение механического транспортного средства (прицепа к нему) на газоне, детской или спортивной площадке, а равно в границах территории аллеи, бульвара, парка, сада или сквера, находящейся за пределами обустроенной или приспособленной и используемой для движения людей и (или) транспортных средств полосы земли или поверхности искусственного сооружения, если это действие не связано с осуществлением деятельности по созданию или эксплуатации соответствующих объектов или территорий, выполнением аварийных или иных неотложных работ на объектах жизнеобеспечения населения и не содержит признаков административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 4.3 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях установлена административная ответственность за размещение транспортного средства на газоне, детской или спортивной площадке, а равно в границах территории аллеи, бульвара, парка, сада или сквера.

Транспортное средство является источником повышенной опасности, в связи с чем вопросы управления, технической эксплуатации и другие вопросы, связанные с его использованием, урегулированы на федеральном уровне.

Так, в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года      № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения дорожного движения, установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 22 названного Закона предусмотрено, что на всей территории Российской Федерации единый порядок дорожного движения устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 утверждены Правила дорожного движения, устанавливающие единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им (п. 1.1 Правил).

Порядок размещения транспортных средств (остановки и стоянки) регламентирован разделами 12 и 17 Правил дорожного движения, ответственность за нарушение Правил установлена статьей 12.19 КоАП РФ.

Таким образом, общественные отношения, связанные с размещением транспортных средств, урегулированы на федеральном уровне федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения. Федеральное законодательство не предполагает установление дополнительных требований к Правилам дорожного движения, в том числе путем установления дополнительных запретов для остановки и стоянки транспортных средств, следовательно, и ответственности за их нарушение.

Запрет на проезд и стоянку автомашин, мотоциклов, других видов транспорта на озелененных территориях, газонах, участках с зелеными насаждениями, предусмотрен Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года № 153 (пункт 6.3), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 (пункт 3.9.2), Санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88).

В соответствии с названным федеральным законодательством охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). При этом ответственность за несоблюдение установленных федеральным законодательством правил, стандартов, требований, а также за действия, влекущие уничтожение либо повреждение объектов зеленого фонда, наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оспариваемая норма – абзац 4 пункта 4.5 Правил благоустройства фактически воспроизводит содержание вышеуказанных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, в части запрета на проезд и стоянку транспортных средств на газонах и т.д.

Федеральное законодательство не исключает возможности воспроизведения в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации положений федерального законодательства (пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»), как не исключает и возможности наличия в региональных законах ссылок (отсылок) на положения федеральных нормативных правовых актов.

Однако такие ссылки не должны приводить к привлечению к административной ответственности за нарушение соответствующего запрета.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В то же время согласно пункту 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Между тем, пунктом 5.1 Правил благоустройства предусмотрена ответственность за нарушение требований, установленных Правилами, и основанием наступления ответственности  являются действия, изложенные в диспозициях частей статьи 4.3 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях, описание которых полностью соответствует содержанию абзацу 4 пункта 4.5 Правил благоустройства.

Как подтверждается материалами дела, административный истец был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 4.3 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях за нарушение требований, содержащихся в абзаце 4 пункта 4.5 Правил благоустройства.

Наделяя субъект Российской Федерации полномочиями по установлению административной ответственности, законодатель одновременно установил исключительную компетенцию Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, тем самым определив пределы и границы нормотворческой деятельности субъекта Российской Федерации, который вправе устанавливать административную ответственность лишь по вопросам, не урегулированным федеральным законом. При этом субъект Российской Федерации не наделен правом устанавливать административную ответственность не только в случае, когда по вопросу совместного ведения принят федеральный закон, предусматривающий административную ответственность, но и в случае, когда такой федеральный закон не принят, но при этом общественные отношения урегулированы законами и другими нормативными актами Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что абзац 4 пункта 4.5 Правил благоустройства принят Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, а статья 4.3 с Примечанием Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях – Законодательным Собранием Ульяновской области с превышением предоставленных указанным органам полномочий в данной сфере, и данные нормы противоречат действующему федеральному законодательству, поскольку абзац 4 пункта 4.5 Правил благоустройства устанавливает запрет, влекущий наступление административной ответственности, а статья 4.3 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований федерального законодательства.

При этом суд принимает во внимание, что запрет на размещение, содержащийся в абзаце 4 пункта 4.5 Правил благоустройства, связан лишь с транспортными средствами, поэтому признание недействующим пункта 4.5 лишь в части слов «механического транспортного средства», как просит административный истец, приведет к смысловой неопределенности содержания Правил, поэтому необходимо признать недействующим в целом абзац 4 пункта 4.5 Правил благоустройства.

Одновременно суд не усматривает оснований для признания недействующим пункта 1.5 Правил благоустройства в части, содержащей понятие «газон», поскольку этот термин используется лишь для целей, предусмотренных Правилами, связанных с  содержанием зданий и земельных участков, с работами по благоустройству,  организацией благоустройства территорий поселений. Данный пункт Правил благоустройства в оспариваемой части прав административного истца не нарушает, поэтому заявление административного истца в этой части удовлетворению не подлежит.

Доводы представителя административного ответчика о том, что газоны, детские и спортивные  площадки не входят в понятие дороги и не являются предметом регулирования Правил дорожного движения, в связи с чем ответственность за их нарушение может быть установлена законодательным актом субъекта Российской Федерации, в силу вышеприведенного не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неправильном толковании норм права, регламентирующих вопросы отношений в области дорожного движения, а также без учета норм, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Вопреки доводам административного ответчика, используемое в статье 4.3 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях понятие «размещение транспортного средства»,  фактически означает его остановку или стоянку в местах, перечисленных в оспариваемой норме.

То обстоятельство, что в оспариваемых нормах  указывается на размещение транспортных средств, которое не должно быть связано с осуществлением деятельности по созданию или эксплуатации соответствующих объектов или территорий, выполнением аварийных или иных неотложных работ на объектах жизнеобеспечения населения и не содержит признаков административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении иска, так как изначально данные нормы приняты с превышением полномочий в законодательной сфере.

Ссылку административного ответчика на часть 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ суд находит несостоятельной, поскольку данная норма предусматривает порядок привлечения владельцев транспортных средств в случае фиксации административных правонарушений, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в области благоустройства территории работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. При разрешении заявленных требований по настоящему делу указанная норма применению не подлежит.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что оспариваемые в части нормативные правовые акты до вынесения судом настоящего решения применялись, и на их основании реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать недействующими статью 4.3 и Примечание к ней Закона Ульяновской области от 28 февраля 2011 года № 16-ЗО «Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях», абзац 4 пункта 4.5 Правил благоустройства территорий поселений (городских округов) Ульяновской области, утвержденных Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 11 января 2016 года № 01-од,  с момента вступления решения суда в законную силу. Основания, предусмотренные Законом, для признания недействующей статьи 4.3 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях со дня принятия, как того просит административный истец, отсутствуют.

В силу статьи 111 КАС РФ с Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Законодательного Собрания Ульяновской области в пользу Бутусова С.В. следует взыскать в счет возмещения расходов по уплате при подаче заявления в суд государственной пошлины 300 рублей, по 150 рублей с каждого.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

Административные исковые требования Бутусова С*** В*** удовлетворить частично.

Признать недействующей со дня вступления настоящего решения в законную силу статью 4.3 и Примечание к ней Закона Ульяновской области от 28 февраля 2011 года № 16-ЗО «Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях».

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу абзац 4 пункта 4.5 Правил благоустройства территорий поселений (городских округов) Ульяновской области, утвержденных Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 11 января 2016 года № 01-од.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Бутусова С*** В*** отказать.

Взыскать с Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Законодательного Собрания Ульяновской области в пользу Бутусова С*** В*** в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины по 150 рублей с каждого.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                       Н.А. Пулькина