УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Тураева Т.Е. Дело
№ 33-2083/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
30 мая 2017
года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой
Е.В., Герасимовой Е.Н.
при секретаре
Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом
судебном заседании дело по апелляционной жалобе Голубевой Д*** С*** на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 февраля 2017 года, по
которому постановлено:
В удовлетворении
исковых требований Голубевой Д*** С*** к
Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области, Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области
отказать.
Заслушав доклад
судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Голубевой Д.С. и ее представителя
Лаврентьевой Л.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Голубева Д.С.
обратилась в суд с иском к Главному управлению труда, занятости и социального
благополучия Ульяновской области,
Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области о признании незаконным решения
комиссии, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми
помещениями, предоставить жилое помещение по договору найма специализированного
жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».
В обоснование
исковых требований указано, что Голубева Д.С. (до брака Алешина Д.С.), *** года рождения, относится
к лицам
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ***
умерла ее мать А*** В.А. Отец А*** С.В. отношения с семьей не поддерживал, его
местонахождение до настоящего времени неизвестно.
***.2003 Голубева
Д.С. была поставлена на первичный учет и передана под опеку
сводной старшей сестре М*** А.В.
(до брака А*** А.В.). С ***.1986 истица
зарегистрирована и до настоящего времени проживает в приватизированной в 2006
году в общую долевую собственность с сестрой (по 1\2 доле каждая) однокомнатной
квартире общей площадью 23,32 кв.м (жилой площадью 16,94 кв.м), расположенной
по адресу: г. ***, совместно с М*** А.В., ее дочерью М*** А.Д., *** года
рождения, и со своим сыном Г*** В.В., *** года рождения. На каждого из
проживающих в квартире приходится менее
учетной нормы жилого помещения. Иного жилья ни истица, ни один из вышеуказанных лиц не имели и не
имеют.
С 2006 года после того, как сестра вышла замуж и у нее
родился ребенок между истицей и М*** А.В. сложились неприязненные отношения
из-за невозможности проживать на одной жилой площади. Постановлением главы
города Ульяновска от ***.2008 М*** А.В. была освобождена от обязанностей
попечителя.
Ни до достижения
18-летнего возраста, ни потом - до ***.2015 года (до достижения 23 лет) ни
истцу, ни опекунам и попечителям должностные лица органов опеки и
попечительства право на установление факта невозможности проживания в ранее
занимаемом жилом помещении и на включение в списки детей-сирот, подлежащих
обеспечению специализированным жильем, не разъясняли, сами мер к этому не
приняли.
Только летом 2016
года Голубева Д.С. узнала о праве на получение специализированного жилого
помещения, после чего сразу же обратилась в отдел опеки и попечительства
Департамента Министерства здравоохранения,
семьи и социального
благополучия Ульяновской области
по городу Ульяновску.
Решением от
15.09.2016 ей было отказано во включение
в списки лиц, подлежащих обеспечению специализированным жильем по причине того,
что в установленный законом срок с заявлением о признании нуждающейся в
предоставлении жилья до достижения 23-х летнего возраста не обращалась.
С данным решением
истец не согласна. Считает, что срок обращения ею был пропущен по уважительной причине - в связи с юридической
неграмотностью. При этом орган опеки и
попечительства не осуществлял должный контроль за обеспечением ее социальными
гарантиями, как ребенка-сироты, и в орган местного самоуправления, необходимые
документы для постановки на жилищный учет не представил.
Просила признать
незаконным решение Комиссии по установлению факта невозможности проживания
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Главного управления
труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области от 15.09.2016
года (протокол №11), восстановить срок для установления факта невозможности
проживания в ранее занимаемом жилом помещении, обязать Главное управление
труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области включить ее в
список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, обязать Министерство промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
после включения в списки детей-сирот обеспечить ее специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения на территории
муниципального образования «г.Ульяновск».
Судом к участию в
деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области, являющееся правопреемником
Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской
области.
Суд первой инстанции,
рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Голубева Д.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить как
незаконное и необоснованное и принять новое решение об удовлетворении исковых
требований в части признания незаконным решение Комиссии Главного управления
труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области от 15.09.2016,
восстановить срок для установления факта невозможности проживания в ранее
занимаемом жилом помещении, обязав Главное управление труда, занятости и
социального благополучия Ульяновской области включить ее в список детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению
специализированными жилыми помещениями
В обоснование жалобы
указывает, что судом первой инстанции не учеты в полной мере обстоятельства,
указанные в исковом заявлении, а именно то, что в период с 14 лет до достижения
совершеннолетия, орган опеки и попечительства и Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области не принимали
соответствующих мер для признания невозможности её проживания в ранее
занимаемом жилом помещении и включения её в список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению
специализированными жилыми помещениями.
Считает, что
неисполнение органом опеки и попечительства, возложенных законом обязанностей,
не может служить основанием ограничения её права на льготы, установленные для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, обращает
внимание, что при принятии решения судом не были применены Закон Ульяновской
области от 06.05.2006 N 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области», и
Закон Ульяновской области от 21.12.2012 N 200-ЗО «Об обеспечении жилыми
помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на
территории Ульяновской области».
Дело рассмотрено в
отсутствие представителей ответчиков,
третьих лиц Министерства здравоохранения, семьи и социального благ7ополучия
Ульяновской области, Министерства промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Министерства
образования и науки Ульяновской области, Правительства Ульяновской области,
третьего лица Мубиновой А.В., извещенных о месте и времени судебного заседания
своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч.1
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела
следует, что Голубева (до брака Алёшина) Д*** С***, *** года рождения, ***.2003
поставлена на первичный учет, как лицо, оставшееся без попечения родителей, в связи со смертью *** одинокой матери - А***
В.А.
Постановлением главы
администрации Засвияжского района города Ульяновска *** от ***.2003 над истицей
была установлена опека, опекуном
назначена ее сводная сестра - А*** А.В., за несовершеннолетней закреплена
однокомнатная квартира общей площадью 23,32 кв.м. по адресу: ***. Данная квартира предоставлялась по договору
социального найма в 1986 году матери и
сводной сестре истицы А*** В.А. и
А.В. Истица была зарегистрирована там и
проживала с рождения – *** года.
Постановлением главы
города Ульяновска № *** от ***2008 М***
(А***) А.В. освобождена от обязанностей опекуна. Истец на основании договоров о
приёмной семье от ***2008 и от ***.2010
передана приёмному родителю Б*** С.Н.
На основании
Договора о передаче жилой площади в
собственность граждан от ***.2006 квартира по адресу: ***, передана в
собственность истице Алешиной Д.С.
(после заключения брака Голубевой) и ее сводной сестре А*** А.В. (после
заключения брака М***) по 1\2 доле каждой.
До настоящего
времени истица является собственником
1\2 доли указанной квартиры.
Согласно справке ф.
№ 8 в настоящее время в указанной
квартире зарегистрированы М*** (ранее А***) А.В. (собственник), М*** А.Д., *** года рождения (дочь), истица
Голубева Д.С. (собственник), сын истицы Г*** В.В., *** года рождения.
Согласно пояснениям
истца в настоящее время фактически в
указанной квартире в течение последних
1,5 – 2-х лет проживает ее семья: истец, супруг Г*** В.В., сын Г*** В.В.
Иных жилых помещений
истица в собственности не имеет. Супруг
и сын истицы в настоящее время также в собственности жилых помещений не имеют.
Ранее супруг истицы Г*** В.В. имел в собственности 2/4 доли трехкомнатной
квартиры общей площадью 65,38 кв.м. по адресу: г***. На основании договора дарения от 11.02.2015 Г***
В.В. подарил принадлежащие ему 2/4 доли квартиры своей матери - Г*** Е.А.
12.09.2016 (в возрасте 24-х лет) обратилась в Главное управление труда, занятости и социального благополучия
Ульяновской области с заявлением об
установлении факта невозможности проживания
в квартире по адресу: ***.
Согласно ст. ст.1, 8 Федерального закона «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей» к лицам имеющим право на обеспечение жильём относятся
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих
право на дополнительные гарантии по социальной поддержке - лица в возрасте от
18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба
или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного
или обоих родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие
закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном
учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех
видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах
Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений,
исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами
исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже
установленных социальных норм.
Законом Ульяновской области от 21.12.2012 N
200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, на территории Ульяновской области» на территории
Ульяновской области регулируются отношения, связанные с реализацией
детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на
однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного
государственного жилищного фонда.
Постановлением Правительства Ульяновской обл.
от 27.12.2012 N 644-П утвержден Порядок предоставления жилых помещений
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных
жилых помещений.
Порядок определяет механизм предоставления
жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда
Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(далее - специализированные жилые помещения), по договорам найма
специализированных жилых помещений.
Специализированные жилые помещения по
договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются: 1) детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; 2)
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным; 3) лицам, которые относились к категории
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23
лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, если их право на
получение жилых помещений не было своевременно реализовано.
Решением Комиссии по установлению факта невозможности проживания
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых
жилых помещениях при Министерстве здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области от 15.09.2016 Голубевой Д.С. отказано в установлении факта
невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по
адресу: г. Ульяновск, ул. Стасова, д. 34, кв. 127. Отказ мотивирован тем, что с
заявлением о признании её нуждающейся в предоставлении жилого помещения в
соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» в орган местного самоуправления до
достижения 23-летнего возраста Голубева Д.С.
не обращалась.
Как
указывалось выше, при передаче под опеку сводной сестре за Голубевой Д.С. (до брака Алешина) было закреплено жилое
помещение, в котором она была зарегистрирована и проживала с рождения вместе с матерью и сводной сестрой –
А*** А.В. (после заключения брака М*** А.В.). В 2006 году данное жилое
помещение было приватизировано сестрами в равных долях. Исходя из общей площади
данного жилого помещения, истица была обеспечена жилой площадью в размере 11,66
кв.м.
Впервые
с заявлением об установлении факта невозможности проживания в закрепленном
жилом помещении Голубева Д.С. обратилась только 12.09.2016.
Поскольку с указанным заявлением истица обратилась по
достижении ею 24 лет, т.е. на момент обращения Голубева Д.С. утратила статус
ребенка-сироты, Комиссия обоснованно отказала ей в рассмотрении вопроса об установлении факта невозможности
проживания в ранее занимаемом жилом
помещении.
Доводы
истицы и ее представителя в части того, что ранее по обращению в орган опеки и
попечительства Голубевой Д.С. было разъяснено, что у нее имеется закрепленное
жилое помещение, поэтому иное жилое помещение не может быть предоставлено, т.е.
истица была введена в заблуждение относительно своих прав на обеспечение жилой
площадью, а должностные лица органов опеки и попечительства мер к постановке ее
на учет нуждающихся в обеспечении специализированным жилым помещением не
приняли, являются несостоятельными и на правильность принятого судом решения не
влияют.
Так,
в силу действующего семейного законодательства опекун (попечитель, приемный
родитель) обязан не только содержать опекаемого, но и принимать меры к
соблюдению его прав, в том числе и государственными органами.
Голубева
Д.С. до 2008 года находилась под опекой своей сводной старшей сестры А*** А.В.
(после заключения брака М***), *** года рождения. В последующем истица была
передана в приемную семью Б*** С.Н., где находилась до своего совершеннолетия.
Доказательств того, что до того как истица достигла 18-лет указанные лица
обращались в органы опеки попечительства, либо иной уполномоченный орган с
заявлением о постановке ребенка-сироты
на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением суду не представлено. Равно
как не представлено таких доказательств и обращения истицы в Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области, Министерство
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта с
данным заявлением.
Доводы
апелляционной жалобы в части того, что именно орган опеки и попечительства
обязан был самостоятельно, в отсутствии личного заявления истицы своевременно принять меры к поставке
ее на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с
последующим обеспечением специализированным жилым помещением основаны на
неверном толковании закона.
Действующий порядок
постановки на учет указанной категории лиц является заявительным и предусматривает предоставление кроме заявления
также определенного пакета документов,
что является обязательным. На орган,
осуществляющий учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и
подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением законодателем не
возложена обязанность сбора необходимых документов.
Таким
образом, вывод суда о законности решения
Комиссии по установлению факта
невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей в ранее занимаемом жилом помещении при Министерстве здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области от 15.09.2016 и отсутствии
оснований для включения Голубевой Д.С. в списки детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым
помещением, соответственно и обеспечения ее таковым помещением является
законным и обоснованным.
Доводы
истицы и ее представителя о том, что срок на обращение с заявлением об установлении факта
невозможности проживания в ранее закрепленном за истицей жилом помещении подлежит продлению, поскольку истица, в силу своей правовой
неосведомленности, не знала о наличии у
нее права на внеочередное обеспечение
специализированным жилым помещением, основанием к отмене судебного
решения и удовлетворению исковых требований не являются.
В
соответствии с Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом
Ульяновской области от 21.12.2012 N 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории
Ульяновской области» вне очереди
специализированными жилыми помещениями обеспечиваются только дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Статус
ребенка-сироты (ребенка, оставшегося без попечения родителей) сохраняется только до 23 лет. Законом не предусмотрена возможность
продления этого статуса. Соответственно после 23 лет лицо не подлежит
обеспечению жилым помещением в соответствии с вышеприведенными нормами закона.
Сохранение права на обеспечение специализированным жилым помещением прямо
предусмотрено законом только для лиц, которые относились к категории
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23
лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, если их право на
получение жилых помещений не было своевременно реализовано, т.е. для тех, кто
состоял на учете в качестве нуждающихся и не был обеспечен жильем по
независящим от них обстоятельствам.
Принимая решение об
отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Голубевой Д.С.
не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные истицей,
ее представителем в апелляционной
жалобе, в целом сводятся к несогласию с решением суда и к иной оценке
доказательств, и не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 22 февраля 2017 года - оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Голубевой Д*** С*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: