Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Исключение из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий
Документ от 30.05.2017, опубликован на сайте 02.06.2017 под номером 66485, 2-я гражданская, об оспаривании решений, действий органов местного самоуправления, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Трубачёва И.Г.                                                              Дело № 33-2146/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       30 мая 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Смирновой Ю.В., Зуевой Н.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Орлова В*** В*** на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 06 марта  2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении административного иска Орлова В*** В*** к Муниципальному учреждению «Администрация  муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области о признании  незаконным постановления № 14 от 18 января 2017 года Администрации муниципального образования «Ульяновский район», обязании Администрации муниципального образования «Ульяновский район» восстановить Орлова В*** В*** в списке очередников на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по муниципальному образованию «Ульяновский район», взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения Орлова В.В. и его представителя Ботя И.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Орлов В.В. обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области об оспаривании постановления органа местного самоуправления, восстановлении в списках очередников на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий.

В обоснование иска указал, что постановлением администрации МО «Ульяновский район» № 14 от 18 января 2017 года он был исключен из списка очередников на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по МО «Ульяновский район». Основанием для его исключения из списка послужило несоблюдение п.п. «г» п.4 гл. II Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам - Приложение №4 к ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», а именно: в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Исключение из очереди было вызвано тем, что  постановлением администрации МО «Ульяновский район» № 676 от 15 июля 2016 года была установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на территории МО «Ульяновский район» Ульяновской области) в размере 12 кв.м. Вместе с тем на момент включения его в состав участников программы размер указанной нормы составлял 16 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.  Указанный размер был установлен решением Совета депутатов МО «Большеключищенское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области № 9/17 от 06 августа 2010 года.

Истец считает, что изменение учетной нормы жилой площади для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях не может являться основанием для исключения его из участников Программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

В связи с  этим истец просил признать незаконным постановление  администрации МО «Ульяновский район» № 14 от 18 января 2017 года, обязать администрацию МО «Ульяновский район» восстановить его в списке очередников на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по МО «Ульяновский район»; восстановить пропущенный срок на обжалование; взыскать с администрации МО «Ульяновский район» в его пользу государственную пошлину в размере 300 рублей.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Орлов В.В. не соглашается с решением суда. В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание не явились представители администрации МО «Ульяновский район», администрации МО «Большеключищенское сельское поселение». О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ в порядке, предусмотренном ГПК РФ,  суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Согласно ч. 4 ст. 1 КАС РФ не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.

В данном случае Орлов В.В. оспаривал постановление органа местного самоуправления об исключении его из списка участников Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года», на основании которого прекращено его право на получение социальной выплаты на улучшении жилищных условий.

С учетом вышеприведенных положений законодательства данные требования подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном ГПК РФ.

Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 ЖК РФ).

Согласно части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Согласно части 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решением Совета депутатов МО «Большеключищенское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области № 9/17 от 06 августа 2010 года  была установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 16 кв.м.

Постановлением администрации МО «Большеключищенское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области *** от 22 декабря 2012 года Орлов В.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. На момент принятия указанного решения он проживал в жилом доме по адресу: ***, общей площадью 93,5 кв. м, в т.ч. жилой площадью 61 кв.м. Собственниками указанного дома являлись родители истца – *** в равных долях. В доме были зарегистрированы:  собственники дома ***  сын *** сын *** сын Орлов В.В. - истец по настоящему иску, его жена - *** и дочь *** года рождения.

С 29 декабря 2012 года Орлов В.В. с составом семьи: жена – ***. и дочь *** года рождения, был включен в число участников Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года № 858.   

Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г ода № 598 была утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

За Орловым В.В. было сохранено право состоять в списке очередников на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации ФЦП  «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 годы» по МО «Ульяновский район», в категории «ж» - молодые семьи и молодые специалисты, указанные в п. 33 Типового положения, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений (выписка из протокола заедания комиссии по реализации программы по улучшению жилищных условий от 14 июля 2015 года № ***, л.д. ***).

В соответствии с приложением № 4 к указанной программе – Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, одним из критериев для получение социальной выплаты (подпункт «г» пункта 4 Типового положения) является признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 ЖК РФ.

Таким образом, на момент включения в число участников вышеуказанной ФЦП Орлов В.В. являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность его семьи жилым помещением была ниже учетной нормы, установленной органом местного самоуправления (менее 16 кв.м на одного человека).

Постановлением Администрации МО «Ульяновский район» № 676 от 15 июля 2016 года была установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяются уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на территории МО «Ульяновский район» Ульяновской области) в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Таким образом, Орлов В.В. перестал быть нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность его семьи жильем составила более 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Ботя И.В. указала на то, что обеспеченность Орлова В.В. жилой площадью следует оценивать применительно к жилому дому по адресу: ***, общая площадь которого составляет 42,13 кв.м, жилая – 27 кв.м.  В указанном доме Орлов В.В. проживает вместе со своей женой и дочерью.

Из материалов дела следует, что дом и земельный участок общей площадью 1693 кв.м, по адресу***,  был приобретен супругами Орловым В.В. и *** на основании договора купли-продажи от 01 октября 2013 года в общую долевую собственность (по ½ доле каждому). Общая площадь дома составляет 42,13 кв.м.  Дом был приобретен за *** из которых *** уплачены наличными, *** уплачены за счет кредитных средств.

На основании заявления Орлова В.В. от 21 ноября 2016 года он был переведен в списки заявителей на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по МО «Ульяновский район» в категорию «в» - молодые семьи и молодые специалисты, указанные в п. 33 Типового положения, работающие по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем  строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир) (л.д. 61).

Обеспеченность семьи Орлова В.В., состоящей из трех человек – он, жена и ребенок, общей площадью жилья в жилом доме по адресу*** также составляет более 12 кв.м на каждого члена семьи.  

Учитывая вышеизложенное, постановление Администрации МО «Ульяновский район» № 14 от 18 января 2017 года  об исключении Орлова В.В. из списка очередников на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по МО «Ульяновский район, является законным и обоснованным.

Довод апелляционной жалобы о том, что Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» не предусматривает такого основания для исключения из числа её участков, как изменение учетной нормы жилого помещения площади для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, основан на неверной трактовке действующего законодательства. 

Перечень оснований, при наличии которых граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотрен в статье 56 ЖК РФ.

Одним из оснований для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (п. 2 части 1).

В данном случае истец утратил основания для получения социальной выплаты в рамках ФЦП, поскольку перестал соответствовать условию, предусмотренному подпункту «г» пункта 4 Типового положения - то есть перестал быть нуждающимся в улучшении жилищных условий применительно к положениям ст. 51 ЖК РФ.

В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Орлова В.В.

Неверно  избранный судом порядок рассмотрения дела в силу ч. 6 ст. 330 ГПК РФ не может являться основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Учитывая, что всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, нарушений норм материального законодательства не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 06 марта  2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Орлова В*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                        

 

Судьи: