Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в возобновлении выплаты пенсии
Документ от 23.05.2017, опубликован на сайте 02.06.2017 под номером 66481, 2-я гражданская, о восстановлении пенсии по инвалидности, страховой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                Дело № 33-1928/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    23 мая 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Скарги С*** И*** – Дегтярева А*** В*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 08 февраля 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Скарги С*** И*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области о возложении обязанности возобновить с 01 ноября 2016 года выплату пенсии по старости и пенсии по инвалидности на основании заявления, поданного  01 ноября 2016 года, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Скарги С.И. – Дегтярева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области Пронько Н.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Скарга С.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (далее – УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска, пенсионный орган) о возложении обязанности возобновить с 01 ноября 2016 года выплату пенсии по старости и пенсии по инвалидности на основании заявления, поданного  01 ноября 2016 года. В обоснование иска указал, что с 01 октября 1996 года являлся получателем пенсии по инвалидности, с 01 июля 2007 года – страховой пенсии по старости. В период с 01 апреля по 01 ноября 2016 года он выехал для временного проживания в г. *** Белгородской области, в связи с чем выплата пенсий в г. Ульяновске ему была прекращена. 01 ноября 2016 года он обратился к ответчику с заявлением о восстановлении выплаты пенсий, однако в этом ему было необоснованно отказано со ссылкой на его выезд с места жительства в г. Ульяновске.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Скарги С.И. – Дегтярев А.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению автора жалобы, судом неправильно применены нормы материального права, а именно положения статьи 7 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года, поскольку ежемесячная выплата, которую истец получает на Украине, в виде пенсии по инвалидности в размере фактического убытка в соответствии с Законом Украины от 28 февраля 1991 года № 796-XII «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» не предусмотрена законодательством Российской Федерации. Пенсии по старости и инвалидности, аналогичные тем, которые Скарга С.И. получал в Российской Федерации, предусмотрены Законом Украины от 15 мая 1992 года №2356-XII, однако за их назначением истец на Украине не обращался. В своем обращении в пенсионный орган Украины Скарга С.И. просил о назначении ему только ежемесячной выплаты как инвалиду Чернобыльской катастрофы в размере фактического убытка. Данная выплата не тождественна пенсии по старости и инвалидности, названные выплаты имеют разную правовую природу, возможность их одновременного получения согласуется с положениями ст. 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, до 01 апреля 2016 года Скарга С.И. как гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в г.Ульяновске, в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации являлся в ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска получателем страховой пенсии по старости и государственной пенсии по инвалидности, а также ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) как инвалид *** группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС.

С 01 апреля 2016 года выплата пенсий и дополнительных социальных выплат истцу ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска прекращена на основании распоряжений от 23 марта 2016 года о снятии пенсионного дела с учета.

Решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 20 сентября 2016 года Скарге С.И. отказано в удовлетворении исковых требований к УПФ РФ (ГУ) в г. Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области о восстановлении пенсии по инвалидности и по старости с 01 апреля 2016 года.

Указанным решением Старооскольского городского суда Белгородской области установлено, что 29 апреля 2016 года Скарга С.И. обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области с заявлением о запросе выплатных (пенсионных) дел из УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска; с 01 апреля 2016 года Скарга С.И. состоит на учете в УПФ Украины в г.Рубежное Луганской области как получатель пенсии по инвалидности согласно Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», является гражданином Украины, проживает по адресу: ***; работает в ***.

Апелляционным определением Белгородского областного суда от 13 декабря 2016 года названное выше решение Старооскольского городского суда Белгородской области оставлено без изменения, вступило в законную силу. 

01 ноября 2016 года Скарга С.И. обратился в ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска с заявлением о возобновлении выплаты пенсии по старости и пенсии по инвалидности.

Письмом ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска от 24 ноября 2016 года Скарге С.И. было отказано в назначении пенсии по старости и пенсии по инвалидности с 01 ноября 2016 года со ссылкой на наличие в пенсионном органе сведений о проживании истца на Украине и получении в этом государстве  пенсии по инвалидности согласно Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».

Этим же письмом истцу разъяснено и указано на возможность назначения пенсий в Российской Федерации после получения пенсионным органом аттестата о прекращении выплаты пенсии на территории Украины.

Полагая отказ в назначении пенсии по старости и пенсии по инвалидности с 01 ноября 2016 года незаконным, Скарга С.И. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым пришел к верному выводу об отказе в иске.

Вывод суда мотивирован, соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам закона, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции при разрешении спора правильно руководствовался нормами Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, участниками которого являются и Российская Федерации и Украина (далее – Соглашение).

Статьей 5 Соглашения определено, что оно распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (п. 3 ст. 6 Соглашения).

Статьей 7 Соглашения установлено, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 Соглашения.

В силу приведенных положений Соглашения от 13 марта 1992 года для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данного соглашения, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации.

Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Факт существования в Украине тех же видов пенсий, которые Скарга С.И. получал в Российской Федерации (по старости и инвалидности), сторона истца не оспаривает. 

Таким образом, имеющим значение для дела обстоятельством при разрешении настоящего спора, касающегося назначения и дальнейшей выплаты на территории Российской Федерации пенсии пенсионеру, переселившемуся из государства - участника названного выше Соглашения, является установление его постоянного проживания в Российской Федерации по адресу, указанному им как место жительства в заявлении в соответствующий пенсионный орган.

При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года № 14-П, от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 15 января 1998 года № 2-П, от 2 февраля 1998 года №4-П и от 2 июня 2011 года № 11-П; определения от 5 октября 2000 года № 199-О, от 4 марта 2004 года № 146-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П, от 13 октября 2009 года № 1309-О-О, от 27 мая 2010 года № 741-О-О, от 17 ноября 2011 года № 1597-О-О, от 5 июня 2012 года № 1059-О, от 17 июня 2013 года № 996-О).

Как было указано выше, в материалах дела имеются сведения, представленные Управлением Пенсионного фонда Украины в г. Рубежное Луганской области, о том, что Скарга С.И. состоит на учете в данном пенсионном органе с 01 апреля 2016 года как получатель пенсии по инвалидности в размере фактических убытков согласно Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы». При этом выплата пенсии Скарге С.И. производится на основании его заявления.

Кроме того, пенсионным органом Украины представлены сведения о том, что Скарга С.И. является гражданином Украины, проживает по адресу: г***, работает в ***.

Данные обстоятельства также установлены вступившим в законную силу решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 20 сентября 2016 года.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска оснований для назначения Скарге С.И. с 01 ноября 2016 года выплаты в Российской Федерации пенсии по старости и пенсии по инвалидности.

Вопреки утверждениям истца, у суда не имеется оснований не доверять сведениям, представленным компетентным органом Украины, действующим в рамках ст. 8 Соглашения, согласно которой органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 885н, предусмотрена возможность приостановления или прекращения выплаты пенсии пенсионным органом.

Одним из оснований прекращения выплаты страховой пенсии (пункт 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») является утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

Аналогичные положения содержатся в п.п. 3 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из содержания пунктов 73 - 83 названных выше правил следует, что возобновление или восстановление выплаты пенсии производится пенсионным органом на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления или прекращения выплаты пенсии.

С учетом того, что ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска обнаружены обстоятельства, подвергающие сомнению достоверность сведений о постоянном месте жительства в Российской Федерации, представленных Скаргой С.И. в подтверждение его права на выплату пенсии на территории Российской Федерации, и ввиду того, что установление факта постоянного проживания Скарги С.И. на территории другого государства влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии на территории Российской Федерации, выводы суда об отсутствии у ответчика законных оснований для принятия решения о назначении истцу с 01 ноября 2016 года выплат пенсии по старости и  пенсии по инвалидности являются правомерными.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не влекут отмену судебного решения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 08 февраля 2017 года  оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Скарги С*** И*** – Дегтярева А*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи