УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Чапайкина Е.П. Дело № 33-2014/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
23 мая 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Казаковой М.В.,
судей Герасимовой
Е.Н., Фоминой В.А.,
при секретаре
Штукатурове С.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 06 марта 2017 года, по которому
постановлено:
Исковые требования
прокурора г.Димитровграда Ульяновской области
в интересах несовершеннолетней Б*** К*** Н*** удовлетворить частично.
Взыскать с
Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Безенковой С***
С***, действующей в интересах несовершеннолетней дочери Б*** К*** Н***, в возмещение расходов на приобретение
лекарственного препарата 1348 (одна тысяча триста сорок восемь) руб. 40 коп.
В удовлетворении
исковых требований прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в интересах
несовершеннолетней Б*** К*** Н*** к федеральному государственному бюджетному
учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального
медико-биологического агентства» о понуждении к своевременному оформлению
рецептов на медицинский препарат отказать.
Заслушав доклад
судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Сальникова А.А., полагавшего
решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор
г.Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах
несовершеннолетней Б*** К.Н. к Министерству здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области, федеральному государственному
бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального
медико-биологического агентства» (далее – ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России) о
понуждении к своевременному оформлению рецептов на медицинский препарат,
взыскании денежных средств. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной
проверки установлено, что Б*** К.Н., *** года рождения, страдает заболеванием «***».
02 декабря 2016 года несовершеннолетней Б*** К.Н. был выписан рецепт на
получение лекарственного препарата *** в количестве 2-х упаковок. Указанный
препарат был приобретен матерью ребенка в аптеке за свой счет на сумму 1348
руб. 40 коп. по причине отсутствия его в наличии в аптечных учреждениях
акционерного общества «УльяновскФармация». Просил обязать ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА
России обеспечить своевременное оформление рецептов Б*** К.Н. на лекарственный
препарат *** в соответствии с медицинскими показаниями, взыскать с Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области денежные
средства в сумме 1348 руб. 40 коп., затраченные на приобретение указанного
лекарственного препарата для ребенка.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением
суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять новое
решение. Указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат *** на
основании соответствующего государственного контракта. Согласно сведениям
Региональной информационной системы дальнейшее обеспечение несовершеннолетней Б***
К.Н. лекарственным препаратом «*** осуществляется. Полагает, что необеспечение
Б*** К.Н. лекарственным препаратом возникло по вине АО «УльяновскФармация»,
которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных
препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с
Министерством контракта. В этой связи считает, что надлежащим ответчиком по
делу является АО «УльяновскФармация», которое судом к участию в деле привлечено
не было.
В возражениях на
апелляционную жалобу прокурор г.Димитровграда Ульяновской области просит
решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса,
извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной
инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях
относительно жалобы.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений судебная коллегия
приходит к следующему.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, несовершеннолетняя Б*** К.Н., *** года
рождения, страдает заболеванием «***», в связи с чем нуждается в постоянном
приеме лекарственного препарата ***.
29 декабря 2016 года
лечащим врачом несовершеннолетней Б*** К.Н. был выписан рецепт на препарат ***
в количестве 2-х упаковок, которым несовершеннолетняя обеспечена не была по
причине его отсутствия в аптечных учреждениях.
13 января 2017 года
законным представителем Б*** К.Н. – Безенковой С.С. была приобретена одна
упаковка лекарственного препарата *** стоимостью 674 руб. 40 коп., а 27 января 2017 года – вторая упаковка
названного лекарственного препарата стоимостью 674 руб. 00 коп.
Ссылаясь на данное
обстоятельство, прокурор г. Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с
настоящим иском в интересах несовершеннолетней Б*** К.Н.
Разрешая спор, суд
первой инстанции правильно определил характер взаимоотношений сторон и закон,
подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об
удовлетворении требований, заявленных к Министерству здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и нормам закона,
оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской
Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития
медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений
здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
Правительство Российской Федерации утверждает Перечень групп населения и категорий
заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия
медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с данным Перечнем правом на бесплатное
получение всех лекарственных средств и изделий медицинского назначения обладают
дети первых трех лет жизни.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26
декабря 2015 года №2724-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших
лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, в
который включен лекарственный препарат ***.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу
о том, что нарушенное право несовершеннолетней Б*** К.Н. на бесплатное
обеспечение лекарственными препаратами подлежит защите и восстановлению в
данном случае путем взыскания в пользу законного представителя несовершеннолетней
– Безенковой С.С. денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного
препарата.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не
является в споре надлежащим ответчиком,
несостоятельны.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации
от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием
в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных,
профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения,
вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных
учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий
медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, -
принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке
населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №
14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).
Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным
органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на
территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны
здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной
семейной политики и демографической политики Российской Федерации.
Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения
Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального
благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах
установленных полномочий (п. 1.2 Положения).
Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением
Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с
законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и
реализует программы развития здравоохранения, обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний,
организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения
Ульяновской области;
разрабатывает, вносит на утверждение Правительства
Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории
Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного
медицинского страхования;
реализует мероприятия по обеспечению лекарственными
препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими
изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц,
относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении
обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения».
Из приведенных
правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской
области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на
обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных
групп населения, к числу которых относится несовершеннолетняя Б*** К.Н.
В силу изложенного
решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 06 марта 2017 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи