Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в предоставлении жилья сироте
Документ от 23.05.2017, опубликован на сайте 01.06.2017 под номером 66419, 2-я гражданская, о возложении обязанности включить в список детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                                    Дело № 33 - 1729/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     23 мая 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Старостиной И.М., Калашниковой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кафиятулловой Д*** Х*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 января 2017 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Кафиятулловой Д*** Х*** к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным решения комиссии об отказе в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, обязании включить в список детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению  жилыми помещениями  – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Старостиной И.М., объяснения Кафиятулловой Д.Х., её представителя Курашова В.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Кафиятуллова Д.Х. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным решение комиссии от 03.06.2016 об отказе в установлении факта невозможности её (истицы) проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. Мордово – Озеро, обязать ответчика включить её в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В обоснование иска указала, что является ребенком сиротой, оставшимся без попечения родителей.

Решением комиссии Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области от 03.06.2016 ей (истице) было отказано в постановке на учет по улучшению жилищных условий по основанию, что в установленный законом срок с заявлением о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения не обращалась.

Считает решение незаконным.

Указывает, что с рождения проживала и была зарегистрирована по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. Мордово-Озеро.

По решению суда её родители были ограничены в родительских правах в отношении неё, и над ней была установлена опека. В 2004 она воспитывалась в областном государственном казённом учреждении социального обслуживания «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «РАДУГА» в г.Димитровграде», в 2005 - в Ивановском детском доме Ульяновской области. 

В соответствии с постановлением главы Администрации Мелекесского района Ульяновской области от 27.06.2005 № 447 над ней была установлена опека Ульяновой А.А. (бабушкой).

В настоящее время проживает в г. Димитровграде с ребенком и мужем по договору коммерческого найма в квартире по адресу: г. Димитровград, пр. ***, д. ***, кв. ***.

Согласно справке формы № 8 от 22.11.2016 с 01.08.1997 по 15.02.2014 была зарегистрирована в с. Мордово - Озеро, Мелекесского района, Ульяновской области.

После достижения возраста 18 лет она (истица) неоднократно обращалась в отдел образования, отдел опеки и попечительства Мелекесского района Ульяновской области, в Администрацию муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области с вопросом постановки её на учет для улучшения жилищных условий, предоставления жилья как ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

Просила признать незаконным решение комиссии от 03.06.2016 Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области об отказе в установлении факта невозможности её (истицы) проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. Мордово - Озеро, обязать ответчика включить её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Администрацию муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, Управление образования Администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области.

Рассмотрев данный спор, суд принял приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе Кафиятуллова Д.Х. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение, которым удовлетворить её требования. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права.

Не соглашается с выводом суда об отсутствии у неё права на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указывает, что до достижения 23 лет она обращалась в Управление образования муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области с заявлением о предоставлении ей жилого помещения. Органам опеки и попечительства с 2005 года известно, что закреплённое за ней жилое помещение - дом в с. Мордово - Озеро сгорел, другого жилого помещения для проживания у неё нет.

Ссылается на обращение через сайт сети Интернет к Президенту РФ с заявлением о бездействии органов местного самоуправления по вопросу предоставления ей жилого помещения.

Указывает, что суд необоснованно не принял во внимание справку от 22.11.2016, выданную главой администрации муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение», из которой усматривается её обращение 15.11.2013 по вопросу содействия в выделении ей жилого помещения, поскольку она относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Считает, что данной справкой подтверждается факт ее обращения до достижения 23-летнего возраста в орган исполнительной власти для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.   

Представители ответчика, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегией не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Судом первой инстанции установлено, что Кафиятуллова Д.Х., 17.12.1991 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Мелекесского районного суда Ульяновской области от 04.03.2004 мать истицы Кафиятуллова И.Г. ограничена в родительских правах в отношении дочери Кафиятулловой Д.Х., отец Кафиятуллов Х.Ю. также ограничен в родительских правах решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 26.04.2004.

Постановлением главы Филипповской сельской Администрации Мелекесского района Ульяновской области от 26.01.2004 № 1 за Кафиятулловой Д.Х. была закреплена жилая площадь в доме, находящемся в селе Мордово – Озеро Мелекесского района Ульяновской области. 

Постановлением главы Мелекесского района Ульяновской области № 46 от 05.02.2004 Кафиятуллова Д.Х. была определена в Димитровградский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «РАДУГА» (л.д.8), 17.09.2004 выбыла в Ивановский детский дом Ульяновской области.

Постановлением главы Мелекесского района Ульяновской области № 447 от 27.06.2005 над Кафиятулловой Д.Х. установлено попечительство, попечителем назначена Ульянова А.А. (л.д. 7).

Кафиятуллова Д.Х. с рождения проживала и была зарегистрирована по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. Мордово – Озеро, которое и было за ней закреплено. Однако как было установлено судом, данное жилое помещение сгорело в 2005 году.

01.06.2016 Кафиятуллова Д.Х. обратилась к ответчику с заявлением об установлении факта невозможности её проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. Мордово - Озеро.

Решением комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 03.06.2016 Кафиятулловой Д.Х. отказано в рассмотрении вопроса об установлении указанного факта, поскольку в установленный законом срок с заявлением о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» до достижения 23 - летнего возраста не обращалась.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Кафиятулловой Д.Х., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 №185-ФЗ, от 28.11.2015 № 358-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Из содержания ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что положения данного закона распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Таким образом, граждане, имеющие право на льготное (внеочередное) предоставление жилья согласно ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для реализации этого права до достижения ими 23 лет должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном действующим жилищным законодательством порядке соответствующим органом местного самоуправления, и приняты на учет в таком качестве.

Достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Судом установлено, что Кафиятуллова Д.Х. в установленный законом срок с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения вне очереди в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в органы, уполномоченные производить постановку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилищный учёт, не обращалась. Данных о постановке ее на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением до достижения 23-летнего возраста, в том числе на основании заявления органа опеки, в материалах дела не имеется.

С письменным заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении для последующего предоставления жилья как лицу из числа детей – сирот Кафиятуллина Д.Х. обратилась в надлежащий орган только в 2016, когда ей было уже 24 года, поэтому ссылка автора жалобы на справку главы Администрации поселения муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение» от 22.11.2016, из которой усматривается обращение истицы по вопросу выделения жилого помещения 15.11.2013, не имеет правового значения при разрешении данного спора.

Доводы Кафиятуллиной Д.Х. о том, что до достижения ею 23 лет она неоднократно обращалась на сайт Президента РФ в сети Интернет с заявлением о бездействии органов местного самоуправления по вопросу предоставления ей жилого помещения, что указывает на своевременность её обращения, и как следствие постановки на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, являются необоснованными, основанными на неверном толковании норм действующего в РФ законодательства.

Кроме того, из представленных в суд апелляционной инстанции Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области сведений, Кафиятуллова Д.Х. в период с 2010 по 2014 не обращалась по вопросам установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении либо включения в список детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области. В обращении в Администрацию Президента РФ от 23.06.2015 № К – 6087 Кафиятуллова Д.Х. просила решить вопрос об установлении опеки в отношении несовершеннолетней племянницы. По вопросам обеспечения жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области и оказания бесплатной юридической помощи Кафиятуллова Д.Х. обращалась в Администрацию Президента РФ в 2016 году.

Поскольку Кафиятуллина Д.Х. не воспользовалась до 23 лет своим правом на постановку на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда, судом первой инстанции обоснованно было отказано в удовлетворении заявленных исковых требований, так как истица утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и право на предоставление жилья согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Требования о признании незаконным решения комиссии Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области от 03.06.2016, отказавшей Кафиятулловой Д.Х. в установлении факта невозможности её (истицы) проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. Мордово – Озеро, являются необоснованными, поскольку на момент обращения к ответчику с заявлением об установлении данного факта истица уже не относилась к числу лиц вышеуказанной категории в связи с достижением 23 - летнего возраста.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 января 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кафиятулловой Д*** Х*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: