Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Спор о социальной выплате на приобретение жилого помещения
Документ от 16.05.2017, опубликован на сайте 02.06.2017 под номером 66339, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чернова Н.В.                                                    Дело № 33-1769/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          16 мая 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре  Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Панкова Сергея Владимировича на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 08 февраля 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Панкова С*** В*** к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для приобретения  или строительства жилого помещения, отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Панкова С.В., его представителя – адвоката Курашова В.Н., Панковой А.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Мошкова А.Ю.,  полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Панков С.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее – УФСИН России по Ульяновской области), Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России) о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения такой выплаты. В обоснование иска указал, что с 29 декабря 2001 года по 11 апреля 2016 года проходил службу в должности *** группы надзора отдела безопасности ФКУ *** УФСИН России по Ульяновской области, уволен по выслуге лет, период службы в календарном исчислении составляет более 15 лет. С составом семьи 4 человека (он сам, супруга и две дочери) он фактически проживает в общежитии ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области, а зарегистрирован с семьей ***. До 25 августа 2014 года он был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ***, собственником которого является знакомая его бабушки – К*** Л.Н. Регистрация по данному адресу носила формальный характер, была необходима ему для трудоустройства в ФКУ *** УФСИН России по Ульяновской области. В квартиру К*** Л.Н. он никогда не вселялся и там не проживал. 09 июля 2014 года в установленном порядке он обратился в Территориальную подкомиссию УФСИН России по Ульяновской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья и представил необходимые документы. По результатам рассмотрения его заявления и документов 22 октября 2014 года Территориальной подкомиссией было принято решение о направлении пакета его документов в Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке его с составом семьи четыре человека на учет в целях получения единовременной социальной выплаты. Решением комиссии ФСИН России № 87 от 27 октября 2016 года ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м, с чем он не согласен. Наличие в собственности у одной из его дочерей 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру *** не исключает нуждаемость его семьи в улучшении жилищных условий. Просил признать незаконным решение ответчиков от 27 октября 2016 года об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязать ответчиков поставить его с составом семьи на такой учет.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Панкову А.И. и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Панков С.В. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене в связи с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права. Не соглашается с выводами суда о том, что на момент подачи заявления о постановке на учет (09 июля 2014 года) обеспеченность членов его семьи жильем составляла 17,03 кв.м на каждого. Полагает, что квартира по адресу: ***, собственником которой является К*** Л.Н., не может учитываться при определении его нуждаемости в жилом помещении.  В указанную квартиру он никогда не вселялся, не проживал, право пользования помещением не приобретал, и не был членом семьи проживающей там К*** Л.Н. Его регистрация по указанному адресу носила формальный характер, была необходима для трудоустройства в ФКУ *** УФСИН России по Ульяновской области. С регистрационного учета он снялся по требованию К*** Л.Н. и временно зарегистрировался по адресу своей семьи – супруги и дочерей. Фактически он с семьей проживает в комнате в общежитии ФКУ *** УФСИН России по Ульяновской области.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

С 01 января 2013 года отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулирует Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 283-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы (далее - единовременная социальная выплата).

Частью 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник в том числе: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в  общежитии (пункты 1, 2, 6).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ0).

Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 (далее – Правила).

Пунктом 3 Правил определено, что единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

К федеральным органам исполнительной власти в целях названных Правил относится в том числе Федеральная служба исполнения наказаний.

Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 Правил).

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Панков С.В., *** внутренней службы, проходил службу в уголовно-исполнительной системе России в должности *** группы надзора отдела безопасности ФКУ *** УФСИН России по Ульяновской области, уволен в связи с выходом на пенсию по выслуге лет 11 апреля 2016 года.

С 22 ноября 2003 года Панков С.В. состоит в зарегистрированном браке с П*** А.И. От брака супруги Панковы имеют двоих дочерей: П*** П***, *** года рождения, П*** У***, *** года рождения.

Супруга истца, а также две его дочери зарегистрированы по адресу: ***, общей площадью 67,8 кв.м: П*** А.И. (супруга) – с 05 сентября 1997 года, П*** П*** – с 21 марта 2006 года, П*** У*** – с 17 июля 2009 года.

По этому же адресу зарегистрированы П*** И.П. (отец супруги истца) – с 05 сентября 1997 года, К*** М.И. (сестра супруги истца) – с 30 января 2010 года.

Собственниками трехкомнатной квартиры *** являются П*** И.П., К*** М.И., несовершеннолетняя П*** П*** в равных долях каждый (в размере по 1/3 доли в праве).

Право общей долевой собственности на квартиру по названному выше адресу возникло у П*** И.П. и несовершеннолетней П*** П*** на основании договора о передаче жилых помещений в собственность от 28 июля 2009 года, а у К*** М.И. – на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию (после смерти П*** Т.И., умершей ***).

С 25 августа 2014 года временно до 25 августа 2019 года по названному адресу зарегистрирован также сам истец Панков С.В.

До 25 августа 2014 года Панков С.В. был зарегистрирован по адресу: ***.

Жилое помещение по указанному адресу представляет собой трехкомнатную квартиру, общей площадью 54,87 кв.м, собственником которой на основании договора о передаче жилых помещений в собственность от 29 мая 1995 года является К*** Л.Н.

В квартире *** К*** Л.Н. зарегистрирована с 01 марта 1977 года, а Панков С.В., приходящийся К*** Л.Н. согласно справке формы № 8 племянником, был зарегистрирован с 11 декабря 2001 года.

Согласно справкам ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области с 01 января 2002 года по настоящее время Панков С.В. с семьей (супругой и дочерьми) проживает в общежитии данного исправительного учреждения по адресу: ***.

09 июля 2014 года истец, имеющий на указанную дату выслугу 16 лет 5 месяцев 14 дней, обратился в Территориальную подкомиссию УФСИН России по Ульяновской области с заявлением и документами о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях предоставления единовременной социальной выплаты.

Заявление истца было рассмотрено Территориальной подкомиссией 22 октября 2014 года, принято решение о направлении пакета документов, представленных Панковым С.В. в УФСИН России по Ульяновской области, в Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке истца с составом семьи 4 человека на учет в целях получения единовременной социальной выплаты.

11 ноября 2014 года истец был уведомлен о принятии Территориальной подкомиссией решения о направлении пакета документов в Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты.

Решением комиссии ФСИН России № 87 от 27 октября 2016 года Панкову С.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения, ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Отказывая в удовлетворении исковых требований Панкова С.В., суд первой инстанции исходил из того, что на момент подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (09 июля 2014 года) обеспеченность истца и членов его семьи жильем составляла 17,03 кв.м на каждого. При этом суд согласился с позицией ответчиков и принял для расчета обеспеченности истца жильем площадь жилых помещений, находящихся в собственности К*** Л.Н. (54,87 кв.м), и в общей долевой собственности П*** И.П., К*** М.И. и несовершеннолетней П*** П*** (67,8 кв.м) ((54,87/2)х1)+(67,8/5)х3)/4)).

В отношении факта снятия истца с регистрационного учета в квартире К*** Л.Н. 25 августа 2014 года и регистрации в жилом помещении совместно с членами своей семьи суд сделал вывод об ухудшении П*** С.В. жилищных условий, указав на то, что обеспеченность истца жильем в настоящее время составляет 11,3 кв.м (67,8/6), что менее учетной нормы (15 кв.м).

Однако с данными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что собственником жилого помещения общей площадью 54,87 кв.м по адресу: ***, является К*** Л.Н., которая к числу близких родственников истца не относится и в силу закона, соответственно, к членам семьи истца не относится.

Доказательства, что Панков С.В. вселялся в квартиру К*** Л.Н. и являлся членом ее семьи, в материалах дела также отсутствуют.

Напротив, документально подтверждено, что с 01 января 2002 года Панков С.В. проживает в общежитии ФКУ *** УФСИН России по Ульяновской области,   первоначально один, а после заключения брака и рождения детей – с составом семьи.

Собственником жилого помещения в семье истца является только его старшая дочь П***, на долю которой приходится 22,6 кв.м (67,8/3) в квартире по адресу: ***.

Действия Панкова С.В. по снятию с регистрационного учета в жилом помещении, принадлежащем К*** Л.Н., и регистрации совместно с семьей в квартире по адресу: ***, не могут быть признаны намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий, поскольку в результате этих действий статус истца как нуждающегося в жилье и обеспеченного на каждого члена семьи жилой площадью менее 15 кв.м не изменился.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в части отказа Панкову С.В. в удовлетворении требований, заявленных к ФСИН России; в указанной части по делу надлежит принять новое решение, которым требования Панкова С.В. к ФСИН России удовлетворить, признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 27 октября 2016 года № 87 об отказе Панкову С.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязать ФСИН России поставить Панкова С.В. с составом семьи четыре человека (истец, супруга, две дочери) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 09 июля 2014 года.

Определяя надлежащего ответчика, судебная коллегия исходит из того, что спорные отношения возникли в июле 2014 года, когда в соответствии с Порядком формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным приказом ФСИН России № 496 от 29 августа 2013 года, полномочия по принятию решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него были возложены на комиссию ФСИН России (п. 8.1.2 названного Порядка).

В соответствии с п. 4 приказа ФСИН России № 550 от 16 октября 2014 года, утвердившего новый Порядок работы соответствующих комиссий ФСИН России и территориальных органов ФСИН России и признавшего утратившим силу приказ ФСИН России № 496 от 29 августа 2013 года, заявления (рапорты), поданные сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы до вступления в силу приказа № 550 от 16 октября 2014 года, рассматриваются комиссией ФСИН России.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 08 февраля 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Панкова Сергея Владимировича к Федеральной службе исполнения наказаний.

Принять в указанной части новое решение.

Признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний от 27 октября 2016 года № 87 об отказе Панкову С*** В*** в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний поставить Панкова С*** В*** с составом семьи четыре человека (Панков Сергей Владимирович, Панкова А*** И***, П*** П*** С***, П*** У*** С***) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 09 июля 2014 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи