УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Чернова Н.В. Дело № 33-1769/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
16 мая 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой
Е.Н., Казаковой М.В.,
при секретаре Штукатурове С.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Панкова Сергея
Владимировича на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 08
февраля 2017 года, по которому постановлено:
В
удовлетворении исковых требований Панкова С*** В*** к Управлению Федеральной
службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, Федеральной службе
исполнения наказаний России о признании незаконным решения об отказе в
постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для
приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности
поставить на учет для приобретения или
строительства жилого помещения, отказать в полном объеме.
Заслушав доклад
судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Панкова С.В., его представителя – адвоката
Курашова В.Н., Панковой А.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя
Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Ульяновской области Мошкова А.Ю., полагавшего решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Панков С.В.
обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по
Ульяновской области (далее – УФСИН России по Ульяновской области), Федеральной
службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России) о признании незаконным
решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной
выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении
обязанности поставить на учет для получения такой выплаты. В обоснование иска
указал, что с 29 декабря 2001 года по 11 апреля 2016 года проходил службу в
должности *** группы надзора отдела безопасности ФКУ *** УФСИН России по
Ульяновской области, уволен по выслуге лет, период службы в календарном
исчислении составляет более 15 лет. С составом семьи 4 человека (он сам,
супруга и две дочери) он фактически проживает в общежитии ФКУ ИК-3 УФСИН России
по Ульяновской области, а зарегистрирован с семьей ***. До 25 августа 2014 года
он был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ***, собственником которого
является знакомая его бабушки – К*** Л.Н. Регистрация по данному адресу носила
формальный характер, была необходима ему для трудоустройства в ФКУ *** УФСИН
России по Ульяновской области. В квартиру К*** Л.Н. он никогда не вселялся и
там не проживал. 09 июля 2014 года в установленном порядке он обратился в
Территориальную подкомиссию УФСИН России по Ульяновской области с заявлением о
постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в
целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или
строительства жилья и представил необходимые документы. По результатам
рассмотрения его заявления и документов 22 октября 2014 года Территориальной
подкомиссией было принято решение о направлении пакета его документов в
Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке его с составом семьи
четыре человека на учет в целях получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России № 87 от 27 октября 2016 года ему отказано в
постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с
обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15
кв.м, с чем он не согласен. Наличие в собственности у одной из его дочерей 1/3
доли в праве общей долевой собственности на квартиру *** не исключает
нуждаемость его семьи в улучшении жилищных условий. Просил признать незаконным
решение ответчиков от 27 октября 2016 года об отказе в постановке его на учет
для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или
строительство жилого помещения, обязать ответчиков поставить его с составом
семьи на такой учет.
Суд привлек к
участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований относительно предмета спора, Панкову А.И. и, рассмотрев заявленные
требования по существу, постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Панков С.В. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене в связи
с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным
применением норм материального права. Не соглашается с выводами суда о том, что
на момент подачи заявления о постановке на учет (09 июля 2014 года)
обеспеченность членов его семьи жильем составляла 17,03 кв.м на каждого.
Полагает, что квартира по адресу: ***, собственником которой является К***
Л.Н., не может учитываться при определении его нуждаемости в жилом
помещении. В указанную квартиру он
никогда не вселялся, не проживал, право пользования помещением не приобретал, и
не был членом семьи проживающей там К*** Л.Н. Его регистрация по указанному
адресу носила формальный характер, была необходима для трудоустройства в ФКУ ***
УФСИН России по Ульяновской области. С регистрационного учета он снялся по
требованию К*** Л.Н. и временно зарегистрировался по адресу своей семьи –
супруги и дочерей. Фактически он с семьей проживает в комнате в общежитии ФКУ ***
УФСИН России по Ульяновской области.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
С 01 января 2013
года отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих
специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся
(находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных
гарантий регулирует Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О
социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной
власти и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон № 283-ФЗ).
В соответствии с ч.
1 ст. 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую
продолжительность службы не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право
на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого
помещения один раз за весь период государственной службы (далее -
единовременная социальная выплата).
Частью 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ
установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в
пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному
органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа
исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или
уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник в том числе: не
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом
семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом
семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и
обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных
метров; проживает в общежитии (пункты 1,
2, 6).
Порядок
и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
Правительством Российской Федерации (часть 6 ст. 4 Федерального закона №
283-ФЗ0).
Согласно части 8
статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудник, который с
намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на
получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие
ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением
приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на
получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие
ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего
право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять
лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение
жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1)
с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга
(супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2)
с обменом жилыми помещениями; 3)
с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из
жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с
предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей
площади ранее занимаемого жилого помещения; 4)
с выделением доли собственниками жилых помещений; 5)
с отчуждением жилых помещений или их частей.
Правила предоставления единовременной социальной
выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам
учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной
противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных
органов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской
Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 (далее – Правила).
Пунктом 3 Правил определено, что
единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя
федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя,
которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной
выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
К федеральным органам исполнительной власти в
целях названных Правил относится в том числе Федеральная служба исполнения
наказаний.
Принятие сотрудника на учет для получения
единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей
продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном
исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации (пункт 4 Правил).
Пунктом 5
Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения
единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по
рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для
приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором
указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о
лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31
и 69
Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех
местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах,
единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого
помещения не предоставлялись.
В случае если сотрудник и (или) члены его
семьи совершили действия, указанные в части 8
статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, этот
сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение
единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения
таких действий (пункт 12
Правил).
Аналогичные положения содержатся в статье 53
Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по
ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве
нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения,
являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть
признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Как установлено судом и следует из материалов
дела, Панков С.В., *** внутренней службы, проходил службу в
уголовно-исполнительной системе России в должности *** группы надзора отдела
безопасности ФКУ *** УФСИН России по Ульяновской области, уволен в связи с
выходом на пенсию по выслуге лет 11 апреля 2016 года.
С 22 ноября 2003 года Панков С.В. состоит в
зарегистрированном браке с П*** А.И. От брака супруги Панковы имеют двоих
дочерей: П*** П***, *** года рождения, П*** У***, *** года рождения.
Супруга истца, а также две его дочери
зарегистрированы по адресу: ***, общей площадью 67,8 кв.м: П*** А.И. (супруга)
– с 05 сентября 1997 года, П*** П*** – с 21 марта 2006 года, П*** У*** – с 17
июля 2009 года.
По этому же адресу зарегистрированы П*** И.П.
(отец супруги истца) – с 05 сентября 1997 года, К*** М.И. (сестра супруги
истца) – с 30 января 2010 года.
Собственниками трехкомнатной квартиры ***
являются П*** И.П., К*** М.И., несовершеннолетняя П*** П*** в равных долях
каждый (в размере по 1/3 доли в праве).
Право общей долевой собственности на квартиру
по названному выше адресу возникло у П*** И.П. и несовершеннолетней П*** П***
на основании договора о передаче жилых помещений в собственность от 28 июля
2009 года, а у К*** М.И. – на основании свидетельства о праве на наследство по
завещанию (после смерти П*** Т.И., умершей ***).
С 25 августа 2014 года временно до 25 августа
2019 года по названному адресу зарегистрирован также сам истец Панков С.В.
До 25 августа 2014 года Панков С.В. был
зарегистрирован по адресу: ***.
Жилое помещение по указанному адресу
представляет собой трехкомнатную квартиру, общей площадью 54,87 кв.м,
собственником которой на основании договора о передаче жилых помещений в
собственность от 29 мая 1995 года является К*** Л.Н.
В квартире *** К*** Л.Н. зарегистрирована с
01 марта 1977 года, а Панков С.В., приходящийся К*** Л.Н. согласно справке
формы № 8 племянником, был зарегистрирован с 11 декабря 2001 года.
Согласно справкам ФКУ ИК-3 УФСИН России по
Ульяновской области с 01 января 2002 года по настоящее время Панков С.В. с
семьей (супругой и дочерьми) проживает в общежитии данного исправительного
учреждения по адресу: ***.
09 июля 2014 года истец, имеющий на указанную
дату выслугу 16 лет 5 месяцев 14 дней, обратился в Территориальную подкомиссию
УФСИН России по Ульяновской области с заявлением и документами о постановке его
на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях
предоставления единовременной социальной выплаты.
Заявление истца было рассмотрено
Территориальной подкомиссией 22 октября 2014 года, принято решение о
направлении пакета документов, представленных Панковым С.В. в УФСИН России по
Ульяновской области, в Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке
истца с составом семьи 4 человека на учет в целях получения единовременной
социальной выплаты.
11 ноября 2014 года истец был уведомлен о
принятии Территориальной подкомиссией решения о направлении пакета документов в
Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке на учет в целях получения
единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России № 87 от 27
октября 2016 года Панкову С.В. отказано в постановке на учет для получения
единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью
жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м (заявитель является членом
семьи собственника жилого помещения, ст. 31 Жилищного кодекса Российской
Федерации).
Отказывая в удовлетворении исковых требований
Панкова С.В., суд первой инстанции исходил из того, что на момент подачи
заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных
условий (09 июля 2014 года) обеспеченность истца и членов его семьи жильем
составляла 17,03 кв.м на каждого. При этом суд согласился с позицией ответчиков
и принял для расчета обеспеченности истца жильем площадь жилых помещений,
находящихся в собственности К*** Л.Н. (54,87 кв.м), и в общей долевой
собственности П*** И.П., К*** М.И. и несовершеннолетней П*** П*** (67,8 кв.м)
((54,87/2)х1)+(67,8/5)х3)/4)).
В отношении факта снятия истца с
регистрационного учета в квартире К*** Л.Н. 25 августа 2014 года и регистрации
в жилом помещении совместно с членами своей семьи суд сделал вывод об ухудшении
П*** С.В. жилищных условий, указав на то, что обеспеченность истца жильем в
настоящее время составляет 11,3 кв.м (67,8/6), что менее учетной нормы (15
кв.м).
Однако с данными выводами суда первой
инстанции согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении
норм материального права.
В силу части 1
статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого
помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим
ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и
пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом
Российской Федерации.
Частью 1
статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к
членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с
данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также
дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные
иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами
семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей
семьи.
Вселенные собственником жилого помещения
члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его
собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и
членами его семьи (часть 2
статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что собственником жилого
помещения общей площадью 54,87 кв.м по адресу: ***, является К*** Л.Н., которая
к числу близких родственников истца не относится и в силу закона,
соответственно, к членам семьи истца не относится.
Доказательства, что Панков С.В. вселялся в
квартиру К*** Л.Н. и являлся членом ее семьи, в материалах дела также
отсутствуют.
Напротив, документально подтверждено, что с
01 января 2002 года Панков С.В. проживает в общежитии ФКУ *** УФСИН России по
Ульяновской области, первоначально
один, а после заключения брака и рождения детей – с составом семьи.
Собственником жилого помещения в семье истца
является только его старшая дочь П***, на долю которой приходится 22,6 кв.м
(67,8/3) в квартире по адресу: ***.
Действия Панкова С.В. по снятию с
регистрационного учета в жилом помещении, принадлежащем К*** Л.Н., и
регистрации совместно с семьей в квартире по адресу: ***, не могут быть
признаны намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания
искусственного ухудшения жилищных условий, поскольку в результате этих действий
статус истца как нуждающегося в жилье и обеспеченного на каждого члена семьи
жилой площадью менее 15 кв.м не изменился.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя
признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в части отказа Панкову
С.В. в удовлетворении требований, заявленных к ФСИН России; в указанной части
по делу надлежит принять новое решение, которым требования Панкова С.В. к ФСИН
России удовлетворить, признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 27
октября 2016 года № 87 об отказе Панкову С.В. в постановке на учет для получения
единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого
помещения; обязать ФСИН России поставить Панкова С.В. с составом семьи четыре
человека (истец, супруга, две дочери) на учет для получения единовременной
социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 09
июля 2014 года.
Определяя надлежащего ответчика, судебная
коллегия исходит из того, что спорные отношения возникли в июле 2014 года,
когда в соответствии с Порядком формирования и работы комиссий учреждений и
органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления
сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях,
установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и
гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для
приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным приказом ФСИН
России № 496 от 29 августа 2013 года, полномочия по принятию решений о
постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты,
отказе в указанной постановке на учет и снятии с него были возложены на
комиссию ФСИН России (п. 8.1.2 названного Порядка).
В соответствии с п. 4 приказа ФСИН России №
550 от 16 октября 2014 года, утвердившего новый Порядок работы соответствующих
комиссий ФСИН России и территориальных органов ФСИН России и признавшего
утратившим силу приказ ФСИН России № 496 от 29 августа 2013 года, заявления
(рапорты), поданные сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной
системы до вступления в силу приказа № 550 от 16 октября 2014 года,
рассматриваются комиссией ФСИН России.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда
г.Ульяновска от 08 февраля 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении
исковых требований Панкова Сергея Владимировича к Федеральной службе исполнения
наказаний.
Принять в указанной части новое решение.
Признать незаконным решение комиссии
Федеральной службы исполнения наказаний от 27 октября 2016 года № 87 об отказе
Панкову С*** В*** в постановке на учет для получения единовременной социальной
выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обязать Федеральную службу исполнения
наказаний поставить Панкова С*** В*** с составом семьи четыре человека (Панков
Сергей Владимирович, Панкова А*** И***, П*** П*** С***, П*** У*** С***) на учет
для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или
строительства жилого помещения с 09 июля 2014 года.
В остальной части решение суда оставить без
изменения.
Председательствующий
Судьи