Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным бездействия
Документ от 16.05.2017, опубликован на сайте 24.05.2017 под номером 66242, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Лёшина И.В.                                                                  Дело № 33а-1861/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       16 мая 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Э.Е.,

при секретаре  Бешановой Э.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 06 февраля 2017 года, по которому постановлено:

 

Административное исковое заявление Мандрыкиной Е*** Г*** к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

Возложить на Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области обязанность по принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: ***.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Мандрыкина Е.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (в настоящее время – Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области), в котором просила признать незаконным бездействие административного ответчика по нерассмотрению её заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду площадью 1000 кв.м для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: *** и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В обоснование требований Мандрыкина Е.Г. указала, что 04.07.2016 она обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов в соответствии с подп. 14, 15, п. 2     ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В нарушение требований закона данное заявление не рассмотрено в установленный срок, что нарушает её права и законные интересы.

К участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области и муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области.

Рассмотрев требования Мандрыкиной Е.Г. по существу, суд первой инстанции принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что судом не учтены положения пп. 3 п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в порядке, установленном указанным пунктом, в том числе, путем принятия решения о предварительном согласовании  предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовывать или границы земельного участка подлежат уточнению. К заявлению о предварительном согласовании земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В соответствии с п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из указанных в данном пункте оснований, в том числе, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подп. 1-13, 15-19, 22, 23 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подп. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о его предоставлении обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Частью 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Однако данная норма применяется с учетом Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате  жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 № 901, в соответствии с которыми принимаются на учет и обеспечиваются земельными участками для индивидуального жилищного строительства инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Учитывая, что Мандрыкиной Е.Г. не были представлены документы, подтверждающие то, что она состоит на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, административный истец не имеет права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства во внеочередном порядке.

Согласно положениям ст.ст. 14, 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. При этом критерии признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий не ограничиваются только фактом отсутствия в собственности каких-либо жилых помещений. Учитываются также доход данного гражданина и постоянно проживающих с ним членов семьи, наличие у гражданина и членов его семьи жилых помещений по договорам социального найма.

Приходя к выводу о нуждаемости административного истца в улучшении жилищных условий, суд фактически подменил орган местного самоуправления, не обладая для этого необходимыми документами.

При отсутствии оснований для предоставления Мандрыкиной Е.Г. земельного участка в соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации ей могло быть согласовано предоставление земельного согласно подп. 15 п. 2 названной статьи и положениям ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрена процедура предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов с обязательной публикацией извещения о предоставлении  земельного участка для указанных целей. При этом в случае поступления в течение 30 дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, претендующих на данный участок, предоставление участка должно осуществляться на торгах.

Процедура предоставления земельного участка по подп. 14 и 15 различна, и решение суда об обязании предварительного согласования административному истцу земельного участка без осуществления публикации информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка в средствах массовой информации противоречит ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В возражениях на апелляционную жалобу Мандрыкина Е.Г. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без соблюдения условия признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. Не соглашается с доводами административного ответчика об отсутствии незаконного бездействия при рассмотрении её заявления, поскольку оно было рассмотрено спустя шесть месяцев вместо установленного законом месячного срока. Также указывает на пропуск административным ответчиком срока на апелляционное обжалование решения суда.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст. 150, ч. 2  ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

В соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в том числе, является неправильное применение норм материального права.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неправильным применением норм материального права является неправильное истолкование закона.

Такого рода нарушения допущены судом первой инстанции.

Как усматривается из материалов дела, 04.07.2016 Мандрыкина Е.Г обратилась в Департамент земельных отношений Ульяновской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка  площадью 1000 кв.м для строительства индивидуального жилого дома по адресу: ***, а также утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку испрашиваемый земельный участок не образован.

В качестве основания для предоставления земельного участка без проведения торгов заявительница указала подп. 14 и 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», приложив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копию паспорта заявительницы и справку об инвалидности 3 группы по общему заболеванию.

Данное заявление рассмотрено административным ответчиком 23.01.2017.

Согласно ответу Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 23.01.2017 № *** Мандрыкиной Е.Г. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с отсутствием сведений о том, что она относится к категории инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Пунктом 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.6 данного Кодекса.

Согласно подп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (в рассматриваемом случае – в соответствии с ч. 14 с. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Предоставление земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство на основании подп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса российской Федерации также имеет ряд особенностей, требующих обязательного соблюдения.

Положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепляют право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем ст. 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями названных Правил.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.

Наличие у инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по требованию указанных лиц любой произвольно выбранный ими земельный участок.

Согласно подп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов также в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, которой установлен определенный порядок рассмотрения заявления о предварительном согласовании земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Согласно названной норме уполномоченный орган в течение 30 дней с даты поступления такого заявления должен принять решение путем опубликования на официальном сайте извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (подп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ) либо согласно подп. 2 п. 1 названной статьи принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка подп. 1 п. 7).

На основании подп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.

Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в Земельного кодекса Российской Федерации, которая направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

Принимая во внимание приведенные нормы права, устанавливающие основания и порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, а также то обстоятельство, что Мандрыкина Е.Г. в установленном статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядке не признана лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, у суда не имелось законных оснований для возложения на административного ответчика обязанности по принятию решения о предварительном согласовании предоставления ей земельного участка в аренду с утверждением схемы расположения земельного участка площадью 1000 кв.м по адресу: ***.

В данной части решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Мандрыкиной Е.Г. в удовлетворении указанных требований.

Решение суда о признании незаконным бездействия административного ответчика судебная коллегия считает правильным. В данной части решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Как установлено судом, заявление Мандрыкиной Е.Г. от 04.07.2016 рассмотрено административным ответчиком со значительным нарушением установленного законом срока. Пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен 30-дневный срок на рассмотрение заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Однако решение по заявлению Мандрыкиной Е.Г. было принято уполномоченным органом 23.01.2017, спустя шесть месяцев после поступления заявления в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

Нерассмотрение заявления Мандрыкиной Е.Г. в установленный законом срок свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.

Также о незаконном бездействии административного ответчика свидетельствует нерассмотрение заявления Мандрыкиной Е.Г. в части требований о предоставлении земельного участка в аренду согласно положениям подп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и несовершение действий, предусмотренных ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

На административного ответчика следует возложить обязанность по рассмотрению заявления административного истца в данной части.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 06 февраля 2017 года в части удовлетворения требований Мандрыкиной Е*** Г*** к Агентству (ранее – Департамент) государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о возложении на обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: ***, отменить и принять в данной части новое решение, которым отказать в удовлетворении указанных требований.

Обязать Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области рассмотреть заявление Мандрыкиной Е*** Г*** от 04.07.2016 о предоставлении земельного участка по подп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решение суда в остальной части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий    

 

Судьи: