Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным решения
Документ от 16.05.2017, опубликован на сайте 24.05.2017 под номером 66241, 2-я гражданская, об оспаривании решения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                               Дело № 33а-1833/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 16 мая 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ОАО «Стройторгсервис» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 февраля 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении административного иска ОАО «Стройторгсервис» к Государственной инспекции труда в Ульяновской области об оспаривании решения от 12.01.2017 № *** отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя ОАО «Стройторгсервис» Ипполитовой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

ОАО «Стройторгсервис» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Ульяновской области, в котором просило признать незаконным решение Государственной инспекции труда в Ульяновской области об отказе в исключении ОАО «Стройторгсервис» из ежегодного плана проверок хозяйствующих субъектов на 2017 год.

В обоснование требований административный истец указал, что в декабре 2016 года с сайта Ульяновской прокуратуры ему стало известно о включении административным ответчиком ОАО «Стройторгсервис» в ежегодный план проверок хозяйствующих субъектов на 2017 год. Обращение в Государственную инспекцию труда в Ульяновской области с заявлением об исключении ОАО «Стройторгсервис» из ежегодного плана проведения плановых проверок на 2017 год оставлено без удовлетворения. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что ОАО «Стройторгсервис» не относится к субъектам малого (или) среднего предпринимательства. Считает данный отказ незаконным и необоснованным.

Рассмотрев административный иск по существу, суд первой инстанции принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОАО «Стройторгсервис» просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на положения ст. 26.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которая регулирует особенности организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства. Полагает, что по экономическим показателям ОАО «Стройторгсервис» отвечает признакам субъектов малого предпринимательства, в отношении которых действует запрет на проведение в 2016 - 2018 годах плановых проверок. Также ссылается на отсутствие оснований проведения плановой проверки и по основаниям п. 2 ст. 26.1 названного Федерального закона, поскольку административное правонарушение, за совершение которого ОАО «Стройторгсервис» в 2016 году привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, не отнесено к категории грубых и не предусматривает наказания в виде приостановки деятельности. Указывает, что правонарушения, предусмотренные ч. 1-3 ст. 5.27,      ч. 1-4 ст. 5.27.1, ст.ст. 5.28-5.34, ст. 15.34 КоАП РФ, за совершение которых трудовая инспекция вправе привлекать к административной ответственности, не относятся к категории грубых административных правонарушений.

В заседание суда апелляционной инстанции не явился  представитель Государственной инспекции труда в Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.

Судебная коллегия, с учетом мнения представителя ОАО «Стройторгсервис»,  определила рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По делу установлено, что ОАО «Стройторгсервис» включено Государственной инспекцией труда в Ульяновской области в ежегодный план проверок хозяйствующих субъектов на 2017 год. Распоряжением Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 23.01.2017 принято решение о проведении проверки в отношении ОАО «Стройторгсервис», целью которой является  защита прав и интересов работников.

23.12.2016 в Государственную инспекцию труда в Ульяновской области поступило заявление ОАО «Стройторгсервис» об исключении проверки в отношении юридического лица из ежегодного плана проведения плановых проверок на 2017 год.

Решением административного ответчика от 12.01.2017 № *** административному истцу отказано в исключении из ежегодного плана проведения проверок на 2017 год с указанием на то, что ОАО «Стройторгсервис» не относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в отношении которых законодательством установлен запрет на проведение плановых проверок в 2016-2018 годах.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска ОАО «Стройторгсервис».

В соответствии со ст. 360 Трудового кодекса Российской Федерации порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан (ч. 6 ст. 360 ТК РФ).

Правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и, в частности, порядок организации и проведения проверок юридических лиц в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируются Федеральным законом N 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с ч. 3 ст. 9 названного Федерального закона плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Частью 1 статьи 26.1 указанного выше закона предусмотрено, что в 2016 – 2018 годах не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями    ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 9 ст. 9 данного Федерального закона.

Положения ст. 26.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которая устанавливает особенности организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства, не подлежат применению в отношении административного истца, поскольку последний не отнесен в соответствии со ст. 4 Федерального закона  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Доводы административного истца о том, что по экономическим и другим показателям организация может быть отнесена к субъектам малого и среднего предпринимательства, не может служить основанием для распространения на ОАО «Стройторгсервис» данной нормы и исключения организации из ежегодного плана проверок хозяйствующих субъектов на 2017 год.

Как установлено судом, Государственной инспекцией труда в Ульяновской  области мероприятия по включению ОАО «Стройторгсервис» в ежегодный план проверок произведены в связи с  произошедшим  в организации в 2016 году несчастным случаем, повлекшим  получение работником тяжелой травмы. Постановлением Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 29.02.2016 ОАО «Стройторгсервис» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ за несоблюдение требований охраны труда с назначением наказания в виде штрафа 50 000 руб.

Вывод суда первой инстанции об обоснованности включения трудовой инспекцией административного истца в план проверок на 2017 год является правильным, поскольку необходимость такой проверки вызвана допущенным в 2016 году нарушением норм трудового законодательства в области охраны труда: неудовлетворительной организацией производства работ, отсутствием должного контроля со стороны ответственных лиц за соблюдением работниками требований по охране труда, которые правомерно расценены как грубые нарушения работодателем своих обязанностей.

Все изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом проверки суда, и им в решении дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия считает необходимым согласиться.

Решение принято судом на основании полной и объективной оценки представленных в дело доказательств, верном применении и толковании норм материального права, регулирующих правоотношения сторон. Выводы суда в решении надлежаще мотивированы и являются правильными.

Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы, направленным на иную оценку установленных судом обстоятельств, не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 февраля 2017 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Стройторгсервис» - без удовлетворения.

 

Председательствующий                             Судьи