Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ремонт дорог регионального значения
Документ от 16.05.2017, опубликован на сайте 02.06.2017 под номером 66239, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Ибрагимова Е.А.                                                     Дело № 33а-1804/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  16 мая 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Зуевой Н.В.,

судей Трифоновой Т.П., Лифановой З.А.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 октября 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Майнского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в срок до 01.06.2017 произвести ремонт дорожного полотна автомобильной дороги «Саранск-Сурское-Ульяновск-Репьевка-Космынка-Гимово-Стоговка»,     имеющей идентификационный номер 73 220 ОП МЗ Н-009, на участке с км 21+800 по км 25+600; автомобильной дороги «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш», имеющей идентификационный номер 73 ОП РЗ К-1432, на участке с км 9+700 по км 20+850, обеспечив их соответствие требованиям ГОСТ Р 50597-93.

В исковых требованиях к Правительству Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области Лялиной О.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения прокурора Сальникова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Майнского района обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести ремонт автодорог.

В обоснование иска указал, что на участке автодороги «Саранск-Сурское-Ульяновск-Репьевка-Космынка-Гимово-Стоговка» с км 21+800 по км 25+600, а также на участке автодороги «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» с км 9+700 по км 20+850 имеются многочисленные повреждения дорожного полотна: (выбоины) длиной более 15 см, шириной более 60 см, глубиной более 5 см, что противоречит требованиям ГОСТ Р50597-93.  Указанные дороги являются региональными, находятся в собственности Ульяновской области.

Ненадлежащее состояние дорог создает угрозу для жизни и здоровью граждан, пользующихся указанными дорогами, поскольку может привести к дорожно-транспортным происшествиям.

В связи с  этим прокурор просил признать незаконным бездействие Правительства Ульяновской области, выраженное в неисполнении возложенных на него обязательств по содержанию расположенной на территории Майнского района региональной автомобильной дороги «Саранск-Сурское-Ульяновск-Репьевка-Космынка-Гимово-Стоговка», имеющей идентификационный номер 73 220 ОП МЗ Н-009, а также автомобильной дороги «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш», имеющей идентификационный номер 73 ОН РЗ К-1432, находящихся в собственности Ульяновской области. Обязать Правительство Ульяновской области в срок до 01.06.2017 произвести ремонт дорожного полотна автомобильной дороги «Саранск-Сурское-Ульяновск-Репьевка-Космынка-Гимово-Стоговка», имеющей идентификационный номер 73 220 ОП МЗ Н-009, на участке с км 21+800 по км 25+600; автомобильной дороги «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш», имеющей идентификационный номер 73 ОП РЗ К-1432, на участке с км 9+700 по км 20+850, обеспечив их соответствие требованиям ГОСТ Р 50597-93.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц – ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области, ООО «Техкомплект-Ульяновск», АО «Гипростроймост».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области просит решение отменить, считая себя ненадлежащим ответчиком по делу. Указывает на то, что не является собственником имущества - автодорог регионального и межмуниципального значения. Собственником автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области является Ульяновская область, которая в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации должна нести бремя содержания принадлежащего ей имущества. В силу ст. 158 БК РФ от имени казны Ульяновской области должно выступать  Министерство финансов Ульяновской области.

Также указывает на то, что наличие или отсутствие дефектов дорожного полотна на автодороге напрямую зависит от выделения собственником - Ульяновской областью через Министерство финансов Ульяновской области денежных средств по установленным нормативам на вид работ по ремонту и содержанию автодорог. В настоящее время содержание автомобильных дорог осуществляется не по нормативу денежных затрат, установленных Постановлением Правительства Ульяновской области от 10.12.2017 № 460 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог регионального  и межмуниципального значения и правил их расчета».

Со стороны Министерства финансов Ульяновской области имеет место необеспечение своевременной оплаты выполненных работ по ремонту и содержанию автодорог. Исходя из сложившейся  судебной практики в случае, если предусмотренный на содержание автомобильных дорог размер средств областного бюджета на очередной финансовый год и последующие периоды ниже потребности, определенной в соответствии с нормативами денежных затрат, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Вопрос о надлежащем  нормативном финансировании по ремонту и содержанию автодорог со стороны собственника -Ульяновской области для возложения ответственности на Министерство судом не выяснялся.

Судом принято решение в отношении исполнительного органа – Министерства. Финансовая сторона исполнения такого обязательства не рассмотрена. 

Министерство в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства области от 02.10.2013 № 454-П, является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере осуществления дорожной деятельности и транспортного обслуживания населения области, осуществляет полномочия владельца на праве оперативного управления в отношении автодорог, являющихся предметом спора.

Указанные дороги переданы на баланс ОГУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области. Предметом деятельности Департамента является осуществление в пределах компетенции полномочий исполнительных органов государственной власти Ульяновской области в части организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области в пределах выделенных на эти цели лимитов бюджетных средств.  Министерство осуществляет финансовое обеспечение выполнения Департаментом своих полномочий, а также контроль за деятельностью Департамента.

В случае недостаточности выделенных из бюджета области денежных средств на содержание дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области, Департамент разрабатывает сметные расчеты, в которых определяет виды и периодичность проведения работ по содержанию автомобильных дорог. Таким образом, приоритет в ремонте и содержании дорог определяет Министерство с учетом наличия средств.  Исходя из принципа разделения властей недопустимо вмешательство в хозяйственную, экономическую и финансовую деятельность органов  государственной власти субъекта РФ по исполнению установленных полномочий. 

В судебное заседание не явились представители Правительства Ульяновской области, ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области, ООО «Техкомплект-Ульяновск», АО «Гипростроймост». О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что автодорога «Саранск-Сурское-Ульяновск-Репьевка-Космынка-Гимово-Стоговка», идентификационный номер 73 220 ОП МЗ Н-009, и автодорога «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш», идентификационный номер 73 ОП РЗ К-1432, являются межмуниципальными, находятся в собственности Ульяновской области.  Указанные автодороги закреплены на праве оперативного управления за Департаментом автодорог.

05.12.2014 между ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» и ООО «Техкомплект-Ульяновск» заключен Государственный контракт № 534, предметом которого является выполнение комплекса работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области и искусственных сооружений на них (автодороги и мосты), в том числе автодорог Майнского района Ульяновской области. Срок действия контракта - до 30.11.2019.

Между ООО «Техкомплект-Ульяновск» и ООО «Симбирскавтодор» 05.12.2014 заключен договор субподряда № 94, предметом которого является выполнение комплекса работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области и искусственных сооружений на них (автодороги и мосты), сроком до 30.11.2019. Согласно условиям договора ООО «Симбирскавтодор» гарантирует выполнение обязательств по объемам и качеству работ в соответствии с требованиями технических регламентов, условиями настоящего договора и приложениями к нему в пределах расчетной стоимости, предусмотренной на текущий финансовый год.

По договору субподряда № 103 от 19.12.2014, заключенному между ООО «Симбирскавтодор» и ЗАО «Гипростроймост», данной организацией обслуживаются автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Майнского района Ульяновской области и искусственных сооружений на них (автодороги и мосты).

14.08.2016 старшим инспектором ДПС ГИБДД МО МВД России «Майнский» Арчаковым А.О. были составлены акты № 31 и 32 выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» на участке с 9 км + 700м по 20 км, а также автомобильной дороги «Саранск-Сурское-Ульяновск-Репьевка-Космынка-Гимово-Стоговка»  на участке с 22 км + 400м по 25 км + 500м, согласно которым покрытие проезжей части автодорог имеет многочисленные выбоины, размеры которых превышают по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см.

10.10.2016 комиссией в составе: помощника прокурора Майнского района, государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Майнский», ведущего инженера отдела технического надзора автодорог и искусственных сооружений ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», начальника Майнского ДРСУ была проведена контрольная проверка вышеназванных участков автодорог. По итогам обследования автомобильной дороги «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» было выявлено: на км 9+700-12+500 выбоины, сетка трещин – требуется ямочный ремонт, на км 12+500-20+850 просадки, частично асфальтобетонное покрытие отсутствует полностью – требуется ремонт «методом карт». На вышеуказанных участках необходимо произвести ремонт асфальтобетонного покрытия.

По автодороге «Саранск-Сурское-Ульяновск-Репьевка-Космынка-Гимово-Стоговка» км 21+800-25+600 выявлено, что на участке км 21+800-25+600 имеются многочисленные выбоины, сетка трещин, просадки. Частично асфальтобетонное покрытие отсутствует полностью. На вышеуказанных участках необходимо произвести ремонт асфальтобетонного покрытия.

В силу ч. 3 ГОСТ 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п., не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Таким образом, установлено несоответствие эксплуатационного состояния автомобильных дорог «Саранск-Сурское-Ульяновск-Репьевка-Космынка-Гимово-Стоговка» и «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» требованиям ГОСТ Р 50597-93, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, пользующихся вышеназванными дорогами, так как ненадлежащее состояние автодорог может привести к дорожно-транспортным происшествиям.

В силу п.11 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.

Согласно п.«е» ч.2 ст.26.11 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться автомобильные   дороги регионального или межмуниципального значения, в том числе имущество, необходимое для их обслуживания.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

На основании статей 3 и 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, то есть деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию этих дорог, обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу требований части 3 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» субъекты Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 3 и 4 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В соответствии с частью 1 ст. 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п.п. 1.1 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства области от 02.10.2013 № 454-П (в настоящее время Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области), Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим управление в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов и изделий, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, а также контроль и надзор в области долевого строительства на территории Ульяновской области.

В соответствии с п. 2.10 Положения Министерство является главным распорядителем и получателем средств областного бюджета Ульяновской области и средств федерального бюджета, поступающих в установленном порядке.

К полномочиям Министерства в соответствии с п. 2.20 Положения относится выполнение функции государственного заказчика по проектированию, строительству, капитальному ремонту, ремонту и  содержанию автомобильных дорог общего и необщего пользования регионального или межмуниципального значения, финансируемых за счет средств федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области, либо передает такие функции подведомственной организации.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что Министерство, как главный распорядитель бюджетных средств в области дорожного хозяйства, и исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, является надлежащим ответчиком по данному делу.

Учитывая, что участки дорог регионального значения «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» и «Саранск-Сурское-Ульяновск-Репьевка-Космынка-Гимово-Стоговка» находятся в ненадлежащем техническом состоянии, суд первой инстанции обоснованно возложил на Министерство обязанность произвести ремонт указанных автодорог.

Доводы Министерства были предметом рассмотрения суда первой инстанции. В решении суда им дана надлежащая юридическая оценка.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм действующего законодательства, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 октября 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: