Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание решения Росреестра
Документ от 02.05.2017, опубликован на сайте 10.05.2017 под номером 66015, 2-я гражданская, об оспаривании решений органа власти, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Костычева Л.И.                                                                           Дело № 33а-1749/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                 02 мая 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Королёвой А.В.,

судей  Смирновой Ю.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Воронковой И.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Стаценко А*** А*** на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 19 января 2017 года, с учетом определения того же суда от 16 марта 2017 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

В удовлетворении административного иска Стаценко А*** А*** о признании незаконным решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая  палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области  № *** от 24.10.2016 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости (земельного участка) и возложении обязанности осуществить государственный учет изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***  «для сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «садоводство», отказать.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения Стаценко А.А., поддержавшего  доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Стаценко А.А. обратился в суд с иском к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области о признании решения № *** от 24.10.2016 об отказе в учете изменений объекта недвижимости – земельного участка незаконным и возложении обязанности осуществить государственный учет изменений вида разрешенного использования земельного участка, площадью 77 276 кв.м, кадастровый № ***, расположенного по адресу: Ульяновская область Новоспасский район, «для сельскохозяйственного производства» на «садоводство».

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником данного земельного участка, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства. 31.03.2016 он обратился  в  филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области с заявлением  о проведении государственного учета изменений земельного участка на «садоводство». 11.04.2016 ответчиком  вынесено решение о приостановлении  кадастрового учета, рекомендовано предоставить акт органа власти об изменении вида разрешенного использования. Решением ФКП Росрееста по Ульяновской области от 11.07.2016 ему было отказано в осуществлении кадастрового учета ввиду отсутствия в Правилах землепользования и застройки МО «Новоспасское городское поселение» указанного вида разрешенного использования земельного участка.

После получения информации из администрации МО «Новоспасский район» о том, что земельный участок относится к типу зоны сельскохозяйственных угодий и одним из основных видов разрешенного использования являются сады, он вновь обратился с заявлением осуществить государственный учет изменений вида разрешенного использования земельного участка на «сады». Решением ФКП Росреестра по Ульяновской области 22.07.2016 осуществление государственного кадастрового учета  было приостановлено, а затем решением от 24.10.2016 № *** в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости (земельного участка) было отказано.

С данным решением ФКП Росреестра он не согласен, так как земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, в том числе садоводства, что также предусмотрено Правилами землепользования. На данном земельном участке он намерен заниматься садоводством – выращивать многолетние плодовые культуры, что не противоречит закону. Отказ ФКП Росреестра в регистрации учета изменений нарушает его права, установленные ст. 35 Конституции РФ.

Судом в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация                 МО «Новоспасский район» Ульяновской области и Управление Росрестра по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Стаценко А.А. просит решение отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что на момент первой подачи заявления 29.03.2016 органы местного самоуправления обладали полномочиями на установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Данные полномочия были отозваны в июне 2016 года. При вынесении решения суд не учел  положения п.п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19.12.2003.  В остальном доводы жалобы аналогичны доводам административного искового заявления.

В возражениях на апелляционную жалобу Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области и Управление Росреестра просят  решение оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Представители администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области,Управления Росреестра,  ФГБУ «ФКП Россреестра» по Ульяновской области в судебное заседание   апелляционной инстанции  не явились, извещены надлежащим образом о  рассмотрении дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё,  судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

На основании ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»  (в редакции, действующей до 01.01.2017) сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов, если иное не установлено этим Законом.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»  (в редакции, действующей до 01.01.2017)  при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в п. 14 ч.2  ст. 7 данного Закона  сведений (вида разрешенного использования) документом, необходимым для кадастрового учета, является копия документа, подтверждающего установленный в соответствии с федеральным законом вид разрешенного использования земельного участка. Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если  истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (п.6 ч.2 ст. 27).

При отказе в учете таких изменений правообладатели вправе оспорить решение органа кадастрового учета в порядке ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Судом установлено, что заявителю  на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 77 276 кв.м с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный в Новоспасском  районе Ульяновской области с  кадастровым номером  ***

Согласно заключению  кадастрового инженера от 18.04.2014  вышеназванный земельный участок образован в связи с образованием объектов недвижимости (четырех земельных участков), путем выдела из земельного участка с кадастровым номером *** в счет 1 земельной доли. Появившееся при приватизации понятие  «земельной доли» неразрывно связано понятием «сельскохозяйственных угодий».

31.03.2016  Стаценко А.А. обратился  в  филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области с заявлением об осуществлении государственного  учета изменений земельного участка, об изменении вида  разрешенного использования  на «садоводство».

11.04.2016   вынесено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, рекомендовано предоставить акт органа власти об изменении вида разрешенного использования.

Решением ФГБУ ФКП Росрееста по Ульяновской области от 11.07.2016  истцу  отказано в осуществлении кадастрового учета ввиду того, что в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о принадлежности земельного участка к определенной территориальной зоне градостроительного зонирования, из которой  выбирается вид разрешенного использования «садоводство», в Правилах землепользования и застройки МО «Новоспасское городское поселение» отсутствует указанный вид разрешенного использования земельного участка.

Решением филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Ульяновской области от 22.07.2016  № *** по результатам рассмотрения вновь поданного Стаценко А.А. заявления о государственном кадастровом учете  изменений  объекта недвижимости, было приостановлено ввиду несоответствия представленных документов требованиям ст. 2 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»  (в редакции, действующей до 01.01.2017).

Решением  филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Ульяновской области от 24.10.2016  № *** в учете изменений объекта недвижимости вида разрешенного использования земельного участка с «для сельскохозяйственного производства» на «сады» было отказано в связи с не устранением причин, повлекших принятие решения о приостановлении.            

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил положения статей 7, 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, также положения статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и пришел к обоснованному выводу о том, что использование земельных участков находится в непосредственной зависимости от категории земель, к которым отнесены данные земельные участки.

При этом вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен исключительно и только согласно той категории, к которой он отнесен, с учетом имеющихся ограничений.

Земельный участок заявителя для целей  садоводства  некоммерческому объединению граждан не предоставлялся; для земельного участка определен вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации относит к сельскохозяйственным угодьям пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).

Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для дела, имеет не вид сельскохозяйственных угодий, а то обстоятельство, что земельный участок относится к какому-либо виду сельхозугодий.

Судебная коллегия также соглашается с выводом суда о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения на вид разрешенного использования «для садоводства».

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст.9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 2,ч.3 ст.36).

В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 №  101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие  не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации   определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (п.1, п. 4).

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст. 7 Земельного  кодекса Российской Федерации).

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст.1, п.3 ч.2 и ч. 6 ст.30, ч. 1, 6 ст.36, ч. 5 ст.37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.

Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч.1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004  № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного под. 1 п. 3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002  № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для ведения  садоводства  установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для ведения садоводства  в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Согласно ч.10 ст. 35 и ч.3 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов.

На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.

С учетом названных положений и правил п.2  ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации  земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию – «земли населенных пунктов».

Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке ч.1 и 2  ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004   №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель для ведения сельского хозяйства в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

Учитывая положения ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 №  66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», использование садового  участка предполагает возведение  на нем жилого строения, что противоречит установленному законодателем приоритету в использовании и особой охране сельскохозяйственных угодий.

Согласно ст. 2  вышеназванного  Федерального закона, данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства гражданами, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Исходя из нормативных положений ст.ст. 14, 16 указанного Федерального закона для ведения садоводства  гражданами могут быть использованы те земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

Вместе с тем, из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что земельный участок  приобретен заявителем  в порядке наследования; для целей садоводства земельный участок не предоставлялся.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что изменение вида разрешенного использования для ведения садоводства  в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (земли населенных пунктов).

Изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья), без изменения категории земель, в составе которых данные участки находятся, противоречит приведенным нормам.

Также судебная коллегия находит, что право заявителя на использование земельного участка в соответствии с его категорией оспариваемым решением ограничено не было.

Позиция заявителя нарушает баланс частного и публичного интереса, ставит интересы частного собственника выше интересов общества и государства в вопросах приоритетного землепользования и охраны сельскохозяйственных угодий (пахотных земель).

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию заявителя с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л  А:

 

решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от
19 января 2017 года, с учетом определения того же суда от 16 марта 2017 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Стаценко А*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи