Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О проведении капитального ремонта
Документ от 25.04.2017, опубликован на сайте 10.05.2017 под номером 66012, 2-я гражданская, о защите прав потребителей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья  Колбинова Н.А.                                                                       Дело № 33-1682/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Ульяновск                                                                                     25 апреля 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи  Бабойдо И.А.,

судей Пулькиной Н.А. и  Старостиной И.М.,

при секретаре   Лапиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска  от 20 января 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 13 марта  2017  года, по которому постановлено:

Исковые требования Ломовцевой В*** П*** удовлетворить                частично.

Обязать администрацию города Ульяновска провести капитальный ремонт в доме № *** в городе Ульяновске, а именно: замену оконных блоков с 1 по 5 этаж  в  подъездах:     1,   2   и   4.

Обязать открытое акционерное общество «Городская управляющая компания Засвияжского    района»   провести   работы  по   текущему   ремонту  в  доме    *** в городе Ульяновске, ремонт подъездов  № 1,  2  и   4,   а  именно:    побелку  потолка,  штукатурку  и  окраску  стен  с  1  по  5  этажи,  ремонт  ограждающих  конструкций   с   1  по   5  этажи,  ремонт  ступеней лестничных маршей на  1  и  2 этажах,  во  2-м подъезде  ремонт пола при  входе под лестницей,  во  2 –м подъезде  ремонт  тамбурной  двери (второй двери),  в   3   и   4  подъездах  установить  тамбурную  дверь  (вторую дверь).

В   удовлетворении   остальной   части   иска  отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Засвияжского района» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 300 рублей.

Заслушав доклад председательствующего судьи Бабойдо И.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ломовцева В.П. обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска, ОАО «Городская управляющая компания Засвияжского района» о защите прав потребителей.

Исковые требования  мотивированы тем, что истица является собственником квартиры № *** г.Ульяновска. Указанный дом находится в управлении ОАО «ГУК Засвияжского района», построен в 1965 году, за все это время в доме ни разу не проводился капитальный ремонт. Она и другие жильцы неоднократно обращались к ответчикам с требованием провести ремонт подъездов в доме, в которых облетела  штукатурка, краска, побелка, на верхних этажах всех подъездов имеются следы протечки с кровли. В подъездах дома № 1, 2, 3, 4 на первом и втором этажах на лестничных маршах имеются значительные разрушения ступеней (выбоины, сколы, торчат металлические прутья). В подъезде     №2 при входе под лестницей имеется разрушение пола, между стеной и полом пролегает широкая трещина. На лестничных маршах частично разрушены ограждающие конструкции (решетка), на полах частично отсутствует кафельное покрытие. Оконные рамы во всех подъездах полностью не закрываются, петли пришли в негодность и не держат рамы. Остекление в основном стыковочное (мозаичное). В подъездах дома № 1, 2  и 4  местами отсутствует остекление второго слоя, внутренняя оконная рама в  четвертом подъезде отсутствует. Требуется замена оконных блоков, восстановление пола в местах общего пользования, ремонт ограждающих конструкций. Также требуется восстановление во всех подъездах дома дверей между входной дверью и первым лестничным проходом. Деревья с торца и с обратной стороны дома очень разрослись, некоторые находятся в аварийном состоянии, требуется их спил и обрезка. Квартиры в доме находятся как в собственности граждан, так и в собственности администрации г.Ульяновска.

С учетом уточненных требований истица просила суд  обязать администрацию    г.Ульяновска произвести работы по капитальному ремонту дома № *** г. Ульяновска, а именно: ремонт по замене оконных блоков с 1-5 этаж  в подъездах 1, 2  и  4, ремонт подъездов 1, 2  и  4 (побелку, штукатурку, окраску стен);  ремонт в подъездах № 1, 2, 4 (восстановление пола в местах общего пользования, ремонт ступеней лестничных маршей, ограждающих конструкций), восстановление дверей между входной дверью и первым лестничным проходом  в подъездах дома 1,2, 3, и  4.  Взыскать с администрации города Ульяновска в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Судом к участию в деле, не заявляющих самостоятельных требований, в качестве третьего лица привлечены администрация Засвияжского района города Ульяновска, ООО «Циркон».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе  администрация города Ульяновска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение в части обязания администрации произвести работы по капитальному ремонту  в доме №*** в г.Ульяновске, а именно: замены оконных блоков с 1 по 5 этаж в подъездах: №1, 2 и 4.

Указывает, что осуществление работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг, в том числе работ  по капитальному ремонту, в полномочия администрации не входит.  Администрация города Ульяновска в договорных отношениях с истцами не состоит, исполнителем услуг не является.  Исполнителем работ  по проведению капитального ремонта жилых домов администрация города быть не может. Денежные средства, составляющие плату за содержание и ремонт жилого помещения, в бюджет муниципального образования не поступают. В соответствии со ст.40 Устава муниципального образования «город Ульяновск» администрация города наделена определенными полномочиями по решению вопросов местного значения.    

Осуществление работ по содержанию и ремонту жилищного фонда в полномочия администрации не входит, специализированной организацией по ремонту, обслуживанию зданий не является.

Жилое помещение, в котором проживает истец, принадлежит ей на праве собственности. В соответствии с п. 3 ст.30 Жилищного кодекса РФ собственники жилых помещений несут бремя содержание данного помещения и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт  многоквартирного дома, в силу ст.154 Жилищного кодекса РФ, распространяется на всех собственников помещений в этом доме, из чего следует, что бремя по содержанию общего имущества, в том числе и по проведению капитального ремонта дома, возлагается и на истцов – собственников жилых  помещений. Ответственность за содержание общего имущества данного дома муниципальное образование может нести только соразмерно долям общей собственности   на общее имущество.  Судом вынесено решение о проведении капитального ремонта  общего имущества только за счет средств администрации, без учета  других собственников жилых помещений.

Организация и осуществление проведения ремонта, в том числе капитального, жилых зданий входит в обязанность управляющих  организаций.

Суд необоснованно обязал администрацию города Ульяновска провести работы в доме №*** в городе Ульяновске по замене оконных блоков с 1 по 5 этаж в подъездах № 1 и 4. Данный дом находится в управлении ОАО «ГУК Засвияжского района», которое обязано обеспечить качественное обслуживание жилого дома, качественное предоставление услуг по содержанию и ремонту  общего имущества многоквартирного дома, переданного в управление.

Устранение неисправностей отдельных частей жилых домов и оборудования должно осуществляться управляющей организацией,  в управлении которой находится данный жилой  многоквартирный дом в установленные законодательством сроки.

Разрушений оконных боков подъездов жилого дома №*** в городе Ульяновске могло и не быть, если бы исполнялись своевременно необходимые работы управляющей организацией.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.

Как установлено судом первой инстанции, многоквартирный жилой дом № *** в г.Ульяновске является постройкой 1965 года, состоит из пяти этажей, в нем имеется 4 подъезда.

Истица Ломовцева В.П. зарегистрирована и проживает в подъезде № 3 вышеуказанного дома, является собственником квартиры № *** на основании договора передачи жилой площади  в  собственность  от   14.04.1997 (договор    ***) и председателем Совета многоквартирного жилого дома.

Управляющей домом компанией является ОАО «Городская управляющая компания Засвияжского района».

Обращаясь в суд с иском, Ломовцева В.П. настаивала, что их многоквартирный жилой дом требует проведения капитального ремонта, о чем свидетельствуют многочисленные акты обследования дома.

Представленными в дело доказательствами было подтверждено, что в многоквартирном доме № *** в г.Ульяновске требуется проведение работ по капитальному ремонту в виде штукатурки, побелки, покраски потолков, оконных блоки в подъездах, в которых  местами отсутствует остекление (2 и  4 подъезд) и оконные рамы (4 подъезд). 

Имеющимися в материалах дела актами обследования подтверждено, что на лестничных маршах в подъездах с 1 по 5 этажи частично разрушены ограждающие конструкции. В подъездах № 1, 2, 3 и 4 на 1 и 2 этажах на лестничных маршах имеются значительные разрушения (выбоины, сколы, торчат металлические прутья) .Во 2 подъезде при входе под  лестницей имеется разрушение пола (трещина между стеной и полом раскрытием 5мм), в 1, 2 и 4 подъездах частично разрушены ступени на лестничных клетках, имеется частичное отслоение и разрушение  масленой окраски стен, клеевой  окраски стен  и потолков, рамы на лестничных клетках требуют ремонта;  в 3, 4 подъездах  отсутствуют  тамбурные двери, во 2 подъезде тамбурная дверь требует ремонта.

Комиссией ОАО «Городская Управляющая компания Засвияжского района» по результатам проведенного осмотра 03.10.2016 сделаны выводы, что требуется  капитальный ремонт в  подъезде  1,  2  и  4,  масленая окраска стен  на площади 288  кв.м,   клеевая окраска стен -  255 кв.м, клеевая  окраска потолков -   239 кв.м.

Из акта по результатам обследования следует, что в ходе осмотра выявлено следующее: во 2 подъезде остекление окон выполнено в 2 нити, остекление не целое выполнено мозаично, оконные рамы не имеют плотного притвора, на стенах местами отслоение штукатурно-окрасочного слоя, на полах частично отсутствует кафельное покрытие, стены и пол на 5 этаже имеют следы протечки с кровли.

Судом было установлено, что с момента постройки дома ремонтные работы капитального характера не производились.

Правильно применяя нормы жилищного права и действующего законодательства, регулирующего вопросы проведения текущего ремонта  жилого фонда, комплексного капитального ремонта здания, учитывая нормативы технической эксплуатации  жилищного   фонда, суд обязал администрацию города Ульяновска провести капитальный ремонт в доме    *** в городе Ульяновске, а именно:  замену оконных блоков с 1 по 5 этаж  в  подъездах:     1,   2   и   4; а на       открытое акционерное общество «Городская управляющая компания Засвияжского    района» возложил обязанность по проведению  работ  по   текущему   ремонту  в  доме    *** в городе Ульяновске подъездов  № 1,  2  и   4,   а  именно:    побелку  потолка,  штукатурку  и  окраску  стен  с  1  по  5  этажи,  ремонт  ограждающих  конструкций   с   1  по   5  этажи,  ремонт  ступеней лестничных маршей на  1  и  2 этажах,  во  2-м подъезде  ремонт пола при  входе под лестницей,  во  2 –м подъезде  ремонт  тамбурной  двери (второй двери),  в   3   и   4  подъездах  установить  тамбурную  дверь  (вторую дверь).

Решение суда в данной части подробно мотивировано со ссылкой на материалы дела и нормы закона, оснований не соглашаться с выводами суда у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционной жалобы администрации города Ульяновска о том, что выполнение работ по проведению капитального ремонта не входит в полномочия администрации города Ульяновска, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.

Положения ст.210 Гражданского кодекса РФ и нормы Жилищного кодекса РФ, предусматривающие обязанность собственников жилого помещения нести бремя содержания общего имущества многоквартирного дома, правильно истолкованы судом с учетом  во взаимодействии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», как не исключающие обязанность бывших наймодателей осуществить за счет собственных средств капитальный ремонт, если такая обязанность возникла до передачи жилых помещений в собственность граждан и не была ими исполнена. Иное толкование соответствующих правовых норм нельзя признать правильным и соответствующим нормативно-правовым актам.

С 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Как указывалось выше, многоквартирный жилой дом № *** в г.Ульяновске находится в муниципальной собственности и эксплуатируется с 1964 года.

По ранее действовавшим нормам Жилищного кодекса РСФСР с жильцов дома удерживалась плата за капитальный  ремонт дома, а на наймодателе (собственнике жилья), которым являлась мэрия города Ульяновска, лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (ст.141 Жилищного кодекса РСФСР).

Учитывая, что администрация города Ульяновска капитальный ремонт в доме не производила с 1964 года, несмотря на то, что плата за данный вид работ взималась с жильцов, суд обоснованно не принял во внимание доводы ответчика об отсутствии оснований для возложения на администрацию города Ульяновска обязанностей по производству капитального ремонта дома.

При этом суд обоснованно исходил из того, что на момент приватизации истицей Ломовцевой В.П. жилого помещения уже имелась необходимость в проведении заявленных ею работ по капитальному ремонту дома.

Выводы суда в этой части согласуются с положениями Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально – культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года № 312, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170.

В соответствии с ч.1 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут представлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Доказательств, подтверждающих факт предоставления администрацией города Ульяновска ОАО «Городская управляющая компания Засвияжского района» бюджетных средств на заявленный в иске капитальный ремонт многоквартирного дома № *** в г. Ульяновске, добыто не было.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено. Оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска  от 20 января 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 13 марта  2017  года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: