Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание решения комиссии об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении
Документ от 25.04.2017, опубликован на сайте 04.05.2017 под номером 65919, 2-я гражданская, о признании права на получение специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                  Дело № 33-1577/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              25 апреля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре  Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Михайловой В*** Ю*** – Климкина А*** Ю*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 января 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Михайловой В*** Ю***  к  Министерству   здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании решения комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении от 07 октября 2013 года незаконным, обязании включить в  списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Михайловой В.Ю. – Климкина А.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Михайлова В.Ю. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи  и социального благополучия  Ульяновской области о признании решения комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении незаконным, обязании включить ее в  списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями. В обоснование иска указала, что до исполнения 23 лет относилась к категории лиц из числа детей-сирот, так как в 1995 году лишилась матери. В связи с тем, что в квартире по месту ее регистрации проживание с отцом К*** Ю.В было невозможно, она согласно Закону Ульяновской области от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» имела право на получение жилья специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Для реализации своего права в 2013 году в возрасте 22 лет она обратилась в комиссию Министерства труда и социального развития Ульяновской области. Однако решением комиссии от 07 октября 2013 года ей было отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, в связи с чем она не была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма жилых помещений. Как следует их текста решения, причиной отказа явился факт непредставления ею документов, подтверждающих факт невозможности ее проживания в ранее занимаемом жилом помещении. После смерти матери в *** году опекуном ее и брата была назначена сестра матери Ш*** Е.В. Ее отец был осужден приговором Ульяновского областного суда от 29 декабря 1995 года к лишению свободы сроком на 15 лет. Просила признать право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Ульяновской области, признать решение Министерства труда и социального развития Ульяновской от 07 октября 2013 года об отказе в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ***, незаконным; обязать Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области включить ее в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования «***».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Михайловой В.Ю.– Климкин А.Ю. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции не учеты в полной мере обстоятельства, указанные в исковом заявлении, согласно которым проживание Михайловой В.Ю. в ранее занимаемом жилом помещении было невозможно.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Михайлова (до заключения брака - Климкина) В.Ю., *** года рождения, относилась к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать истца умерла ***.

Постановлением главы администрации г. Димитровграда Ульяновской области от 19 июня 1995 года № 266 над несовершеннолетней Климкиной В.Ю. была установлена опека.

Приговором Ульяновского областного суда от 29 декабря 1995 года отец истца – К*** Ю.В. был осужден за совершение преступления, предусмотренного п. «з» ст.102 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы сроком 15 лет.

С момента рождения истец зарегистрирована по адресу: ***.

На основании договора социального найма жилого помещения от 10 июня 2013 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом г.Димитровграда Ульяновской области, и Михайловой В.Ю., последней с составом семьи три человека (истец, ее отец и дочь, *** года рождения) во владение и пользование передано жилое помещение по названному выше адресу (двухкомнатная квартира, общей площадью 50,5 кв.м).

Решением Комиссии от 07 октября 2013 года по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях Министерства труда и социального развития Ульяновской области Михайловой (Климкиной) В.Ю. было отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ***, по причине непредставления документов, подтверждающих данный факт.

Полагая указанное выше решение от 07 октября 2013 года незаконным, Михайлова В.Ю. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы истца, исследовал фактические обстоятельства дела и, руководствуясь законом, подлежащим применению, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Михайловой В.Ю.

Выводы суда мотивированы, оснований не соглашаться с ними судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 данной статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

Как указано в п. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (п. 5 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

С 01 января 2013 года вступил в силу Закон Ульяновской области от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 200-ЗО).

Пунктом 1 ст. 3 Закона Ульяновской области № 200-ЗО установлено, что проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ, а также в случае проживания в ранее занимаемом жилом помещении лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, состоящих на учете в соответствующих медицинских организациях (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в их выселении либо в принудительном обмене жилого помещения по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации).

Факт невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается на основании их заявления комиссией по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях в порядке, установленном Правительством Ульяновской области (ч. 2 ст. 3 Закона Ульяновской области № 200-ЗО).

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона Ульяновской области № 200-ЗО формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, осуществляется органом опеки и попечительства.

В соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ в список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет (ч. 2 ст. 6 Закона Ульяновской области № 200-ЗО).

Для включения в список дети-сироты лично или их законные представители представляют в орган опеки и попечительства:

1) заявление в письменной форме о включении в список;

2) копию документа, удостоверяющего личность ребенка-сироты и (или) его законного представителя;

3) копии документов, подтверждающих принадлежность ребенка к числу детей-сирот (копии вступившего в законную силу решения суда о лишении родителей ребенка родительских прав; вступившего в законную силу решения суда о признании родителей ребенка недееспособными; свидетельства о смерти родителей ребенка; иных документов, подтверждающих факт отсутствия над ребенком родительского попечения) (ч. 3 ст. 6 Закона Ульяновской области №200-ЗО).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 25 марта 2013 года № 96-П утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее – Порядок).

Пунктом 2 Порядка (в редакции от 25 марта 2013 года) предусмотрено, что для установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенок-сирота лично или его законный представитель представляет в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, заявление с приложением документов, подтверждающих факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.

Документами, подтверждающими факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, являются:

1) вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации;

2) заключение межведомственной комиссии, образованной в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», о признании в порядке, установленном указанным Положением, жилого помещения непригодным для постоянного проживания;

3) выписка из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих в ранее занимаемых жилых помещениях лицах, в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе в случае, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение ребенка-сироты;

4) справка из организации, входящей в государственную или муниципальную систему здравоохранения, о том, что лицо, проживающее в ранее занимаемом жилом помещении, страдает тяжелой формой хронического заболевания в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем или состоит на учете по поводу алкоголизма или наркомании в соответствующих медицинских организациях;

5) вступившее в законную силу решение суда о лишении лиц, проживающих в ранее занимаемом жилом помещении, родительских прав в отношении ребенка-сироты;

6) вступившее в законную силу решение суда об отказе в выселении либо в принудительном обмене жилого помещения по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, в отношении лиц, состоящих на учете по поводу алкоголизма и наркомании в соответствующих медицинских организациях.

Судом установлено, что документы, которые определены законом в качестве подтверждения факта невозможности проживания лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении, на рассмотрение соответствующей комиссии при обращении 30 сентября 2013 года истцом представлены не были.

Как указано выше, на тот момент Михайлова В.Ю. являлась нанимателем жилого помещения общей площадью 50,5 кв.м, по адресу: ***, и с учетом состава семьи (3 человека) была обеспечена учетной нормой жилья 12 кв.м (50,5 кв.м/3).

В настоящее время Михайлова В.Ю., ее отец и двое несовершеннолетних детей в равных долях (по ¼ доли в праве каждый) являются собственниками указанного жилого помещения на основании договора о передаче жилых помещений в собственность, что свидетельствует об обеспеченности истца учетной нормой жилья и на текущий момент времени (50,5 кв.м/4).

При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска является обоснованными.

Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем исследовании судом фактических обстоятельств дела не могут быть приняты во внимание, поскольку решение суда постановлено на основании исследования и оценки всех обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора по существу.

Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 января 2017 года, - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Михайловой В*** Ю*** – Климкина А*** Ю*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи