Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание решения призывной комиссии
Документ от 18.04.2017, опубликован на сайте 28.04.2017 под номером 65786, 2-я гражданская, об оспаривании решения, действий (бездействия) должностных лиц, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Санатуллова Ю.Р.                                                                  Дело № 33а-1493/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                 18 апреля 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Смирновой Ю.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой  З.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Карпенко И*** А***, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 22 декабря
2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении административного иска Карпенко И*** А*** к Военному комиссариату (Железнодорожного и Ленинского районов города Ульяновска Ульяновской области), Призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск», Призывной комиссии Ульяновской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» о признании незаконным решения Призывной комиссии Железнодорожного и Ленинского районов г. Ульяновска от 8 июля 2015 года (протокол № *** от 8 июля 2015 года) о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя       Карпенко И.А. – Пысенкова  А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» Нурулловой Э.А., полагавшей решение суда законным  и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Карпенко И.А. обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным иском к Военному комиссариату (Железнодорожного и Ленинского районов города Ульяновска Ульяновской области) об оспаривании решения призывной комиссии. Исковые требования мотивировал тем, что в 2014 г. он поступил в ФГБОУ ВО УИ ГА им. Главного маршала авиации Б.П.Бугаева на специальность «П*** ***» (бакалавриат) по очной форме обучения. 16.03.2015 по достижении возраста 18 лет он  был принят на воинский учет в Отдел военного комиссариата Ульяновской области по Железнодорожному и Ленинскому районам г.Ульяновска. С указанной даты и по настоящее время его не вызывали для прохождения медицинского освидетельствования для определения категории годности к военной службе, ему неизвестно о каком-либо решении призывной комиссии о предоставлении отсрочки от призыва в связи с обучением по очной форме, копию какого-либо решения ему не вручали. В 2015 году он перешел  учиться по другой  специальности «Э*** ***» по очной форме обучения (специалитет) в этом же учебном заведении. В августе 2015 году был зачислен на первый курс по новой специальности и отчислен с прежней специальности. В настоящее время он является курсантом 2 курса ФГБОУ ВО УИ ГА им. Главного маршала авиации Б.П.Бугаева. 18.11.2016 ему на военной кафедре вручили повестку в военкомат на 21.11.2016 и пояснили, что призовут в армию. Считает, указанные действия Военного комиссариата (Железнодорожного и Ленинского районов города Ульяновска Ульяновской области) незаконными, так как он в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998         № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» имеет право на отсрочку от призыва. Считает, что отсрочка от призыва, предоставленная ему 08.07.2015 является незаконной, поскольку он медицинское освидетельствование врачами-специалистами 01.06.2015 не проходил, решение ему не объявлялось. Просил признать незаконным решение  призывной комиссии от 08.07.2015.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Призывная комиссия муниципального образования «город Ульяновск», Призывная комиссия Ульяновской области, Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области», в качестве заинтересованных лиц отделение подготовки и призыва граждан на военную службу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», Призывная комиссия по Железнодорожному и Ленинскому районам г.Ульяновска, ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Карпенко И.А. не соглашается с решением, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что решение является незаконным и необоснованным. Решение призывной комиссии  подлежит отмене, поскольку нарушена процедура медицинского освидетельствования. Медицинское освидетельствование проводилось  по документам 01.06.2015, а решение призывной комиссии № *** состоялось 08.07.2015. Анализы, которые  он должен был сдавать, им не сдавались. Сдача анализов на ВИЧ-инфекцию и гепатит является обязательным требованием для призыва на военную службу. Свидетель А*** Н.В. не смогла вспомнить его  в момент прохождения медицинского освидетельствования на  призывной комиссии, а только предположила его возможное наличие. Других свидетелей, которые бы видели его (истца) на призывном пункте ответчик суду не представил. В материалах дела отсутствуют сведения о направлении ему в установленном законом порядке повестки о дате и времени проведения медицинского освидетельствования.  Предоставление отсрочки носит заявительный характер, и он мог получить отсрочку по иным основаниям.

В апелляционной жалобе ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» не соглашается с решением, просит его отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом  дана неверная оценка доказательствам по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела, не применен закон, подлежащий применению.

Медицинское освидетельствование с указанием даты медицинских исследований 01.06.2015 является недействительным, решение призывной комиссии от 08.07.2015, основанное на результатах медицинского освидетельствования, является незаконным. В карте медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, отсутствуют данные об анализах и флюорографии. Запросы в ФГБОУ ВО УИ ГА о предоставлении амбулаторной карты, результатов анализов не поступали, на руки административному истцу  они не   выдавались.

Повестки о вызове Карпенко И.А. в военкомат не направлялись в институт, доказательств вручения иным образом повесток  в материалах дела не имеется. Выводы суда о пропуске установленного срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии не подтверждаются материалами административного дела.

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» просит решение оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Карпенко И.А., представители Призывной  комиссии муниципального образования «город Ульяновск», Призывной  комиссии Ульяновской области, отделения подготовки и призыва граждан на военную службу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», Призывной комиссии по Железнодорожному и Ленинскому районам г.Ульяновска, ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» в  заседание суда апелляционной инстанции не  явились, о месте и времени  рассмотрения  дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на  неё,  судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2        ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с требованиями п. 6 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998   № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения.

В силу п. 7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.

Исходя из требований п. 35 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.1 ст. 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

В отношении физических лиц, к уважительным причинам пропуска срока, в частности, могут относиться тяжелая болезнь, беспомощное состояние, иные относящиеся к личности заявителя обстоятельства, а также другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с требованиями об обжаловании решения призывной комиссии.

Согласно ст.ст. 22, 25, 26, 28  Федерального закона от 28.03.1998           № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара.

Как следует из материалов дела, 19.01.2015 Карпенко И.А. достиг совершеннолетия, состоял на учете в Военном комиссариате К*** края и Военном комиссариате (Железнодорожного и Ленинского районов города Ульяновска Ульяновской области).

Таким образом, истец знал, что по достижении 18 лет он подлежал призыву на военную службу.

Как следует из приказа Министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400, которым утверждена Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе, решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу или от исполнения воинской обязанности, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в перечне, приведенном в приложении № 32 к настоящей Инструкции. Для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу призывной комиссии представляются подлинники следующих документов:

а) обучающегося по очной форме обучения:

в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении среднего (полного) общего образования - справка согласно приложению № 1 к настоящему Перечню;

в имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательном учреждении начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования - справка согласно приложению № 2 к настоящему Перечню.

Копии указанных в настоящем приложении документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, а также справки с места жительства и места работы (учебы), приобщаются к материалам личного дела призывника.

Карпенко И.А. был информирован о том, что лицам, проходящим обучение  по очной форме в образовательных организациях, имеющих аккредитацию, предоставляется отсрочка от военной службы.

08.07.2015 ему и  была предоставлена отсрочка  от призыва на военную службу на время учебы  с учетом аккредитации на основании справки № *** от 01.06.2015 ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И), выданной Карпенко И.А.

Доводы истца о том, что он не мог присутствовать 08.07.2015 на заседании призывной комиссии и о решении призывной комиссии о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу узнал только 24.11.2016, являются необоснованными.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих об обращении  Карпенко  И.А.  к председателю призывной комиссии за копией решения как в день его объявления, так и в период трехмесячного срока после его принятия и оглашения, материалы дела не содержат.

С настоящим административным исковым заявлением  он  обратился в суд лишь 22.11.2016, то есть  со значительным пропуском установленного трехмесячного срока.

Уважительных причин для восстановления срока материалами дела не установлено.

Следовательно, процессуальный срок пропущен Карпенко И.А.  без уважительных причин.

Учитывая, что пропуск установленного законом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права при отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия полагает решение суда  законным и обоснованным.

Кроме того, доказательств свидетельствующих о том, что права  Карпенко И.А. нарушены  решением призывной комиссии от 08.07.2015, он (истец) не представил.

При таких обстоятельствах, когда отсутствует совокупность условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы Карпенко И.А. подлежат отклонению, так как аналогичны по объему и содержанию доводам,  приведенным им  в рамках рассмотрения дела судом первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, не согласиться с которой оснований судебная коллегия не усматривает.

Принятое по делу решение является законным и обоснованным, постановлено при полной и объективной оценке представленных доказательств, верном применении норм материального и процессуального права.

Оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Железнодорожного районного суда города  Ульяновска от 22 декабря          2016 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Карпенко И*** А***,  Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи: