Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Признание недействительным договора купли-продажи автомобиля
Документ от 18.04.2017, опубликован на сайте 24.04.2017 под номером 65764, 2-я гражданская, о признании недействительной сделки по отчуждению автомобиля, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Дементьев А.Г.                                                                      Дело № 33-1467/2017

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.Ульяновск                                                                                         18 апреля 2017 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Подгорновой О.С., Калашниковой Е.В.,

при секретаре Скала П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Тарабрина Д*** С*** на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 30 ноября 2016 года, с учетом определения того же суда от 28 февраля 2017 года об исправлении описки, по которому постановлено:

признать недействительным договор купли-продажи автомобиля   MITSUBISHI OUTLANDER XL.2.01 4WD, VIN *** от 28  июля 2014 года, заключенный между специализированным потребительским  кооперативом «Симбирский автомобильный дом» (продавец) и Тарабриным  Д*** С*** (покупатель).  

В остальной части иска специализированного потребительского кооператива «Симбирский автомобильный дом» к Тарабрину Д*** С*** отказать. 

Взыскать с Тарабрина Д*** С*** в пользу специализированного потребительского кооператива «Симбирский автомобильный дом» в счет  возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины 5700 руб.  

Заслушав доклад судьи Подгорновой О.С., объяснения представителя Тарабрина Д.С. – Хабибуллина Р.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителей специализированного потребительского кооператива «Симбирский автомобильный дом» Артемова А.С., Шакуровой И.А., полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

специализированный потребительский кооператив «Симбирский автомобильный дом» (далее также СПК «Симбирский автомобильный дом») обратился в суд с иском к Тарабрину Д.С. о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки.

В обоснование исковых требований указано, что СПК «Симбирский автомобильный дом» на праве собственности принадлежит автомобиль MITSUBISHI OUTLANDER XL.2.01 4WD, VIN ***.

В ноябре 2014 года автомобиль MITSUBISHI OUTLANDER был перерегистрирован на Тарабрина Д.С. на основании договора купли-продажи от 28 июля 2014 года, заключенного между СПК «Симбирский автомобильный дом» и ответчиком.

Однако СПК «Симбирский автомобильный дом» не заключал с Тарабриным Д.С. договора купли-продажи автомобиля, денежных средств за проданный автомобиль не получал, договор является подложным.

Истец просил признать недействительным договор купли-продажи автомобиля MITSUBISHI OUTLANDER XL.2.01 4WD, VIN  ***, от 28 июля 2014 года; применить последствия недействительности сделки – признать  недействительной регистрационную запись от 1 ноября 2014 года в МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области, возложить обязанность совершить регистрационную запись, подтверждающую право собственности СПК «Симбирский автомобильный дом» на спорный автомобиль.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено  УМВД России  по Ульяновской области.

Рассмотрев  требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Тарабрин Д.С. не соглашается с решением районного суда, просит его отменить и постановить новое, отказав в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что не был извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, поскольку не проживает по месту регистрации.

Ссылается на отсутствие со своей стороны каких-либо противоправных действий, поскольку за спорный автомобиль им, как членом кооператива, было уплачено в общей сложности 1 104 807 руб.48 коп. Сведений о его исключении из членов СПК «Симбирский автомобильный дом» в материалах дела не имеется.

Полагает, что в результате передачи автомобиля кооперативу, на стороне последнего имеется неосновательное обогащение.

Кроме того, кооперативом не было оспорено постановление от 15 февраля 2015 года о прекращении уголовного дела, принятое после вынесения постановления Ленинским районным судом г.Ульяновска от 21 июля 2015 года.

Считает, что договор купли-продажи автомобиля, заключенный между ним и СПК «Симбирский автомобильный дом», подписан уполномоченным лицом; истцом не представлено доказательств подложности подписи и печати в договоре.

Дополнительно указывает, что СПК «Симбирский автомобильный дом» не были приняты меры по досудебному претензионному порядку разрешения спора.

В возражениях на апелляционную жалобу СПК «Симбирский автомобильный дом» полагает решение законным и обоснованным.

В заседание суда апелляционной инстанции явились представитель Тарабрина Д.С. – Хабибуллин Р.Р., представители СПК «Симбирский автомобильный дом» Артемов А.С., Шакурова И.А. Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом извещены. Об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщили. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Из материалов дела следует, что в 2013 году между СПК «Симбирский автомобильный дом» и Тарабриным Д.С. возник спор относительно автомобиля MITSUBISHI OUTLANDER XL.2.01 4WD, VIN ***, собственником которого является кооператив - истец по делу.

По заявлению кооператива о краже автомобиля 2 сентября 2013 года было возбуждено уголовное дело, прекращенное 30 апреля 2014 года в связи с   отсутствием состава преступления. Прекращая уголовное дело, следователь принял решение о передаче автомобиля (вещественного доказательства) Тарабрину Д.С.

Не согласившись с указанным постановлением в части возврата Тарабрину Д.С. автомобиля, СПК «Симбирский автомобильный дом» обжаловал действия следователя в суд, а также 18 августа 2014 года обратился в МРЭО ГИБДД УМВД по Ульяновской области с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства в связи с его утратой или в связи с хищением.

Постановлением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21 июля 2015 года вышеуказанное постановление в части решения вопроса о вещественных доказательствах – передаче в распоряжение Тарабрина Д.С. автомобиля – признано незаконным.

Из мотивировочной части постановления следует, что Тарабрин Д.С. собственником автомобиля MITSUBISHI OUTLANDER не является. Напротив, как указано в постановлении, согласно приобщенным к материалам уголовного дела копиям свидетельства о регистрации транспортного средства, паспорта транспортного средства, полиса добровольного комплексного страхования и страхового полиса обязательного страхования владельцев транспортных средств, собственником автомобиля является СПК «Симбирский автомобильный дом». Согласно представленной в судебное заседание копии доверенности, собственник наделил Тарабрина Д.С. правом управлять автомобилем лишь до 15 марта 2013 года. При этом в материалах уголовного дела не имеется каких-либо других документов, на момент вынесения постановления подтверждающих наличие у Тарабрина Д.С. права владеть, пользоваться, распоряжаться или управлять данным автомобилем.

Однако еще до рассмотрения Ленинским районным судом г.Ульяновска жалобы СПК «Симбирский автомобильный дом» - 18 октября 2014 года - Тарабрин Д.С. обратился в органы полиции с заявлением об утере документов, в том числе технического паспорта и свидетельства о регистрации автомобиля.

1 ноября 2014 года Тарабрину Д.С. был выдан ПТС на автомобиль взамен утраченного, и в этот же день автомобиль MITSUBISHI OUTLANDER был перерегистрирован на Тарабрина Д.С.

Основанием для такого регистрационного действия явилось заявление  Тарабрина Д.С. и предоставление им оспариваемого истцом договора купли-продажи автомобиля от 28 июля 2014 года.  

Установив вышеуказанные обстоятельства, районный суд пришел к верному выводу о том, что все действия СПК «Симбирский автомобильный дом» с 2013 года были направлены на возвращение автомобиля, в том числе и после передачи его  Тарабрину Д.С. следователем.

В связи с этим является правильным и вывод суда о том, что СПК «Симбирский автомобильный дом» не заключал с Тарабриным Д.С. договора купли-продажи автомобиля от 28 июля 2014 года, не изъявлял своей воли на отчуждение автомобиля, в связи с чем указанный договор  купли-продажи является недействительной сделкой в соответствии с ч. 1 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку он заключен в нарушение закона - п.1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Какого-либо злоупотребления правом со стороны СПК «Симбирский автомобильный дом» судом в ходе рассмотрения дела не установлено.

Доводы апелляционной жалобы Тарабрина Д.С. выводов районного суда не опровергают.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции директор СПК «Симбирский автомобильный дом» Шакурова И.А. подтвердила, что договор купли-продажи автомобиля она с Тарабриным Д.С. не заключала, указанный договор не подписывала, эти пояснения стороной ответчика никак не опровергнуты.

На обстоятельства и доказательства заключения договора купли-продажи автомобиля с СПК «Симбирский автомобильный дом» ответчик в апелляционной жалобе не сослался. Достоверных, допустимых и достаточных доказательств этого не представлено им или его представителем и в заседание судебной коллегии. Ходатайства о проведении почерковедческой экспертизы в ходе рассмотрения спора не поступило.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, доказательства уплаты кооперативу стоимости автомобиля ответчиком в материалы дела также не представлены. В связи с этим, указание в жалобе на неосновательное обогащение стороны истца - СПК «Симбирский автомобильный дом» - является бездоказательным.

Материалами дела опровергается ссылка жалобы на длительное бездействие СПК «Симбирский автомобильный дом», намеренное затягивание обращения в суд с иском.

Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора не являются основанием для отмены решения,  поскольку по данной категории дел обязательный досудебный порядок не предусмотрен законом.

Иные доводы апелляционной жалобы, как-то: на отсутствие жалобы СПК «Симбирский автомобильный дом» на постановление следователя в части выводов об отсутствии противоправности действий Тарабрина Д.С.; на отсутствие жалобы на постановление от 15 февраля 2015 года о прекращении уголовного дела и содержащихся в нем выводах; на неисследованность обстоятельств снятия истцом спорного автомобиля с учета в период возбуждения уголовного дела; как и довод о том, что Тарабрин Д.С. не исключен из членов кооператива, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют.

Доводы жалобы о том, что ответчик Тарабрин Д.С. не был извещен о времени и месте рассмотрения дела в связи с непроживанием по месту регистрации, судебной коллегией также отклоняются.

Из материалов дела усматривается, что Тарабрин Д.С. зарегистрирован по адресу: г.У***, ул. *** д.***, кв.***, в апелляционной жалобе также указан этот адрес.

Извещение о дате, времени и месте судебного заседания, назначенного на 29 ноября 2016 года, своевременно направлены судом в адрес ответчика по месту его регистрации, что соответствует ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Почтовая корреспонденция была возвращена в адрес суда в связи с истечением срока ее хранения.

Доказательства проживания ответчика Тарабрина Д.С. по иному адресу в материалах дела не имеется. Направленное извещение суда о рассмотрении дела по существу не было получено ответчиком по обстоятельствам, зависящим только от него, поскольку именно он не явился за судебным извещением в отделение почтовой связи.

Применительно к п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 года №221, и ч. 2 ст. 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

Таким образом, судом предприняты все необходимые меры для надлежащего извещения ответчика.

Довод апелляционной жалобы о непринятии дополнительных мер для извещения Тарабрина Д.С. по месту фактического проживания или посредством телефонной связи по номеру, известному СПК «Симбирский автомобильный дом», подлежит отклонению, поскольку сам по себе не свидетельствует о ненадлежащем его извещении.

В силу ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд наделен правом выбора способа извещения лиц, участвующих в деле о слушании дела. В данном случае суд известил ответчика заказным письмом с уведомлением о вручении, что отнесено вышеназванной нормой процессуального права к одному из способов уведомления о совершении судом процессуального действия, в том числе и о слушании дела.

Несмотря на довод о невозможности участия в судебном разбирательстве в районном суде, стороной ответчика никаких доказательств в подтверждение своих доводов не было представлено и судебной коллегии.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда, постановленного на основании надлежащей оценки представленных доказательств, соответствующего требованиям законности и обоснованности по существу спора.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:                                

 

решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 30 ноября 2016 года, с учетом определения того же суда от 28 февраля 2017 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Тарабрина Д*** С*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                        

 

Судьи: