Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении медицинским оборудованием
Документ от 18.04.2017, опубликован на сайте 28.04.2017 под номером 65763, 2-я гражданская, Об обеспечении кабинетов и отделений медицинским оборудованием и оборудовании центрального въезда на территорию ГУЗ "Инзенская РБ" автоматическим шлагбаумом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Росляков В.Ю.                                                                        Дело № 33а-1565/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                           18 апреля 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А., 

судей Смирновой Ю.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 24 января 2017 года, по которому постановлено:

 

уточненные исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области организовать обеспечение наличия в ГУЗ «Инзенская районная больница» следующего медицинского оборудования: в кабинете врача-офтальмолога поликлиники - автоматический рефрактометр, диафаноскоп, автоматический пневмотонометр, экзофтальмометр, бинокулярный офтальмоскоп для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией, офтальмологический фонарик, набор магнитов; в акушерском стационаре - установку для предстерилизационной очистки инструментария в смотровой, родовом зале, в палате интенсивной терапии для женщин; в послеродовом палатном отделении - установку для ультразвуковой предстерилизационной очистки инструментария; в операционной - медицинский аппарат для подогрева крови и кровезаменителей; в гинекологическом отделении - установку для предстерилизационной очистки инструментария, оборудование для мойки и дезинфекции; в хирургическом отделении - систему палатной сигнализации, систему разводки медицинских газов; в операционной хирургического отделения - термоматрац для операционного стола, операционные лупы с налобным осветителем (2 шт.); в кабинете врача-профпатолога - вибротестер.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Инзенская районная больница» обеспечить наличие в учреждении следующего медицинского оборудования: в кабинете врача-офтальмолога поликлиники - автоматический рефрактометр, диафаноскоп, автоматический пневмотонометр, экзофтальмометр, бинокулярный офтальмоскоп для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией, офтальмологический фонарик, набор магнитов; в акушерском стационаре - установку для предстерилизационной очистки инструментария  в смотровой, родовом зале, в палате интенсивной терапии для женщин; в послеродовом палатном отделении - установку для ультразвуковой предстерилизационной очистки инструментария; в операционной - медицинский аппарат для подогрева крови и кровезаменителей; в гинекологическом отделении - установку для предстерилизационной очистки инструментария, оборудование для мойки и дезинфекции; в хирургическом отделении - систему палатной сигнализации, система разводки медицинских газов; в операционной хирургического отделения - термоматрац для операционного стола, операционные лупы с налобным осветителем (2); в кабинете врача- профпатолога - вибротестер; принять меры к проведению в условиях дневного стационара при оказании первичной медико-санитарной помощи при первичной артериальной гипертонии (гипертонической болезни) исследований коагулограммы, проведению офтальмоскопии, ультразвукового исследования почек и надпочечников.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора             Колгановой Е.А.,  полагавшей  решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:     

 

прокурор Инзенского района обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Инзенская районная больница» о возложении обязанности организовать и обеспечить функционирование медицинского оборудования.

Указал, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства об охране здоровья граждан в деятельности ГУЗ «Инзенская районная больница» выявлены нарушения Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты (утвержденного приказом Минздрава России от 12.11.2012 № 902н), Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (утвержденного приказом Минздрава России от 01.11.2012 № 572н), Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия» (утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 922н), Стандарта первичной медико-санитарной помощи при первичной артериальной гипертензии (утвержденного приказом Минздрава России от 09.11.2012 №708н), Порядка оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях (утвержденного приказом Минздрава России от 13.11.2012 №911н), Федеральных законов № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности», постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».

28.03.2016 прокурором района в адрес и.о. главного врача ГУЗ «Инзенская районная больница» внесено представление об устранении нарушений закона, в котором потребовано устранить нарушения в установленный законом месячный срок.

Однако своевременно данные нарушения устранены не были.

Поскольку согласно Уставу ГУЗ «Инзенская районная больница» функции учредителя осуществляет Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, просил:

1. Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области организовать обеспечение наличия в ГУЗ «Инзенская районная больница» следующего медицинского оборудования: в кабинете врача-офтальмолога поликлиники – автоматического рефрактометра, диафаноскопа, автоматического пневмотонометра, экзофтальмометра, бинокулярного офтальмоскопа для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией, офтальмологического  фонарика, набора магнитов; в акушерском стационаре - установку для предстерилизационной очистки инструментария  в смотровой, родовом зале, в палате интенсивной терапии для женщин; в послеродовом палатном отделении - установку для ультразвуковой предстерилизационной очистки инструментария; в операционной – медицинского  аппарата для подогрева крови и кровезаменителей; в гинекологическом отделении - установку для предстерилизационной очистки инструментария, оборудования для мойки и дезинфекции; в хирургическом отделении - систему палатной сигнализации, систему разводки медицинских газов; в операционной хирургического отделения - термоматраца для операционного стола, операционных луп с налобным осветителем (2 шт.); в кабинете врача-профпатолога - вибротестера.

2. Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Инзенская районная больница» обеспечить наличие в учреждении следующего медицинского оборудования: в кабинете врача-офтальмолога поликлиники – автоматического  рефрактометра, диафаноскопа, автоматического  пневмотонометра, экзофтальмометра, бинокулярного офтальмоскопа для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией, офтальмологического фонарика, набора магнитов; в акушерском стационаре - установку для предстерилизационной очистки инструментария  в смотровой, родовом зале, в палате интенсивной терапии для женщин; в послеродовом палатном отделении - установку для ультразвуковой предстерилизационной очистки инструментария; в операционной – медицинского  аппарата для подогрева крови и кровезаменителей; в гинекологическом отделении - установку для предстерилизационной очистки инструментария, оборудования для мойки и дезинфекции; в хирургическом отделении - систему палатной сигнализации, систему разводки медицинских газов; в операционной хирургического отделения - термоматраца для операционного стола, операционных луп с налобным осветителем (2); в кабинете врача-профпатолога - вибротестера; принять меры к проведению в условиях дневного стационара при оказании первичной медико-санитарной помощи при первичной артериальной гипертонии (гипертонической болезни) исследований коагулограммы, проведению офтальмоскопии, ультразвукового исследования почек и надпочечников.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее - Министерство) просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.

Указывает, что ГУЗ «Инзенская районная больница» является государственным бюджетным учреждением и отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. ГУЗ «Инзенская районная больница» является юридическим лицом, осуществляющим медицинскую деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в территориальном органе федерального казначейства и финансовом органе Ульяновской области, обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать сохранность, не допускать ухудшения технического состояния имущества, осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, создавать безопасные условия для потребителей услуг учреждения и третьих лиц, соблюдать противопожарные и санитарно-гигиенические нормы.

Отмечает, что в настоящее время медицинские учреждения имеют следующие источники доходов: средства ОМС, бюджетное финансирование, средства от платных услуг и приносящей доход деятельности. Средства ОМС и средства от платных услуг и приносящей доход деятельности не являются бюджетными и относятся к внебюджетным средствам. Министерство не распоряжается этим источником. За счет данных денежных средств медицинское оборудование может быть приобретено ГУЗ «Инзенская городская больница» без участия Министерства.

Согласно Положению о Министерстве последнее не занимается обеспечением медицинской деятельности в медицинских учреждениях.

Таким образом, утверждает, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Обязательство по организации обеспечения наличия в ГУЗ «Инзенская районная больница» медицинского оборудования у Министерства отсутствует.

Также считает, что дело не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Представители  Министерства  здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области и  ГУЗ «Инзенская районная больница» в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь оказывается в соответствии с порядками оказаниями медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Инзенского  района Ульяновской области, установлено, что при осуществлении медицинской деятельности ГУЗ «Инзенская  районная больница»  допускаются нарушения Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 года №902н, Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология»,  утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 ноября 2012 года №572н; Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия»,  утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года №922н, Порядка оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 921н, Стандарта первичной медико-санитарной помощи при первичной артериальной гипертензии (гипертонической болезни),  имеющимся в приложении  к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 ноября 2012 года №708н.

Согласно пунктам 1.4 и 1.5 Устава ГУЗ «Инзенская районная больница», утвержденного распоряжением заместителя Председателя Правительства Ульяновской области – Министром здравоохранения Ульяновской области от 10.06.2015 №1 629-р, с изменениями от 19.07.2016,  ГУЗ «Инзенская районная больница» является некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества учреждения является Ульяновская область. Полномочия и функции учредителя учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения, семьи и  социального благополучия  Ульяновской области.

Согласно п. 3.1 Устава ГУЗ «Инзенская районная больница» имущество учреждения, закрепленное за ним собственником имущества, является государственной собственностью Ульяновской области и принадлежит учреждению на праве оперативного управления.

В силу п. 3.14 Устава ГУЗ «Инзенская  районная больница» при осуществлении права оперативного управления имуществом учреждение обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению, не допускать ухудшения технического состояния имущества, за исключением нормативного износа этого имущества в процессе эксплуатации, осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, начислять амортизационные отчисления на изнашиваемую часть имущества, создавать безопасные условия для потребителей услуг учреждения и третьих лиц, соблюдать противопожарные и санитарно-гигиенические нормы.         

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права к рассматриваемым правоотношениям, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, устранение нарушений  Порядка оказания медицинской помощи  возможно только при достаточном финансировании из бюджета.

Исходя из п. 4.1 Устава ГУЗ «Инзенская районная больница» финансовое обеспечение выполнения учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Доводы  Министерства   здравоохранения, семьи и социального  благополучия Ульяновской области о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу,  судебная коллегия считает необоснованными.

В  соответствии со ст. 210 ГК РФ  собственник  несет  бремя  содержания принадлежащего   ему  имущества, если  иное  не  предусмотрено законом  или  договором.

Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области  осуществляет функции и полномочия учредителя имущества медицинского учреждения, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета (выполняет полномочия главного распорядителя бюджетных средств), по заявке учреждения выделяет денежные средства на указанные им цели.

Таким образом, суд пришел к верному выводу о том,  что  Министерство здравоохранения, семьи  и  социального благополучия  Ульяновской области обязано организовать  обеспечение наличия в ГУЗ «Инзенская районная больница»  медицинского оборудования.

Как верно указано судом, финансовое обеспечение при содержании недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления, должно осуществляться учредителем или собственником имущества.

В соответствии с ч.1  ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

С учетом  характера правоотношений, субъектного состава  требования  прокурора подлежали рассмотрению  в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем  доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка административного  судопроизводства  судебная  коллегия считает несостоятельными.

Оспариваемое решение принято в соответствии с полной и объективной оценкой представленных в деле доказательств в их совокупности, при правильном толковании и применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке действующего законодательства, в связи с чем основанием для отмены решения служить не могут.

Нормы материального и процессуального права судом не нарушены.

Учитывая изложенное, решение суда является правильным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 24 января                                         2017 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий    

 

Судьи: