УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Шестаева Н.И. Дело № 33-1451/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
18 апреля 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой
М.В., Герасимовой Е.Н.,
при секретаре Штукватурове С.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта на
решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 31 января 2017 года,
по которому постановлено:
Уточненные исковые
требования прокурора Сурского района в интересах Коженова Д*** С*** к
Министерству промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по
обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения удовлетворить.
Бездействие
Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Коженова Д*** С***,
*** года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения признать незаконным.
Обязать Министерство
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области обеспечить Коженова Д*** С***, *** года рождения,
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
расположенным в г.Ульяновске.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., мнение прокурора
Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Сурского
района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Коженова Д.С. к
Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении
обязанности по обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения. В обоснование требований указал, что Коженов Д.С., *** года
рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей: его родители – мать Б*** Н.Ю. и отец К*** С.К. лишены родительских прав на основании решения
суда. В настоящее время Коженов Д.С. проживает в с. Сара Сурского района Ульяновской области. Согласно справкам,
предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским областным
государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации»,
Коженов Д.С. собственником объектов недвижимости на территории Ульяновской
области не является. ***.2014 Коженов Д.С. в список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области, однако до сегодняшнего дня
жилое помещение ему не предоставлено, в связи с чем просил обязать Министерство
промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
обеспечить Коженова Д.С.
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в
Ульяновской области.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить. Указывает, что жилое помещение не представлено по причине
отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых
помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права
на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает
права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства
Ульяновской области от 14.10.2014 №466-П
Коженов Д.С. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении
ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере
4000 рублей с приложением соответствующих документов
Дело рассмотрено в
отсутствие Министерства промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области,
извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч.1
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела
следует, что Коженов Д.С., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей: его мать Б*** Н.Ю. и отец К*** С.К.
решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 30.03.2010 лишены
родительских прав в отношении сына.
Приказом Министерства
образования Ульяновской области от 03.06.2009 №413 опекуном Коженова Д.С. назначена К*** Л.М.
В настоящее время
Коженов Д.С. проживает по адресу: ***, в жилом помещении, которое ему не
принадлежит.
Согласно справкам,
предоставленным управлением Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Ульяновской области, УОГУП «Бюро технической
инвентаризации» собственником жилого помещения Коженов Д.С. не является.
***.2014 Коженов
Д.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного жилищного
фонда Ульяновской области.
Поскольку Коженов
Д.С. до настоящего времени жильем не обеспечен, прокурор Сурского района
Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об
удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически
значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований,
предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора
Сурского района Ульяновской области, действующего в интересах Коженова Д.С., не
установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Согласно ч.1
ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма
специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
В соответствии со
ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от
29.02.2012 № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по
договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта
Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые
помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений.
Жилые помещения
предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по
достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной
дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных
законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть
предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими
возраста 18 лет.
Орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта
Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1
ст.8 поименованного Закона.
Таким образом,
федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых
помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам,
указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу
относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в
собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению
жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в
образовательном учреждении.
При этом ни ст. 8
Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают
очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения
по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей
категории граждан.
В соответствии с ч.2
ст. 4 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области»
от 21.12.2012 № 200-ЗО дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми
помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство),
в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области; 2) по
месту окончания пребывания в образовательной организации или иной организации,
в том числе в учреждении социального обслуживания населения; 3) по месту
трудоустройства по окончании пребывания в образовательных организациях,
учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы
здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по
окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в
исправительных учреждениях на территории Ульяновской области; 4) по месту
жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой
(попечительством), в приемной или патронатной семье; 5) по месту нахождения
ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания
ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.
Поскольку Коженов
Д.С., относящийся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем, достиг возраста 18 лет, жилья на праве
собственности либо по договору социального найма не имеет, суд пришел к
правильному выводу о том, что он подлежит обеспечению специализированным
благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого
помещения по месту жительства.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
Доводы, приведенные
Министерством промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области в апелляционной жалобе относительно отсутствия жилья на территории
муниципального образования и наличия очередности среди детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.
Согласно положениям
вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации
списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет своей целью
определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования
(объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем таких детей.
Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми
помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как
и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в
обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма
специализированного жилого помещения.
Ссылки в жалобе на
возможность получения компенсации за наем жилья основанием к отмене решения
суда не являются, так как не являются основанием для освобождения ответчика от
возложенных на него обязанностей
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Карсунского районного суда
Ульяновской области от 31 января 2017 года - оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: