Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственными средствами
Документ от 11.04.2017, опубликован на сайте 21.04.2017 под номером 65732, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, понуждении к обеспечению лекарственными средствами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кудряшева Н.В.                                                Дело № 33-1364/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             11 апреля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре  Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 января 2017 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области  в интересах Кузнецовой Т*** Н*** удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Кузнецову Т*** Н***, *** года рождения, медицинским препаратом *** в соответствии с рецептом *** от 17 августа 2016года.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г.Димитровграда Ульяновской области в интересах Кузнецовой Т.Н. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство), федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства Российской Федерации (далее - ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России), о признании бездействия незаконным, понуждении к обеспечению лекарственными средствами. В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Кузнецова Т.Н., *** года рождения, страдает заболеванием ***. В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по  рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской  Федерации от 30 июля 1994 года №890, граждане, страдающие заболеванием *** обеспечиваются бесплатно по рецептам врачей всеми лекарственными средствами, ***. Кузнецова Т.Н. в связи с наличием заболевания *** имеет право на  бесплатное получение по рецептам врачей, в том числе *** и средств диагностики. 17  августа 2016 года лечащим врачом  ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России Кузнецовой Т.Н. был выписан рецепт серии *** для бесплатного получения лекарственного препарата ***. При обращении Кузнецовой Т.Н. в аптечный пункт ОАО «УльяновскФармация»  г.Димитровграда в выдаче указанного лекарственного препарата было отказано по причине отсутствия его в наличии. Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской  области обеспечить Кузнецову Т.Н. указанным медицинским препаратом в объеме, установленном в соответствии с рецептом от 17 августа 2016 года ***.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение. Считает, что возможности обеспечения Кузнецовой Т.Н. лекарственным препаратом *** по рецепту от 17 августа 2016 года не имеется, так как в настоящее время истек срок годности данного рецепта. Обращает внимание, что приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации № 110 от 12 февраля 2007 года «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» не предусмотрена возможность оформления врачом льготных рецептов с целью восстановления недостающего пациенту количества лекарственных препаратов в соответствии с рекомендациями. Полагает, что необеспечение Кузнецовой Т.Н. лекарственным препаратом возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Просит учесть, что дальнейшее обеспечение Кузнецовой Т.Н. лекарственным препаратом *** осуществляется.

В возражениях на жалобу старший помощник прокурора г.Димитровграда Ульяновской области Душкова К.Б., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень входит заболевание ***. Все лекарственные средства, ***, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 17 августа 2016 года Кузнецовой Т.Н. был выписан лечащим врачом рецепт на получение медицинского препарата ***, однако данный препарат ей не были предоставлен.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Кузнецовой Т.Н. медицинским препаратом, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Кузнецовой Т.Н. бесплатно на период лечения *** лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение Кузнецовой Т.Н. лекарственным препаратом *** осуществляется, не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не опровергает выводы о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.  

Довод жалобы о невозможности обеспечения лекарственным препаратом по рецепту, срок действия которого истек, не может служить поводом к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинского препарата ***, поскольку нуждаемость в нем носит для Кузнецовой Т.Н. постоянный характер.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах. 

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Кузнецова Т.Н.

В силу изложенного решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 января 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи