У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Петрова
И.И.
Дело № 33а-1274/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 28 марта 2017 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Трифоновой Т.П.,
судей Зуевой
Н.В. и Васильевой Е.В.,
при секретаре
Бешановой Э.Е.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления по
благоустройству администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного
суда г.Ульяновска от 15 декабря 2016 года, по которому постановлено:
Административный иск
прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах
неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать Управление
по благоустройству администрации города Ульяновска организовать проведение
работ по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной между гаражных
боксов напротив дома №72 по ул.Л.Шевцовой в г.Ульяновске.
В удовлетворении
административного иска прокурора
Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного
круга лиц, к администрации города Ульяновска об обязании устранить
несанкционированную свалку отказать.
Заслушав доклад
судьи Зуевой Н.В., пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда
подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении административных исковых
требований к администрации г. Ульяновска, а дело – направлению на новое
рассмотрение, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Ленинского
района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц,
обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного
разбирательства, к администрации г. Ульяновска о возложении обязанности
устранить нарушения путем очистки несанкционированной свалки отходов
производства и потребления, расположенной возле дома № 72 по ул. Л. Шевцовой в Ленинском районе г.
Ульяновска, в обоснование указав следующее.
Прокуратурой района
при проведении проверки с привлечением специалистов Управления по
благоустройству администрации г. Ульяновска, Управления по охране окружающей
среды администрации г. Ульяновска установлено, что на территории земельного
участка по ул. Л. Шевцовой, д. 72 в Ленинском районе г. Ульяновска наблюдается
захламление твердыми бытовыми отходами, строительным мусором в виде
загрязненного шифера, бетонных блоков, боя кирпича и отходов от ремонта зданий,
что подтверждается соответствующим актом фиксации признаков нарушения
законодательства в
сфере природопользования и охраны окружающей среды, обрезками сучьев (ветвей).
По информации
Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная
кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии» по Ульяновской области территория складирования указанных отходов
находится в муниципальной собственности.
Указанные нарушения
ставят под угрозу права жителей в г. Ульяновске на благоприятную окружающую
среду, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ. Эксплуатация указанных
свалок может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в
указанном и близлежащих к ул. Л. Шевцовой населенных пунктах, вспышке и
распространению инфекционных заболеваний.
Администрацией г.
Ульяновска, на которую законодательством возложены обязанности по
предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах
городского округа, по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на
территории округа, возложены обязанности по сбору и вывозу твердых бытовых
отходов на территории муниципального образования, меры к ликвидации
несанкционированных свалок не приняты, сбор и вывоз твердых бытовых отходов и
отходов потребления со свалок не организован.
Просил обязать
надлежащего ответчика устранить нарушения путем очистки несанкционированной
свалки отходов производства и потребления, расположенной напротив д. 72 по ул. Л.Шевцовой
(между гаражами) в Ленинском районе г. Ульяновска.
Судом к участию в
деле в качестве соответчика привлечено Управление по благоустройству
администрации города Ульяновска, а в качестве заинтересованных лиц Департамент
государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Устинов
И.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
Управление по благоустройству администрации г. Ульяновска не
соглашается с решением, просит его отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых
требований.
В обоснование жалобы указывает, что решение является незаконным и
необоснованным, нарушены нормы материального права, недоказаны установленные судом
обстоятельства, имеющие значение для административного дела.
Полагает, что суд незаконно возложил на Управление по благоустройству
администрации города Ульяновска обязанности по организации и проведению работы
по ликвидации несанкционированного размещения (сброса) строительных и бытовых
отходов, поскольку полномочия отраслевого (функционального) органа
администрации города Ульяновска не могут превышать полномочия администрации
города Ульяновска, а она полномочием по организации сбора и вывоза бытовых
отходов и строительного мусора не наделена.
Указывает, что лица, разместившие отходы, мусор в несанкционированных
местах, обязаны за свой счет провести уборку и очистку данной территории.
Установить лиц, несанкционированно разместивших отходы и допустивших
указанные в иске нарушения, силами Управления по благоустройству администрации
города Ульяновска и администрации города Ульяновска не представляется возможным
ввиду отсутствия у них полномочий по проведению оперативно-розыскных
мероприятий.
Судебная коллегия, с учетом мнения прокурора Колгановой Е.А.,
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса
согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции
Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду,
достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его
здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 10 Федерального закона от 10
января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области
охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в
соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами
муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления.
Отходы производства и потребления,
радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию,
транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть
безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской
Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
К вопросам местного значения городского
округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах
городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе
раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,
захоронению твердых коммунальных отходов (часть 3 статьи 7 Федерального закона
«Об охране окружающей среды»).
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30
марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению,
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и
способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания
и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения прокурорской
проверки с привлечением специалистов Управления по благоустройству
администрации г. Ульяновска,
Управления по охране окружающей среды
администрации г.Ульяновска, территория
земельного участка, площадью 500 кв.м., расположенная между
земельными участками по адресу:
г.Ульяновск, ул. Л.Шевцовой, 69 и ул. Л.Шевцовой, 71, захламлена твердыми
бытовыми отходами, строительным мусором и обрезками сучьев (ветвей) деревьев.
Удовлетворяя требования прокурора Ленинского
района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, и
возлагая обязанность по организации и проведении работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов
производства и потребления только на
Управление по благоустройству администрации г. Ульяновска, районный суд пришел
к выводу о том, что администрация города
Ульяновска не является надлежащим
ответчиком по делу.
Судебная коллегия с данным выводом суда
не соглашается.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона
от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории
муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии
с экологическими, санитарными и иными требованиями.
К полномочиям органов местного самоуправления
городских округов в области обращения с отходами относится участие в
организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору),
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых
коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (пункт 3
статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
На основании пункта 24 части 1 статьи 16
Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного
значения городского округа относятся участие в организации деятельности по
сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Исходя из приведенных выше положений
законодательства, обязанность участия в организации сбора, вывоза, утилизации и
переработке бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции
муниципального образования. При этом выбор способа осуществления данной
обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного
юридического лица) является правом муниципального образования. Однако в случае
неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной
обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора
ответственность, в том числе, и в части ликвидации несанкционированных свалок,
несет именно данный орган местного самоуправления.
С учетом изложенного, решение в части
отказа в удовлетворении исковых
требований к администрации города Ульяновска подлежит отмене, с принятием
решения об удовлетворении исковых
требований в данной части.
Доводы жалобы о незаконном
возложении обязанности по организации и проведению работ по ликвидации несанкционированной свалки на Управление судебная
коллегия считает несостоятельными, поскольку ввиду невозможности
установления лиц, виновных в размещении отходов, мусора в несанкционированных местах, обязанность по ликвидации
несанкционированного объекта размещения строительных и бытовых отходов на
указанной территории должна быть возложена на администрацию г. Ульяновска и
Управление по благоустройству
администрации г.Ульяновска, так как
осуществление организации сбора и вывоза бытовых отходов входит в компетенцию
данных лиц в соответствии со ст. 7
Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8
Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 2 ч. 4 ст. 38
Устава муниципального образования «город Ульяновск», п. 4.2.8 ст. 4 Положения об Управлении по
благоустройству администрации г.Ульяновска.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 15 декабря
2016 годав части отказа в удовлетворении исковых требований к администрации г.
Ульяновска отменить.
Принять в этой части
новое решение, которым обязать администрацию г. Ульяновска организовать
проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной между
гаражных боксов напротив дома № 72 по ул.Л.Шевцовой в г.Ульяновске.
В остальной части
решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи