Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение жильем детей-сирот
Документ от 11.04.2017, опубликован на сайте 19.04.2017 под номером 65587, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Писарева Н.В.                                                   Дело № 33-1476/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              11 апреля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Казаковой М.В.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора  Сальникова А.А.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 07 февраля 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Майнского района Ульяновской области к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании незаконным бездействия по своевременному обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, возложении обязанности по обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Емельянова В*** Г*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Емельянова В*** Г*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Сенгилеевского района Ульяновской области.

В удовлетворении исковых требований прокурора Майнского района Ульяновской области в интересах Емельянова В*** Г*** к Муниципальному учреждению Управление образования администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия по своевременному обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, возложении обязанности по обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца  Емельянова  В.Г.,  возражавшего против доводов жалобы, мнение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Майнского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах Емельянова В.Г. к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Муниципальному учреждению Управление образования администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Майнского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что Емельянов В.Г., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет. Мать Емельянова В.Г. – Е*** Н.Г. решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от *** 2004 года лишена родительских прав. В настоящее время Емельянов В.Г. проживает по адресу: ***, в жилом помещении, которое ему не принадлежит. *** 2015 года Емельянов В.Г. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Ульяновской области. До настоящего времени Емельянову В.Г. жилое помещение не предоставлено.

Просил признать бездействие Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Муниципального учреждения Управление образования администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области по своевременному обеспечению Емельянова В.Г. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения незаконным; обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Муниципальное учреждение Управление образования администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области обеспечить Емельянова В.Г. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. 

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что жилое помещение не представлено Емельянову В.Г. по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 №466-П Емельянов В.Г. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере *** рублей с приложением соответствующих документов.

В возражении на апелляционную жалобу прокурор Майнского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменений, а жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  представителей ответчиков  Министерства  промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области, Муниципального учреждения  Управления  образования администрации МО «Майнский район» Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом,  

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Емельянов В.Г., *** года рождения,  относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать Емельянова В.Г. – Е*** Н.Г. решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области  от ***.2004  лишена родительских прав в отношении сына - Емельянова В.Г. В записи о рождении ребенка сведения об отце внесены со слов матери.

В период с ***.2008 по ***.2010 Емельянов В.Г.  воспитывался в ***.

На основании Постановления Администрации МО «Майнский район»  над Емельяновым В.Г. была установлена опека по договору о приемной семье, опекуном  назначена Б*** С.Т. 

Решением  комиссии от ***.2008 (отдел образования  администрации  МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области )  Емельянов В.Г. поставлен  на льготную очередь  нуждающихся в жилом помещении. 

По представленным данным ОГУП БТИ и Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области Емельянов В.Г. жилых помещений в собственности не имеет.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних от ***.2015 (протокол № ***) Емельянов В.Г.  включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области. Однако до сегодняшнего дня жилое помещение истцу не предоставлено.

Исходя из этого, суд правильно пришел к выводу о том, что Емельянов В.Г.  не обеспечен жилым помещением.  При этом, вывод суда о том, что исковые требования прокурора Майнского района города Ульяновска, действующего в интересах Емельянова В.Г., к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области подлежат удовлетворению мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Право истца на компенсацию расходов за наем (поднаем) жилья в размере *** руб. в месяц, не лишает его права на своевременное обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого помещения в установленном законом порядке.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Майнского районного суда Ульяновской области от 07 февраля 2017 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: