Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ч.2 ст.8.6 КоАП РФ
Документ от 31.03.2017, опубликован на сайте 07.04.2017 под номером 65432, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 8.6 ч.2, Вынесено решение по существу

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Судья Бессчётнова Е.Б.                                                       Дело № 7-117/2017

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                         31 марта 2017 года

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе законного представителя Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» Савельева С*** П*** на решение судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 08 февраля 2017 года,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Постановлением старшего государственного  инспектора РФ по охране природы, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области от 08.02.2017  Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» (далее УМУП «Ульяновскводоканал») привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

 

Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 08.02.2017 указанное постановление оставлено без изменения.

 

В жалобе, поданной в Ульяновский областной суд, законный представитель  УМУП «Ульяновскводоканал» Савельев С.П. не соглашается с вынесенными решениями, просит их отменить.

В обоснование жалобы указывает, что в с. Кротовка, состоящей из Новой и Старой Кротовки, отведение стоков непосредственно в канализационные сети осуществляется лишь частично, канализованы несколько улиц Новой Кротовки (ул. Родниковая, Центральная). Стоки от большинства домов этих улиц самотеком поступают в накопитель, состоящий из подземных емкостей. Данный накопитель на балансе УМУП «Ульяновскводоканал» не состоит, сведениями о правообладателе этого сооружения юридическое лицо не располагает. Далее стоки вывозятся спецтранспортом УМУП «Ульяновскводоканал» в централизованную систему водоотведения г.Ульяновска с последующей очисткой на очистных сооружениях. Остальное население имеет индивидуальные выгребные ямы.

Считает, что вывод проверки о том, что в с. Кротовка по канализационной сети транспортируются жидкие бытовые отходы противоречит действующему законодательству и не соответствует действительности. Канализационные  сети, переданные на баланс юридического лица, предназначены только для ЦСВ. По канализационным сетям транспортируются сточные воды, а не жидкие коммунальные отходы, поскольку согласно п.113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения отходы запрещено сбрасывать в центральную систему водоотведения. Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» не содержит такого определения как жидкие бытовые отходы. При этом для решения вопроса об установлении факта образования сточных вод в процессе деятельности юридического лица необходимо наличие факта водопотребления. Не являются отходом воды, которые сбрасываются в водный объект после их использования, а также воды, содержащие твердые вещества, которые могут быть извлечены при их очистке. Попадая в накопители, сточные воды не становятся жидкими коммунальными отходами. Таким образом, вывоз сточных вод из накопителей с. Н. Кротовка с дальнейшим их поступлением в центральную систему водоснабжения г.Ульяновска и на очистные сооружения не может рассматриваться как сбор и транспортировка жидких коммунальных отходов, поэтому источник загрязнения определен судом неверно, а протокол результатов биотестирования нельзя признать допустимым доказательством. Подробно позиция законного представителя УМУП «Ульяновскводоканал» Савельева С.П. изложена в жалобе.  

 

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, заслушав защитников юридического лица Айнетдинову А.В. и Лебедеву Н.И., поддержавших и дополнивших доводы жалобы, должностное лицо административного органа Бородихину О.В., полагавшую решение суда законным, прихожу к выводу о том, что действия УМУП «Ульяновскводоканал» верно квалифицированы по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

 

Должностным лицом административного органа и судьей районного суда верно указано, что в силу положений ст. 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,  ст.11 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 42 Земельного кодекса РФ, УМУП «Ульяновскводоканал», являясь организацией,  эксплуатирующей объекты водопроводно-канализационного хозяйства в с.Кротовка г.Ульяновска, при оказании услуг по водоснабжению и водоотведению, было обязано обеспечить выполнение требований в области охраны окружающей среды, не допуская загрязнения почвы.

 

Материалами дела установлено, что УМУП «Ульяновскводоканал» допущена порча земель, поскольку по результатам лабораторных исследований в пробах почвы, отобранных 29.11.2016 с земельного участка, расположенного южнее накопителя в 60 м юго-восточнее дома № 16 и 60 м юго-западнее дома № 15 по ул. Магистральной села Кротовка Засвияжского района г. Ульяновска, установлено загрязнение почвы вредными (загрязняющими) веществами, превышающими предельно допустимые концентрации, установленные гигиеническими нормативами, классифицированными  по степени негативного воздействия на окружающую среду в качестве отходов IV класса опасности. При этом порча почвы произошла в результате перелива из накопителя на рельеф местности, ввиду ненадлежащего исполнения УМУП «Ульяновскводоканал» обязанностей по предоставлению услуги водоотведения. Таким образом, предприятие не исполнило требования закона в области охраны окружающей среды.

 

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе Уставом УМУП «Ульяновскводоканал», из которого следует, что предприятие во исполнение своих уставных задач обязано осуществлять сбор и очистку сточных вод, Постановлением Главы г.Ульяновска № 8625 от 10.11.2009, согласно которому предприятию переданы  объекты водоснабжения и канализации с.Кротовка, Постановлением Главы г.Ульяновска № 5714 от 15.12.2006, в соответствии с которым обязанность по вывозу сточных вод из неканализованных районов возложена на УМУП «Ульяновскводоканал», пояснениями  должностных лиц административного органа, актом проверки, фототаблицей к акту, объяснениями  жителей с. Кротовка, актом отбора проб почвы для лабораторных исследований, результатами лабораторных исследований, иными доказательствами, которые оценены судьей в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

 

При настоящем рассмотрении жалобы правильность выводов судьи не опровергнута. Доводы жалобы направлены на переоценку указанных выводов, оснований для которой не нахожу, поскольку доказательств, отвечающих критериям достоверности и допустимости, которые бы ставили под сомнение совершение юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного  ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, материалы дела не содержат.

 

Все обстоятельства дела с достаточной полнотой учтены судьей районного суда, всем указанным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка, основанная на правильном применении норм материального и процессуального права.

 

В соответствии со ст.1 Водного кодекса РФ, под сточными водами понимаются такие воды, отведение которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Из ст.1 Федерального закона от 7.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и  водоотведении» следует, что состав и свойства сточных вод - совокупность показателей,  характеризующих, в том числе концентрацию загрязняющих веществ в них.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов", твердые и жидкие бытовые отходы - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.

Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 следует, что процесс водоотведения сопряжен с образованием отходов, в том числе при сборе и обработке сточных вод, при которых образуются отходы обработки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код 7 22 000 00 00 0), фекальные отходы нецентрализованной канализации (код 7 32 100 00 00 0) и отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (код 7 32 101 01 30 4).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.07.2015 № 12-59/1626, отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям (к которым можно отнести накопитель в с.Кротовка), к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления. То есть, жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, можно отнести к сточным водам только в том случае, если они удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей их очистки.

 

Таким образом, из анализа вышеприведенных положений в их системной взаимосвязи  следует, что сточные воды, попадающие в накопители, в том числе через систему канализации, являясь использованным продуктом жизнедеятельности населения, могут одновременно обладать свойствами жидких бытовых отходов, содержащих в себе загрязняющие вещества, превышающие предельно допустимые концентрации, опасные для здоровья людей и окружающей среды, классифицируемые по категориям в зависимости от степени опасности воздействия на окружающую среду.

В рассматриваемой ситуации стоки, содержащие в себе загрязняющие вещества, не были удалены УМУП «Ульяновскводоканал» из накопителя для их последующей очистки, а были разлиты на почву без очистки, вследствие чего само загрязнение почвы было классифицировано как загрязнение жидкими отходами IV класса опасности, что прямо согласуется с разъяснениями Минприроды РФ.

 

Таким образом, ненадлежащее исполнение УМУП «Ульяновскводоканал» своих обязанностей по водоотведению привело к загрязнению (порче) земель в зоне расположения накопителя в с.Кротовка г.Ульяновска. Данное обстоятельство является определяющим при квалификации действий юридического лица по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.

 

Порядок привлечения УМУП «Ульяновскводоканал» к административной ответственности соблюден.

Нарушений прав юридического лица при производстве по делу об административном правонарушении, а также при вынесении оспариваемого постановления,  влекущих его отмену, не установлено.

При назначении наказания требования ст.4.1 КоАП РФ судьей соблюдены, выводы о размере назначенного наказания мотивированы. Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.

 

В связи с этим, доводы жалобы не являются основанием для отмены или изменения состоявшегося по делу постановления судьи районного суда.

 

Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ,  судья

 

РЕШИЛ:

 

Решение судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 08 февраля 2017 года оставить без изменения, жалобу законного представителя Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» Савельева С*** П*** – без удовлетворения.

 

Судья                                                                                       В.Г. Буделеев