Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарственным средством
Документ от 28.03.2017, опубликован на сайте 04.04.2017 под номером 65380, 2-я гражданская, об обеспечении инвалида лекарственным средством, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                Дело № 33-1084/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             28 марта 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 06 декабря 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Красновой Н*** Г*** к Министерству здравоохранения, семьи и  социального благополучия Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и  социального благополучия Ульяновской области обеспечить Краснову Н*** Г*** лекарственным препаратом *** из расчёта 2 мг. 3 раза в день (под контролем АД, первые две недели в условиях стационара).

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истицы Красновой Н.Г.  Морозовой Е.А., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Краснова Н.Г. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом

В обоснование иска указано, что Краснова  Н.Г.  является инвалидом *** группы по общему заболеванию. В период с ***06.2016 по ***06.2016 истица обследовалась в ФГБУ «Научный центр сердечно - сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева». По результатам обследования  ей был выставлен диагноз - *** и назначены лекарственные препараты : *** Указанные препараты назначены  Красновой Н.Г. по жизненным показаниям, замене и отмене не подлежат.

В июле, августе и сентябре 2016 года  истица обращалась в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  с просьбой обеспечить жизненно необходимым препаратом ***. Ответчик отказал в обеспечении жизненно важным препаратом, указав на отсутствие препарата в Перечне лекарственных препаратов, специализированного лечебного питания и изделий медицинского назначения,  утверждённом Правительством Ульяновской области в соответствии с Территориальной программой. Считает отказ незаконным и нарушающим ее конституционные права.

Просила суд обязать Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить её лекарственным препаратом *** из расчёта 2 мг. 3 раза в день (далее - препарат «***).

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение.

В обоснование жалобы указано, что лекарственный препарат *** не входит в Перечень препаратов, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» и в территориальный Перечень, утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2015 N 710-П «Об утверждении         Территориальной программы государственных   гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2016 год». Кроме того данный препарат  лечащим врачом истице  не назначался, а представленное истицей медицинское заключение носит рекомендательный характер. А потому суд неправомерно обязал ответчика обеспечить истицу данным пре6ператом.

Более того,  применять данный препарат необходимо в специализированном медицинском учреждении, имеющим опыт применения данного препарата.

Обращает внимание на тот факт, что Красновой Н.Г. обеспечивается   лекарственными препаратами  *** для лечения ***.

Дело рассмотрено в отсутствие  истицы Красновой Н.Г. , просившей рассмотреть дело в свое отсутствие, представителя ответчика  Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Краснова  Н.Г. с 2014 года является инвалидом *** группы по общему заболеванию.

В период с ***06.2016 по ***06.2016 Краснова Н.Г. обследовалась в ФГБУ «Научный центр сердечно - сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева». По результатам обследования  ей был выставлен диагноз - *** и назначены лекарственные препараты : ***. Указанные препараты назначены  Красновой Н.Г. по жизненным показаниям, замене и отмене не подлежат.

Краснова  Н.Г. неоднократно обращалась в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  с заявлением об обеспечении ее лекарственным препаратом *** в рекомендованной дозе.

Отказывая истице в обеспечении данным препаратом, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области указано на отсутствие правовых оснований для ее обеспечения, поскольку препарат ***    не входит в территориальный Перечень лекарственных препаратов, специализированного лечебного питания и изделий медицинского назначения, утвержденный  постановлением Правительством Ульяновской области от 25.12.2015 № 710 (приложение № 3).

Не соглашаясь с данным отказом, Краснова Н.Г. обратилась в суд с настоящим иском.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.

В силу ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

В силу ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (пункты 1, 2, 5).

В силу п. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Согласно п. 4 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации.

В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе: перечень форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание, медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно (пункт 5 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

В силу п. 7 ст. 80 указанного Федерального закона программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе: целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.

Утверждаемая органом государственной власти субъекта Российской Федерации территориальная программа должна соответствовать Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства РФ.

Раздел III Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 № 856, предусматривает источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи. За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Из положений раздела IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273, следует, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных заболеваний), приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403,  входит ***.

Препарат *** зарегистрирован на территории РФ. Данный препарат является единственно возможным вариантом эффективного лечения заболевания истицы, выписан ей по жизненным показаниям и замене или отмене не подлежит. 

Учитывая данные обстоятельства, положения Стандартных Правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых 20.12.1993 генеральной Ассамблеей ООН, в соответствии с которыми государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут потребоваться для поддержания или повышения уровня жизнедеятельности, суд первой инстанции правомерно указал, что отсутствие указанного препарата в вышеуказанном Перечне не свидетельствует о наличии оснований для отказа в иске.

Таким образом, суд первой инстанции, исходя из анализа норм действующего законодательства, пришел к правильному выводу о том, что истица вправе получать назначенное ей по жизненным показаниям лекарственное средство за счет средств бюджета субъекта РФ, поскольку отсутствие указанного препарата в вышеуказанных Перечнях, не является основанием для непредоставления государственной гарантии оказания медицинской помощи.

Иное означало бы снижение уровня государственных гарантий охраны здоровья граждан, особенно в этом нуждающихся в силу самого характера их заболевания.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что отсутствуют правовые основания для бесплатного обеспечения истицы лекарственным препаратом ***, поскольку он не входит в Перечень препаратов, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» и в территориальный Перечень, утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2015 N 710-П «Об утверждении Территориальной программы государственных   гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2016 год», а также не выписывался лечащим врачом не состоятельны и основаны на неверном толковании закона.

Выводы суда основаны на положениях п. 10 ст. 16, ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", согласно которым организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Правомерность выводов суда подтверждается письмом Минздрава России от 08.07.2013 N 21-6\10\2-4878, согласно которому в целях исключения аналогичных ситуаций указано на недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Ссылка в апелляционной жалобе  на необходимость применения препарата *** в условиях стационара и под наблюдением врача, не является основанием к отмене судебного решения, поскольку указанный препарат был назначен истице лечащим врачом в ФГБУ «Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева» после проведенного исследования. Ответчиком не оспаривалась правильность назначенного истице лечения, в том числе и указанного препарата. Оснований сомневаться в компетенции врача, назначившего истице лечение, у суда не имелось.

Кроме того, как пояснила представитель истицы, судебное решение было обращено к немедленному исполнению и на сегодняшний день Красновой Н.Г. данный препарат получен и применяется, каких-либо побочных эффектов не имеется.

Обеспечение же истицы  иными выписанными ей лекарственными препаратами не исключает необходимость предоставление ей ***, назначенного ей врачом для  комплексного лечения  забоелвания.

В остальной части доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основанием для отмены решения не являются.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 06 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: