Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Пригвоор по части 1 статьи 264 УК РФ изменен
Документ от 15.03.2017, опубликован на сайте 31.03.2017 под номером 65369, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 264 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

***

                               Дело №22-494/2017

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г.Ульяновск

                                 15   марта 2017 года

 

Ульяновский областной суд в составе председательствующего Комиссаровой Л.Н.,

с участием прокурора Шушина О.С.,

осужденного Апанасова Е.Г., защитника - адвоката Суворовой Е.Н.,

при секретаре Хисматуллиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе защитника – адвоката Суворовой Е.Н. на приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области от 18 января 2017 года, которым

 

АПАНАСОВ Е*** Г***,

*** несудимый,

 

осужден по части 1 статьи 264 УК РФ к наказанию в виде ограничения свободы  на срок 1 год 6 месяцев, с лишением, в соответствии с частью 3 статьи 47 УК РФ, права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 2 года.

 

Апанасову Е.Г. установлены ограничения: находиться по месту постоянного проживания в период с 00 часов до 06 часов следующих суток, не посещать места проведения массовых общественных мероприятий,  не выезжать за пределы территории муниципального образования «г.Д***» и не изменять место жительства без согласия уголовно-исполнительной инспекции, а также возложена обязанность один раз в месяц являться для регистрации в день, определённый уголовно-исполнительной инспекцией.

 

Мера пресечения Апанасову Е.Г. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу, оставлена без изменения.

 

Приговором решен вопрос о вещественных доказательствах.

 

Апелляционное  представление  государственного обвинителя отозвано в порядке части 3 статьи 3898 УПК РФ.

 

Доложив содержание приговора, существо апелляционной жалобы, выслушав выступления участников процесса, суд апелляционной инстанции

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Апанасов Е.Г. признан виновным в нарушении при управлении автомобилем правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности причинение потерпевшей М*** Т.А.  тяжкого вреда здоровью.

 

Преступление имело место в г. Д*** У*** области, при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

 

В апелляционной жалобе адвокат Суворова Е.Н., действующая в защиту интересов Апанасова Е.Г., не соглашается с приговором суда, считая его незаконным, необоснованным, несправедливым. Указывает, что вина Апанасова Е.Г. в совершении преступления не доказана. Полагает, что к показаниям потерпевшей М*** Т.А., свидетелей М*** В.Д., С*** И.Н. следует отнестись критически, поскольку они являются родственниками и заинтересованы в исходе дела. Показания потерпевшей М*** Т.А. и свидетеля М*** В.Д. получены с нарушением требований норм УПК РФ, основаны на догадках и предположениях. Показания свидетеля С***  И.Н. не соответствуют выводам экспертизы, проведенной по инициативе стороны защиты. Отмечает, что судом в основу обвинительного приговора незаконно положены показания свидетелей  А*** В.А. и Х*** Р.Р., которые являясь сотрудниками ГИБДД выезжали на место ДТП. В ходе судебного заседания указанные свидетели показали, что виновником ДТП явился Апанасов Е.Г, вывод о его виновности свидетели сделали на основании осмотра места ДТП и беседы со С*** И.Н., при этом Апанасова Е.Г. сотрудники ГИБДД не допросили. Заявляет, что заключение экспертизы №01Э/960 от 18 сентября 2016 года проведенной экспертом МО МВД России «Д***» Ш*** П.П. не может быть допустимым доказательством, поскольку указанный эксперт, делая  вывод о вероятном расположении места столкновения транспортных средств, вышел за пределы компетенции своей экспертной специальности. Эксперт ФБУ ЛСЭ Минюста России Л*** М.В. в  заключении №389/03-5 от 05 июля 2016 года не смог определить точный механизм ДТП, поскольку был лишён возможности в полном объеме исследовать материалы уголовного дела. При этом суд нарушив принципы уголовного судопроизводства, не принял в качестве доказательства по делу экспертное исследование от 02 декабря 2016 года эксперта-автотехника ООО *** М*** А.С. Считает, что схема к протоколу осмотра места происшествия выполнена не в масштабе, поэтому не может отражать фактического расположения автомобилей на проезжей части после столкновения и следов на месте ДТП. Также обращает внимание на то, что суд дал неверную оценку показаниям свидетелей А*** О.А. и М*** Н.Ю. Ставит под сомнения вывод суда о том, что показания Апанасова Е.Г. противоречивы и непоследовательны.  Учитывая изложенное, просит приговор суда отменить и вынести в отношении   Апанасова Е.Г. оправдательный приговор. 

 

В судебном заседании суда апелляционной инстанции:

- осуждённый Апанасов Е.Г. и его защитник – адвокат Суворова Е.Н. поддержали доводы апелляционной жалобы;

- прокурор Шушин О.С. считал, что приговор суда является законным, обоснованным и справедливым, а потому просил оставить его без изменения, а жалобу адвоката – без удовлетворения.

 

Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав выступления участников процесса, суд апелляционной инстанции полагает, что приговор суда первой инстанции подлежит изменению, в связи с необходимостью внесения уточнения в его описательно-мотивировочную часть.

 

Фактические обстоятельства по делу установлены правильно.

 

Несмотря на непризнание Апанасовым Е.Г. своей вины, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о виновности осужденного в инкриминируемом преступлении. Данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на всесторонне, полно и объективно  исследованных в судебном заседании доказательствах,  получивших оценку суда в соответствии с требованиями статьи 88 УПК РФ и подробно приведенных в приговоре.

 

Вопреки доводам апелляционной жалобы суд обоснованно сослался на показания потерпевшей и ряда свидетелей.

 

Из показаний второго участника дорожно-транспортного происшествия – свидетеля С*** И.Н. суд установил, что 03 сентября 2015 года около 17 часов он двигался на принадлежащем ему автомобиле ***  по ул.К*** в г.Д***, со стороны пос.Д*** в сторону города. Автомобилем управлял он, в салоне находились М*** В.Д. – на переднем пассажирском сиденье, и М*** Т.А. – на заднем сиденье с правой стороны. Двигался он со скоростью около 60 км\час, в процессе движения он никого не обгонял, в попутном направлении автомобили впереди него не ехали, какие-либо препятствия на проезжей части отсутствовали, а потому выезжать на полосу встречного движения у него необходимости не было. Двигался он по центру своей полосы движения, обозначенной прерывистой линией разметки. В районе дома *** по ул.В***, метров за 300 впереди себя он увидел движущийся ему навстречу по своей полосе движения автомобиль ***. Сблизившись с указанным автомобилем на расстояние 5-10 метров, он увидел, что данный автомобиль накренило сначала вправо по ходу движения, потом влево, будто автомобиль что-то объезжал. После чего автомобиль *** неожиданно для него, чуть под углом,  выехал на его (С*** И.Н.) полосу движения встречную для автомобиля ***, в результате чего произошло столкновение передними частями автомобилей. После столкновения заднее левое колесо его автомобиля оказалось на встречной полосе движения, предполагает, что это произошло в результате удара при столкновении.

 

Потерпевшая М*** Т.А. и свидетель М*** В.Д. дали суду по основным моментам показания в целом аналогичные показаниям С*** И.Н. Из показаний указанных лиц суд установил, что автомобиль под управлением С*** И.Н. двигался постоянно по своей полосе движения, никаких маневров не совершал. Автомобиль *** на полосе движения автомобиля под управлением С*** И.Н. они увидели непосредственно перед столкновением, поскольку разговаривали между собой. М*** В.Д. дополнительно пояснил, что  после столкновения он вышел из автомобиля и увидел, что на правой по ходу движения *** обочине никаких транспортных средств не было, посторонние автомобили стали останавливаться только после дорожно-транспортного происшествия для оказания помощи.

 

Из показаний свидетелей А*** В.А. и Х*** Р.Р., являющихся сотрудниками ГИБДД, суд установил, что *** 2015 года они прибыли на место ДТП с участием автомобилей *** под управлением Апанасова Е.Г. и ***  под управлением С*** И.Н. ДТП произошло в г.Д*** на ул.К***, недалеко от дома *** по ул.В***. Автомобили стояли на стороне проезжей части дороги, по направлению движения автомобиля ***. Осыпь стекла и пластика, масляное пятно также находились на указанной полосе движения. Столкновение было лобовым, повреждения на автомобилях располагались преимущественно в их передних частях. Поскольку в результате ДТП пострадали люди, ими была вызвана СОГ, также на место ДТП приехало несколько автомобилей скорой помощи. Протокол и схема к нему составлялись следователем, они (сотрудники ГИБДД) помогали делать замеры. При осмотре прилегающей к месту ДТП проезжей части, на расстоянии 20-30 метров от места ДТП ими был обнаружен труп кошки, который лежал примерно посередине полосы движения ***, кровь был свежей, незапекшейся, было понятно, что животное погибло недавно. Следы торможения на проезжей части отсутствовали. По объективной картине места ДТП они поняли, что водитель автомобиля *** не справился с управлением, допустил выезд на встречную для него полосу движения, в результате чего произошло столкновение. Андрасюк В.А. дополнительно показал суду, что разговаривал с водителем или пассажиром автомобиля *** на месте ДТП, и тот ему пояснил, что ДТП произошло в результате неожиданного выезда на встречную полосу автомобиля ***.

 

Судом были исследованы показания свидетелей П*** Г.И., Т*** Т.В. и П*** А.М., являющихся работниками скорой медицинской помощи, из которых суд установил, что указанные свидетели выезжали на место дорожно-транспортного происшествия на ул.К*** г.Д***. На проезжей части располагались два легковых автомобиля, в обеих находились пострадавшие, которым они оказали неотложную медицинскую помощь. Об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия им ничего не известно, никто из пострадавших им об этом не рассказывал. Ими заполнялись карты вызова скорой медицинской помощи в отношении всех пострадавших, при обнаружении признаков опьянения об этом обязательно было бы указано в карте.

 

Анализируя приведенные выше показания потерпевшей и свидетелей, и  сопоставляя их с другими представленными сторонами доказательствами, суд апелляционной инстанции полагает, что изложенные в них обстоятельства соответствуют реальной действительности. При этом, вопреки утверждениям адвоката и осужденного, фактов, которые давали бы основания сомневаться в объективности указанных показаний, не установлено, а, следовательно, суд абсолютно верно признал их допустимыми в качестве доказательств и взял за основу при постановлении приговора.

 

По мнению суда апелляционной инстанции из изложенных выше показаний потерпевшей и свидетелей судом первой инстанции установлена истинная картина дорожно-транспортного происшествия с причинением тяжкого вредя здоровью потерпевшей М*** Т.А., а также восстановлена вся цепочка событий во временном промежутке приближенных к преступлению.

 

Суд апелляционной инстанции полагает, что совокупность нарушений Правил дорожного движения РФ, допущенных  водителем автомобиля *** Апанасовым Е.Г., послужила причиной произошедшего дорожно-транспортного происшествия, результатом которого явилось причинение тяжкого вредя здоровью потерпевшей М*** Т.А.

 

Исследованные судом показания потерпевшей и свидетелей, положенные в основу выводов о виновности Апанасова Е.Г., согласуются с иными материалами уголовного дела, нашедшими своё отражение в приговоре суда.

 

Суд обоснованно сослался на протокол осмотра места происшествия, из которого установил, что на проезжей части ул.К*** напротив дома *** по ул.В*** г.Д***а имеется прерывистая дорожная разметка 1.5, общая ширина проезжей части 6,4 м., имеется две полосы движения по одной в каждую сторону. Профиль дороги горизонтальный, видимость не ограничена, покрытие - сухой асфальт, повреждений нет. В направлении ул.К*** справа имеется обочина шириной 3,3 м. Автомобиль *** расположена на проезжей части под углом, передней  частью в сторону ул.***, левое переднее колесо на расстоянии 1,7 м. от левой по ходу ее движения обочины, левое заднее – на расстоянии 2,5 м. от левой обочины. Автомобиль *** расположен на проезжей части также под небольшим углом, передней частью в сторону пер.Р***, правое переднее колесо на расстоянии 1,4 м. от правой по ходу ее движения обочины, правое заднее – на расстоянии 2 м. от правой обочины. Под передней частью *** имеются следы сдира асфальта площадью 0,3 м. на  0, 5 м. Осыпь стекла и пластика площадью 3,3 м. на 4,2 м., а также масляное пятно размером 3,6 м. на 4,3 м. расположены преимущественно на полосе движения автомобиля ***. Оба автомобиля имеют повреждения в передней части.

 

Приведенные выше документы, а также показания потерпевшей и свидетелей, послужили исходными данными для проведения автотехнической судебной экспертизы. Выводы суда о допустимости в качестве доказательства судебной автотехнической экспертизы обоснованны, мотивированны, и не согласиться с ними у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.  Экспертиза проведена в соответствии с требованиями УПК, высококвалифицированным экспертом, противоречий не содержит. При этом суд верно указал, что она проведена с учетом всех установленных в ходе предварительного следствия обстоятельств, а эксперту были предоставлены все необходимые материалы уголовного дела, в которых отражены существенные обстоятельства, касающиеся как места ДТП, так и повреждений автомобилей. При проведении данной экспертизы не установлено нарушений прав участников судопроизводства, в том числе действующих со стороны защиты.

 

Вместе с тем из выводов заключения автотехнической экспертизы следует, что место столкновения транспортных средств, исходя из конечного расположения и повреждений транспортных средств, осыпи осколков стекла и пластика, маслянистого пятна и сдира (на одной стороне дороги), вероятно располагается на стороне дороги, предназначенной для движения в сторону пер.Р***. В рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации при заданных исходных данных (со слов водителя ***) водитель указанного автомобиля должен был руководствоваться п.1.3 в части приложения № 2 к ПДД РФ (дорожной разметкой 1.2.1 и 1.5), 10.1 абзац 2 ПДД РФ; водитель автомобиля *** должен был руководствоваться п.1.3 в части приложения № 2 к ПДД РФ (дорожной разметкой 1.2.1 и 1.5), 1.4, 9.1, 10.1 абзац 1, 10.2 ПДД РФ.

 

Судом верно установлены обстоятельства, свидетельствующие о причинении в результате дорожно-транспортного происшествия тяжкого вреда здоровью М*** Т.А.

 

Согласно заключению эксперта № 943 от 09 сентября 2016 года следует, что М***  Т.А. был причинен *** который причинил тяжкий вред здоровью человека по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть (более 30 процентов).

 

Вопреки утверждениям защитника, суд апелляционной инстанции согласен с оценкой, данной судом первой инстанции показаниям осужденного Апанасова Е.Г., свидетелей М*** Н.Ю. и Апанасовой О.А., а также акту экспертного исследования, проведенного экспертом ООО ***. Показания Апанасова Е.Г. суд верно оценивает как не соответствующие обстоятельствам дела, поскольку они непоследовательны, неубедительны и опровергаются исследованными по делу доказательствами. Обоснованно указано судом и на то, что в акте экспертного исследования ООО *** экспертом реконструировано событие ДТП и его последствия, исходя из столкновения автомобилей на полосе движения ***, что противоречит установленным по делу обстоятельствам. Вывод эксперта о том, что в причинно-следственной связи с ДТП находятся действия водителя *** С*** И.Н., обоснованно не принят судом во внимание, а сам акт экспертного исследования верно не учитывался судом как доказательство невиновности Апанасова Е.Г. Показания свидетеля М*** Н.Ю. суд верно оценил, как  не конкретизированные, не подтверждающие доводы осужденного и не являющиеся доказательством невиновности Апанасова Е.Г., а показания свидетеля Апанасовой О.А., как несоответствующие действительности и опровергающиеся показаниями потерпевшей и свидетелей обвинения, а также письменными материалами дела.

 

С учетом исследованных по делу доказательств, суд верно установил, что  Апанасов Е.Г. при управлении автомобилем, в указанной дорожной обстановке не справился с управлением транспортным средством, допустил выезд на сторону проезжей части, предназначенную для встречного движения, в результате чего произошло столкновение с автомобилем под управлением С*** И.Н. и пассажир  М*** Т.А. получила тяжкий вред здоровью.

 

У суда апелляционной инстанции не имеется оснований сомневаться в правильности  выводов суда о том, что обвинение обоснованно, действия осужденного Апанасова Е.Г. по части 1 статьи 264 УК РФ квалифицированы верно, его вина в совершенном преступлении подтверждается относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами, в совокупности признанными достаточными для разрешения уголовного дела.  

 

При рассмотрении настоящего уголовного дела не допущено нарушений прав и законных интересов осужденного, как в ходе предварительного расследования, так и в суде. Судебное следствие по делу проведено в установленном законом порядке, с соблюдением принципов состязательности и равноправия сторон. Все ходатайства сторон, судом были разрешены в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством.

 

Осужденному Апанасову Е.Г. назначено соразмерное содеянному и справедливое наказание, с соблюдением требований статей 6 и 60 УК РФ.

 

Выводы суда о назначении Апанасову Е.Г. наказания в виде ограничения свободы, а также дополнительного наказания, в силу части 3 статьи 47 УК РФ, в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством, в приговоре мотивированы полно и правильно. Судом также верно учтены все сведения о личности Апанасова Е.Г. и обстоятельства, смягчающие наказание.

 

Каких-либо нарушений требований уголовно-процессуального и уголовного законов при назначении  наказания судом не допущено, иных обстоятельств, которые влияли бы на назначение наказания и не были учтены судом первой инстанции, не установлено. Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что назначенное Апанасову Е.Г. наказание  является справедливым.

 

Существенных нарушений норм уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену приговора, не имеется.

 

Вместе с тем приговор подлежит изменению, в связи с необходимостью внесения уточнения в его описательно-мотивировочную часть.

 

В силу части 2 статьи 171 УПК РФ в обвинении лица в совершении преступления, при описании преступления, обязательно указывается место его совершения.

 

Вместе с тем, суд первой инстанции в описательно-мотивировочной части приговора при описании преступного деяния, совершенного Апанасовым Е.Г., не указал, что местом его совершения является г.Д*** У*** области.  Суд апелляционной инстанции полагает необходимым внести в приговор соответствующее уточнение.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 38913, 38920, 38928, 38933 УПК РФ, суд апелляционной инстанции

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

Приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области от 18 января 2017 года в отношении Апанасова Е*** Г*** изменить, указав при описании преступного деяния, совершенного Апанасовым Е.Г. на место его совершения – г.Д*** У*** области.

 

В остальном данный приговор оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                              Л.Н. Комиссарова