Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Надлежащее содержание дорог местного значения
Документ от 28.03.2017, опубликован на сайте 06.04.2017 под номером 65332, 2-я гражданская, об обязании обустроить тротуар, устранить имеющиеся повреждения дорожного покрытия, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                             Дело № 33а-1111/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  28 марта 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В., Зуевой Н.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 07 декабря 2016 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 16 января 2017 года, по которому постановлено:

 

Административный иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска удовлетворить.

Обязать Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска устранить имеющиеся повреждения дорожного покрытия проезжей части автомобильной дороги, расположенной по адресу:   г. Ульяновск, ул. Орджоникидзе и ул. Казанская, в виде выбоин напротив дома № 1 по ул. Орджоникидзе, размером: длина – 98 см, ширина – 82 см., глубина – 9 см.; напротив дома № 12 по ул. Орджоникидзе, размером: длина – 76 см., ширина – 90 см., глубина 8 см.; напротив дома № 17/45 по ул. Орджоникидзе, размером: длина – 105 см., ширина – 87 см., глубина – 10 см.; напротив дома № 21а по ул. Орджоникидзе, размером: длина – 80 см., ширина – 85 см., глубина – 12 см., напротив дома № 28/42 по ул. Орджоникидзе, размером: длина – 96 см., ширина – 70 см., глубина – 12,5 см.; напротив дома № 41 по ул. Орджоникидзе, размером: длина – 75 см., ширина – 68 см, глубина – 9 см; от дома № 41 до дома № 117 по ул. Казанская, выбоин размером от 20 см до 2000 см, шириной от 40 см до 2000 см., глубиной до 15 см, приведя дорожные покрытия в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93.

В иске к администрации города Ульяновска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения  прокурора Колгановой Е.А., просившей отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г.Ульяновска к администрации г.Ульяновска и принять в этой части новое решение об удовлетворении требований прокурора,  судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

Прокурор Ленинского района города Ульяновска обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о возложении обязанность обустроить тротуар, устранить повреждения дорожного покрытия проезжей части автомобильной дороги. 

В обоснование иска указал, что в процессе проведенной проверки установлено, что вопреки требованиям п. 4.5.1.1 и п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 527766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на ул. Казанской в г.Ульяновске от дома № 68 до дома № 80 отсутствует тротуар.

Кроме того, проезжая часть автомобильных дорог по улицам Орджоникидзе и Казанской  не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» ввиду наличия на дорогах многочисленных выбоин. Указанные дороги находятся в муниципальной собственности. Ненадлежащее состояние дорог создает угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся указанными дорогами, поскольку может привести к дорожно-транспортным происшествиям.

В связи с этим прокурор просил обязать администрацию г.Ульяновска обустроить тротуар по ул. Казанской от дома № 68 до дома № 80, а также устранить повреждения дорожного покрытия проезжей части автомобильной дороги, расположенной по адресу: г.Ульяновск, ул. Орджоникидзе ул. Казанская, в виде выбоин на ул. Орджоникидзе напротив дома № 1, размером: блина 98см, ширина 82см, глубина- 9см; напротив дома № 12, размером: длина 76 см, ширина 90 см, глубина 8 см, напротив дома № 17/45, размером: длина 105 см, ширина 87см, глубина- 10 см; напротив дома № 21а, размером: длина 80 см, ширина-85 см, глубина-12 см, напротив дома № 28/42, размером: длина -96 см, ширина-70 см, глубина-12,5 см, напротив дома № 41, размером: длина 75 см, ширина 68 см, глубина – 9 см; по ул. Казанской  от дома № 41 до дома № 117 – длиной от 20 см до 2000 см, шириной от 40 см до 2000 см, глубиной до 15 см, приведя дорожное покрытие в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93.  

В ходе рассмотрения дела прокурор отказался от исковых требований к администрации г.Ульяновска об обустройстве тротуара на ул. Казанской от дома № 68 до дома № 80.  Производство по делу в этой части требований прекращено определением суда от  07 декабря 2016 года.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска не соглашается с решением суда. Указывает на то, что исковое заявление было подано к ответчику – администрации г.Ульяновска.

Управление осуществляет свою дорожную деятельность в МО «город Ульяновск» согласно Положению утвержденному решением Ульяновской Городской думы от 25.02.2016 №19 «О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 24.05 2006 №90 «Об утверждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска». Управление является бюджетным учреждением, все денежные расходы используются в соответствии с «Ведомственной структурой расходов бюджета МО «город Ульяновск» на 2016 год», утверждённой Решением Ульяновской Городской Думы Ульяновской области от 02.12.2015 №151 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов».

На основании ст.69.2 БК РФ, Постановления администрации города Ульяновска от 18.12.2015 № 6478 «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений МО «город Ульяновск» и финансового обеспечения выполнения муниципального задания», распоряжением Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска от 30.12.2015 № 39 МБУ «Дорремстрой» было выдано муниципальное задание на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов, которым предусмотрено содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них на территории МО «город Ульяновск» в соответствии с перечнем объектов  (Приложения к муниципальному заданию). Приложением №1 к муниципальному заданию на 2016 и на плановый 2017-2018 годов для МБУ «Дорремстрой» предусмотрено содержание автомобильных дорог по ул. Орджоникидзе и ул.Казанской в г. Ульяновске.  Первоочередной ремонт производится на дорогах наибольшей проходимости, высшей и первой категории. Указанные дороги не относятся к дорогам высшей и первой категории.

В решении речь идет об ул. Октябрьской (дублирующая дорога), которая не являлась предметом иска.

Указывает на то, что по ул. Орджоникидзе в районе домов № 12, №17/45, № 41 и по ул.Казанской от дома №41 до дома №49 повреждения устранены, что подтверждается фотоматериалами.

В судебное заседание не явились представители администрации г.Ульяновска, Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, ОГИБДД УМВД России по г.Ульяновску. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

По делу установлено, что техническое состояние дорожного покрытия на автомобильных дорогах по ул. Казанской и Орджоникидзе в г.Ульяновске не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» ввиду наличия многочисленных выбоин. Данный факт подтверждается актами проверки от 30.09.2016, составленными помощником прокурора Ленинского района г.Ульяновска Анастасиным О.А. с участием государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г.Ульяновска Сейфина Р.Р.

Кроме того, факт ненадлежащего состояния автомобильных дорог на указанных улицах был подтвержден путем их осмотра составом суда с участием государственного инспектора дорожного надзора УМВД России по Ульяновской области Сейфина Р.Р. в ходе выездного судебного заседания. В связи с  этим довод апелляционной жалобы об устранении выбоин в районе домов № 12, №17/45, № 41 по ул. Орджоникидзе и от дома №41 до дома №49 по ул.Казанской является несостоятельным.

Автомобильные дороги по улицам Казанской и Орджоникидзе находятся в муниципальной собственности. 

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ч. 4 статьи 6 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с вышеприведенными положениями законодательства обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления.

Исходя из содержания пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность включает в себя проведение работ по содержанию автомобильных дорог.

Под содержанием автомобильной дороги местного значения понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ), финансирование которых в силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» является расходным обязательством муниципального образования.

В силу п. 3 части 6 ст. 38 Устава МО «город Ульяновск, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 № 119 (ред. от 25.01.2017)  дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относятся к полномочиям администрации города Ульяновска по решению вопросов местного значения.

Решением Ульяновской Городской Думы от 27.01.2016 N 2  в целях эффективного управления процессом, связанным с исполнением администрацией города Ульяновска полномочий по решению вопросов местного значения городского округа утверждена структура администрации города Ульяновска.

Из пункта 1.1 Положения об Управлении дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, утвержденного Решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90 (в ред. от 25.05.2016), следует, что данное Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Пунктом 4.1 названного Положения установлено, что Управление осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в области дорожной деятельности.

Установив факт ненадлежащего состояния автомобильных дорог  на улицах Казанской и Орджоникидзе в г.Ульяновске, суд первой инстанции возложил обязанность по устранению повреждений дорожного покрытия проезжей части указанных  автомобильных дорог только на Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, как на отраслевой (функциональный) орган администрации г.Ульяновска,  отказав в удовлетворении исковых требований к администрации г.Ульяновска. Вместе с тем с учетом вышеприведенных положений законодательства данный вывод суда является неверным, поскольку, как было указано выше, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, в том числе и финансирование указанной деятельности, относится непосредственно к полномочиям администрации г.Ульяновска.

При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г.Ульяновска к администрации г.Ульяновска об устранении повреждений дорожного покрытия проезжей части автомобильных дорог по ул. Казанской и ул. Орджоникидзе в г.Ульяновске подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об удовлетворении требований прокурора и возложении на администрацию г.Ульяновска обязанности обеспечить проведение работ по устранению повреждений дорожного покрытия проезжей части указанных автомобильных дорог.

Довод апелляционной жалобы о том, что в решении речь идет об ул. Октябрьской (дублирующая дорога), которая не являлась предметом иска, является несостоятельным. В данном случае в решении суда была допущена описка, которая устранена путем вынесения соответствующего определения. 

Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска 07 декабря 2016 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 16 января 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении иска Прокурора Ленинского района г.Ульяновска к администрации г.Ульяновска об устранении повреждений дорожного покрытия проезжей части автомобильной дороги.

Принять в этой части новое решение, которым иск прокурора Ленинского района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Ульяновска об устранении повреждений дорожного покрытия проезжей части автомобильной дороги удовлетворить.

Обязать администрацию г.Ульяновска обеспечить проведение работ по устранению повреждений дорожного покрытия проезжей части автомобильной дороги, расположенной по адресу: г.Ульяновск, ул. Орджоникидзе и  ул. Казанская в виде выбоин напротив дома № 1 по ул. Орджоникидзе, размером: длина – 98 см, ширина – 82 см., глубина – 9 см.; напротив дома № 12 по ул. Орджоникидзе, размером: длина – 76 см., ширина – 90 см., глубина 8 см.; напротив дома № 17/45 по ул. Орджоникидзе, размером: длина – 105 см., ширина – 87 см., глубина – 10 см.; напротив дома № 21а по ул. Орджоникидзе, размером: длина – 80 см., ширина – 85 см., глубина – 12 см., напротив дома № 28/42 по ул. Орджоникидзе, размером: длина – 96 см., ширина – 70 см., глубина – 12,5 см.; напротив дома № 41 по ул. Орджоникидзе, размером: длина – 75 см., ширина – 68 см, глубина – 9 см; от дома № 41 до дома № 117 по ул. Казанская, выбоин размером от 20 см до 2000 см, шириной от 40 см до 2000 см., глубиной до 15 см, приведя дорожное покрытие в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93.

 

Председательствующий

 

Судьи: