Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание договора социального найма
Документ от 14.03.2017, опубликован на сайте 24.03.2017 под номером 65148, 2-я гражданская, о признании недействительным договора социального найма, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Рыбаков И.А.                                                                          Дело № 33-920/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                         14 марта 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре  Воронковой И.А.,  

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Садриевой Р*** Р***, Садреева Д*** Р*** на решение Мелекесского районного суда  Ульяновской области от 15 декабря 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования администрации поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать недействительным договор социального найма жилого помещения №3 от 07 апреля 2016 года, заключенный между администрацией поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и Садриевой Р*** Р***.

Признать недействительным договор о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации № 59 от 22 июля 2016 года, заключенный между администрацией поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и Садриевой Р*** Р***, Садреевым Д*** Р***.

Прекратить право собственности Садриевой Р*** Р***, Садреева Д*** Р*** на жилое помещение, расположенное по адресу: ***.

Выселить Садриеву Р*** Р***, Садреева Д*** Р*** из жилого помещения, расположенного по адресу: ***.

Решение после вступления в законную силу является основанием для снятия Садриевой Р*** Р***, *** года рождения, Садреева Д*** Р***, *** года рождения, с регистрационного учета по адресу: ***.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Садриевой Р.Р., ее представителя адвоката Жмурова А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя администрации поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области Мингалиевой Н.Ф., высказавшей возражения по доводам жалобы, прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:     

 

Администрация поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области обратилась в суд с иском к Садриевой Р.Р., Садрееву Д.Р. о признании недействительными договора социального найма, договора о передаче жилого помещения  в собственность в порядке приватизации, прекращении права собственности, выселении, снятии с регистрационного учета. В обоснование требований указала, что в 2002 году ответчики были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как имели статус вынужденных переселенцев. В 2016 году жилищная комиссия муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области предоставила Садриевой Р.Р. свободную муниципальную квартиру, расположенную по адресу: ***. Однако в ходе прокурорской проверки было выявлено, что с 29 июля 2011 года ответчики утратили статус вынужденных переселенцев, и, как следствие, право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ответчики не предоставили администрации поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области информацию об утрате ими статуса вынужденных переселенцев. При заключении договора социального найма вышеуказанного жилого помещения от 07 апреля 2016 года ответчики знали о том, что они не являются вынужденными переселенцами. Вследствие этого договор о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации № 59 от 22 июля 2016 года, заключенный между администрацией поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и Садриевой Р.Р., Садреевым Д.Р., также является недействительным. Просила признать недействительными договор социального найма № 3 от 07 апреля 2016 года, договор о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации № 59 от 22 июля 2016 года, прекратить право собственности Садриевой Р.Р., Садреева Д.Р. на жилое помещение, расположенное по адресу: ***, снять ответчиков с регистрационного учета и выселить из спорного жилого помещения.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, межмуниципальный отдел МВД России «Димитровградский» и, рассмотрев требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Садриева Р.Р., Садреев Д.Р., не соглашаясь с решением суда, просят его отменить.  В обоснование доводов жалобы указывают, что они (ответчики) были законно поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. По мнению авторов жалобы, суд сделал неправильный вывод о том, что для предоставления им жилого помещения и заключения с ними договора социального найма они должны были иметь статус вынужденных переселенцев либо предоставить сведения об его отсутствии. Действовавший на момент постановки их (ответчиков) на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал в качестве основания для снятия с учета утрату лицом статуса вынужденного переселенца. Полагают, что оспариваемые истцом договоры заключены с ними законно.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области просит отказать в её удовлетворении.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Садреева Д.Р., представителей третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 22 октября 2002 года Садриева Р.Р. с составом семьи была поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в администрации р.п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области.

На момент постановки на жилищный учет Садриева Р.Р. имела статус вынужденного переселенца, состояла на учете в УФМС России по Ульяновской области как вынужденный переселенец с 29 июля 2002 года по 29 июля 2011 года.

29 июля 2011 года Садриева Р.Р. утратила статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока действия статуса и отсутствием от нее заявления о продлении срока действия указанного статуса.

Постановлением главы администрации муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области № 45/3 от 07 апреля 2016 года Садриевой Р.Р. с составом семьи два человека (Садриева Р.Р. и сын Садреев Д.Р.) по договору социального найма предоставлено жилое помещение по адресу: ***.

Данное постановление главы администрации принято на основании решения жилищной комиссии того же муниципального образования от 07 апреля 2016 года (протокол № 4), которым постановлено в соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в порядке очередности предоставить семье Садриевой Р.Р. по договору социального найма жилое помещение по названному выше адресу.

07 апреля 2016 года между администрацией поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области (наймодателем) и Садриевой Р.Р. (нанимателем) заключен договор № 3 социального найма жилого помещения по указанному выше адресу.

С 20 мая 2016 года ответчики зарегистрированы в спорном жилье.

22 июля 2016 года между администрацией поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, с одной стороны, и Садриевой Р.Р., Садреевым Д.Р., с другой стороны, заключен договор № 59 о передаче спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации.

10 августа 2016 года за ответчиками зарегистрировано право общей долевой собственности на квартиру ***.

Полагая, что спорное жилое помещение было передано ответчикам по договору социального найма, а затем в собственность незаконно, поскольку на момент такой передачи Садриева Р.Р. утратила статус вынужденного переселенца, администрация поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области обратилась в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент предоставления семье Садриевой Р.Р. жилого помещения по договору социального найма она утратила статус вынужденного переселенца и, как следствие, - право на получение муниципального жилого помещения по договору социального найма, поскольку была поставлена на жилищный учет как вынужденный переселенец.

Однако данные выводы суда основаны на неправильном применении норм материального закона, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Пунктом 4 ст. 5 названного выше Закона статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 7 этого же Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности.

В силу п. 3 ст. 6, п. 6 ст. 9, ст. 11 названного Закона утрата статуса вынужденного переселенца влечет для лица утрату права на проживание в жилых помещениях фонда временного поселения, которые являются федеральной собственностью, находятся в оперативном управлении территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Вместе с тем, из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что семье Садриевой Р.Р. по договору социального найма предоставлено муниципальное жилое помещение.

Утрата Садриевой Р.Р. в 2011 году статуса вынужденного переселенца не влечет безусловную утрату ею права на обеспечение жильем по нормам жилищного законодательства.

Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 года №845, действовавшее в период возникновения и развития спорных правоотношений, предусматривало, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и данным Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания (п.п. «б» п. 3).

Согласно п.п. 36-37 названного Положения в соответствии с жилищным законодательством вынужденные переселенцы были вправе одновременно состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в органе местного самоуправления по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и других организациях по месту их работы (п. 36).

Органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляли учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности.

Этот учет осуществлялся путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).

Вынужденные переселенцы, состоящие в едином списке и относящиеся к категории граждан, имеющих право на первоочередное или внеочередное предоставление жилых помещений, одновременно включались в отдельные списки первоочередников или внеочередников (п. 37).

Предоставление вынужденным переселенцам из государственного и муниципального фондов жилых помещений для постоянного проживания осуществлялось на основании решения, принятого органом местного самоуправления в порядке очередности исходя из даты принятия на учет (п. 42).

Согласно п. 5 Правил предоставления вынужденным переселенцам и членам их семей жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2016 года № 1194 и вступивших в действие с 25 ноября 2016 года, принятие вынужденных переселенцев на учет не лишает их права состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

Из представленных материалов, пояснений сторон в суде апелляционной инстанции следует, что спорное жилое помещение было предоставление семье Садриевой Р.Р. по договору социального найма в порядке очередности исходя из времени постановки на учет, в рамках исполнения администрацией поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» решения суда апелляционной инстанции от 06 октября 2015 года, которым были удовлетворены исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области,  на администрацию названного поселения возложена обязанность предоставить свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по договорам социального найма в порядке очередности.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексом порядке (ч. 2 ст. 49).

Пункт 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признает гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, лиц, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Пункт 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР относил к числу нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, имеющих обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных в данном абзаце положений ч. 2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 01 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, это право сохраняется.

Учитывая, что спорное жилое помещение было предоставлено семье Садриевой Р.Р. как лицу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, состоящему на учете в органе местного самоуправления с 22 октября 2002 года, в порядке очередности исходя из времени постановки на такой учет, статус вынужденного переселенца Садриева Р.Р. утратила в связи с истечением срока предоставления такого статуса (отсутствия заявления Садриевой Р.Р. о продлении статуса), а не в связи с приобретением права пользования иным жилым помещением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4530-1 «О вынужденных переселенцах»), заключение истцом с Садриевой Р.Р. договора социального найма муниципального жилого помещения является законным.

В силу изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания как для признания недействительным договора социального найма № 3 от 07 апреля 2016 года, заключенного между администрацией поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и Садриевой Р.Р., так и для применения последствий недействительности данной сделки (договора).

Решение суда как постановленное с неправильным применением норм материального права подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований администрации поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области к Садриевой Р.Р., Садрееву Д.Р. в полном объеме.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 15 декабря 2016 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований администрации поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области к Садриевой Р*** Р***е, Садрееву Д*** Р*** о признании недействительными договора социального найма жилого помещения № 3 от 07 апреля 2016 года, договора о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации № 59 от 22 июля 2016 года, прекращении права собственности Садриевой Р*** Р*** и Садреева Д*** Р*** на жилое помещение, расположенное по адресу: ***, выселении и снятии с регистрационного учета Садриевой Р*** Р*** и Садреева Д*** Р*** из жилого помещения по указанному адресу отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи