Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным решения об отказе в оформлении гражданства
Документ от 14.03.2017, опубликован на сайте 23.03.2017 под номером 65128, 2-я гражданская, об оспаривании решения начальника отдела по вопросам миграции ОП № 2 об отказе оформить гражданство РФ., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Миллер О.В.                                                                       Дело № 33а-953/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                                 14 марта 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Королёвой А.В.

судей Васильевой Е.В. и Смирновой Ю.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Петропавловского Е*** А*** на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 26 декабря 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении административных исковых требований Петропавловского Е*** А*** к Отделу по вопросам миграции отдела полиции № 2 (по обслуживанию Заволжского района) Управления министерства внутренних дел России по городу Ульяновску, Управления министерства внутренних дел России по городу Ульяновску о признании незаконным решения № *** от 16.11.2016 об отказе оформления гражданства Российской Федерации, возложении обязанности оформить паспорт гражданина Российской Федерации отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Петропавловского Е.А. и его представителя Емелина Д.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя УМВД России по городу Ульяновску Горшковой Ю.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Петропавловский Е.А. обратился в суд с исковым заявлением к Отделу по вопросам миграции отдела полиции № 2 (по обслуживанию Заволжского района) УМВД России по городу Ульяновску о признании незаконным решения об отказе оформления приобретения гражданства Российской Федерации по рождению. Указал, что решением ответчика от 16.11.2016 ему отказано в удовлетворении заявления об оформлении гражданства Российской Федерации. В качестве подтверждения факта наличия гражданства Российской Федерации Петропавловский Е.А. сослался на то, что он родился *** в г. *** Татарской АССР, обучался в Карсунской средней общеобразовательной школе р.п. Карсуна Ульяновской области, в период с 1978 года по 1982 год проходил обучение в Ульяновском высшем военном командном училище связи, после окончания военного училища был направлен для прохождения военной службы в Казахскую ССР, с 1982 года по 2003 год проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах СССР и Республики Казахстан, имел удостоверение личности военнослужащего ***, выданное 10.11.1997 войсковой частью ***, согласно которому значился состоящим на действительной военной службе в Вооруженных Силах СССР. В период службы в Казахстане он не обращался в компетентные органы за оформлением гражданства Республики Казахстан, паспорт, удостоверение личности гражданина Республики Казахстан не получал. В 2003 году он был уволен с военной службы, что подтверждается выпиской из приказа Председателя комитета начальников штабов – первого заместителя Министра обороны Республики Казахстан № *** от 22.10.2003, выпиской из приказа Главнокомандующего Силами Воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан № *** от 28.10.2003, и направлен на учет в Ульяновский ГВК Российской Федерации. В январе 2009 он приехал в Российскую Федерацию, проживает по адресу: г. *** В 2009 году в связи с утерей удостоверения личности военнослужащего он обращался в отдел УФМС России по Ульяновской области в Заволжском районе г. Ульяновска, где ему было выдано заключение об установлении личности, паспорт гражданина России оформлен не был. С регистрационного учета в Республике Казахстан он снят, но получить документы, подтверждающие данное обстоятельство, не может. В Российской Федерации проживает его отец. Просил признать незаконным решение об отказе в  оформлении гражданства  Российской Федерации, признать его гражданином Российской Федерации и возложить на ответчика обязанность оформить паспорт гражданина Российской Федерации.

Судом привлечено к участию в деле в качестве соответчика УМВД России по городу Ульяновску.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Петропавловский Е.А. просит отменить решение суда как незаконное, постановленное на основании ненадлежаще установленных обстоятельств по делу, и принять новое решение об удовлетворении его административного иска. В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные изложенным в административном иске. Указывает, что оспариваемым решением ему отказано в оформлении приобретения гражданства Российской Федерации по рождению в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.1996 № 12-П. Полагает, что в отношении него имеется необходимая совокупность условий для приобретения гражданства в соответствии с названным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, а именно: рождение на территории Российской Федерации; состояние в гражданстве бывшего СССР; отсутствие свободного желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации; выезд ранее за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР; отсутствие гражданства других государств, входивших в состав бывшего СССР; возвращение впоследствии на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Предусмотренные п. 18.6 Административного регламента исполнения федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС от 19.03.2008 № ***, сведения о снятии с регистрационного учета в Республике Казахстан он не может представить по причине того, что проживал на территории военной части и не имел регистрации по месту проживания. Вместо таких сведений им представлены выписки из приказов об увольнении из Вооруженных Сил Казахстана. Не соглашается с выводом суда о том, что он имел постоянную регистрацию в Казахстане до 2009 года. Поскольку на 06.02.1992 он проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, присягу на верность другому государству не давал, следовательно, он признавался гражданином России в соответствии с п. 1 ст. 13 Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации». При переводе 05.06.1992 на службу в Вооруженные Силы Республики Казахстан вопрос о его выходе из гражданства Российской Федерации не рассматривался.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По делу установлено, что Петропавловский Е.А., *** года рождения, родился в г. *** ТАССР. В период с 1978 года по 1982 год административный истец проходил обучение в Ульяновском высшем военном командном училище им. Г.К. Орджоникидзе в г. Ульяновске.

Согласно выписке из послужного списка подполковника Петропавловского Е.А., справкам Военного комиссариата Заволжского района г. Ульяновска от 03.08.2009 *** и от 19.12.2016 № *** административный истец проходил действительную военную службу с 05.11.1982 по 05.06.1992 в Вооруженных Силах СССР в Казахской ССР, а, после распада СССР, с 05.06.1992 по 31.10.2003 - в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

Петропавловский Е.А. уволен в запас из Вооруженных Сил Республики Казахстан с должности старшего офицера отдела радиотехнических средств и техники автоматизированных систем управления связи и радиотехнического обеспечения главного штаба Управления командующего Силами воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан на основании приказа Председателя Комитета начальников штабов – первого заместителя Министра обороны Республики Казахстан от 22.10.2003 № ***, исключен из списков личного состава части с 31.10.2003 и направлен для постановки на учет в Ульяновский городской военный комиссариат.

В 2009 году Петропавловский приехал из Республики Казахстан в г. Ульяновск.

В связи с утратой удостоверения личности и отсутствием миграционной карты УФМС России по Ульяновской области в Заволжском районе города Ульяновска Петропавловскому Е.А. 20.06.2009 выдано заключение об установлении личности.

Согласно данному заключению личность Петропавловского Е.А. установлена на основании ранее выданного паспорта гражданина СССР от 04.08.1978, который был сдан при поступлении в военное училище. Документов, подтверждающих гражданство, Петропавловским Е.А. представлено не было.

Достоверных сведений о месте жительства и регистрации Петропавловского Е.А. за периоды с ноября 2003 года (даты увольнения в запас) по январь 2009 года и с июня 2009 года (после получения заключения об установлении личности) по настоящее время административным истцом не представлено. Данные обстоятельства известны только со слов административного истца.

До 2016 года истец не предпринимал действий по оформлению гражданства Российской Федерации.

В 2016 году Петропавловский Е.А. обратился в Отдел по вопросам миграции отдела полиции № 2 (по обслуживанию Заволжского района) УМВД России по городу  Ульяновску с заявлением об оформлении приобретения гражданства Российской Федерации по рождению в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.1996 № 12-П.

Решением начальника Отдела по вопросам миграции отдела полиции № 2 (по обслуживанию Заволжского района) УМВД России по городу Ульяновску от 16.11.2016 № *** административному истцу отказано в оформлении гражданства Российской Федерации в связи с отсутствием совокупности условий, установленных названым Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации.

Отказ миграционного органа основан на оценке представленных заявителем документов, а также ответе Генерального консульства Республики Казахстан в городе Казань от 02.08.2016 № ***, согласно которому в случае непринятия гражданства другого государства Петропавловский Е.А. является гражданином Республики Казахстан, о чем свидетельствует документирование его удостоверением личности гражданина Республики Казахстан.

В обоснование ответа Генеральным консулом приведены положения ст. 3 Закона Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан» от 20.12.2991, в соответствии с которой гражданами Республики Казахстан признаются лица, постоянно проживающие в Республике на 01.03.1992.

Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания Петропавловского Е.А. гражданином Российской Федерации на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.1996 № 12-П, является правильным.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» решение вопросов по определению наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; прием от данных лиц заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации; проверка фактов и представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документов и, в случае необходимости, направление запросов в соответствующие органы и организации отнесены к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.

Согласно ч. 1 ст. 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

На момент обращения Петропавловского Е.А. с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации по рождению основания, условия и порядок приобретения гражданства Российской Федерации определялись Федеральным законом от 31.05.2002 «О гражданстве Российской Федерации». Согласно ч. 7 ст. 7 данного Федерального закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

До вступления в силу названного Федерального закона (01.07.2002) основания приобретения гражданства Российской Федерации определялись Законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», положения которого были направлены на решение вопроса гражданства лиц, состоявших ранее в гражданстве СССР.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 16.05.1996 N 12-П; определения от 21.04.2005 N 118-О, от 24.05.2005 N 235-О и др.) лица, которые приобрели по собственному свободному волеизъявлению гражданство иностранного государства, утрачивают право на приобретение гражданства Российской Федерации по основаниям, установленным Законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», в частности в порядке признания (ст. 13 указанного Закона Российской Федерации), и могут приобрести гражданство Российской Федерации в соответствии с действующим Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации».

Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17.06.1993 N 5206/1-1 установлено, что действие ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» распространено на военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, имеющих войска и воинские формирования, военнослужащих, проходящих обучение в военных учебных заведениях), давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу или Российской Федерации, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, а также прибывших для прохождения службы на территорию Российской Федерации после вступления Закона в силу.

Таким образом, указанные категории военнослужащих признавались гражданами Российской Федерации, если они в течение одного года не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

В силу п. 4 данного Постановления военнослужащие бывшего СССР, не подпадающие под действие части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» и не указанные в п. 3 настоящего постановления, приобретают гражданство Российской Федерации на общих основаниях.

Как усматривается из материалов дела, Петропавловский Е.А. по состоянию на 06.02.1992 служил в Вооруженных Силах СССР, в воинской части на территории Казахстана, а после распада СССР поступил на службу в армию Республики Казахстан, с 05.06.1992 по 31.10.2003 проходил военную службу по контракту в различных частях Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Судебная коллегия принимает во внимание, что, являясь военнослужащим, проходящим службу в Казахстане по контракту, Петропавловский Е.А. имел возможность самостоятельно избирать место жительства и службы. Однако после прекращения службы в Вооруженных Силах СССР административный истец поступил на воинскую службу в Республике Казахстан.

Поступая на военную службу в Вооруженные Силы Республики Казахстан, заявитель выполнил действия, свидетельствующие о нивелировании правовой связи с Российской Федерацией и выборе иного государственного образования – Республики Казахстан в качестве субъекта гражданской связи.

Данное обстоятельство подтверждается и приведенным выше ответом Генерального консульства Республики Казахстан в городе Казань от 02.08.2016 № ***.

Выводы ответчика об отсутствии доказательств наличия у истца гражданства Российской Федерации основаны на объективной оценке представленных доказательств.

Поскольку административный истец с 05.06.1992 по 31.10.2003 проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан, 20.04.1999 года был документирован РУВД г. Алматы удостоверением личности гражданина Республики Казахстан, после увольнения в запас остался проживать до 2009 года в Республике Казахстан, в Российской Федерации регистрации не имеет с 1982 года по настоящее время, а также поскольку в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения доводы административного истца о том, что он не принимал гражданства Казахстана в период службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан, миграционный орган правомерно не усмотрел оснований для предоставления Петропавловскому Е.А. гражданства Российской Федерации согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.1996            № 12-П.

Ссылка административного истца в апелляционной жалобе на то, что в силу Соглашения между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, заключенного в г. Минске 14.02.1992, за ним сохраняется гражданство, которое он имел до призыва на военную службу, является несостоятельной, поскольку Петропавловский Е.А. не воспользовался правом, предоставленным ему названным Соглашением. Как указано выше, административный истец после увольнения в запас в 2003 году не возвратился в Россию, не встал на воинский учет по месту приписки в РВК г. Ульяновска, прибыл в Российскую Федерацию только в 2009 году, не представив сведений о месте жительства и регистрации за период с даты увольнения в запас ни в Республике Казахстан, ни в Российской Федерации.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и им в решении дана надлежащая оценка, с которой следует согласиться.

Принятое по делу решение является правильным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 26 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Петропавловского Е*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи