Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда
Документ от 14.03.2017, опубликован на сайте 27.03.2017 под номером 65105, 2-я гражданская, о взыскании морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Санатуллова Ю.Р.                                                                Дело № 33-1040/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  14 марта 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К., 

судей  Рыбалко В.И., Подгорновой О.С.,

при секретаре  Берхеевой Г.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Гагарина М*** М*** на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 23 декабря 2016 года, по которому постановлено:

исковые требования Гагарина М*** М*** удовлетворить частично.

Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в пользу Гагарина М*** М*** компенсацию морального вреда в размере 500 руб., штраф в размере 250 руб.

В остальной части иска, в иске к Министерству финансов РФ отказать.

Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., объяснения представителя ФГУП «Почта России» Николаевой А.Ю., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

Гагарин М.М. обратился в суд с иском к федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» (далее - ФГУП «Почта России»), Министерству финансов Российской Федерации о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда. Исковые требования мотивированы тем, что 29.07.2016 межу ним и Лебедевой И.В. был заключен договор возмездного оказания услуг. Предметом договора являлось составление  Лебедевой И.В. формуляра жалобы Гагарина М.М. в Европейский суд по правам человека. Стоимость услуг составила 64 000 руб. Указанные документы были  подготовлены Лебедевой И.В.  и направлены ею по почте  заказной бандеролью из г. Нижнего Новгорода  по адресу: ***, У*** область, С*** район, с. Л***, ул. Д***, д. ***, на имя представителя истца -  Гагарина М.М.,*** года рождения. 03.08.2016 при получении бандероли жена его доверителя  Г*** Т.М. обнаружила конверт в открытом виде, в результате чего в двух формулярах жалобы отсутствовало по два листа – четвертый и пятый. Отсутствие указанных листов препятствует ему в подаче жалобы в Европейский суд по правам человека, что является нарушением его прав и законных интересов. Просил суд взыскать в его пользу с Министерства финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., материальный ущерб в размере 64 000 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Гагарин М.М. просит решение суда отменить, удовлетворить его исковые требования в полном объеме. Жалобу мотивирует нарушением судом норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Ссылается на нарушения, допущенные работниками ФГУП «Почта России», выразившиеся в выдаче заказной бандероли неуполномоченному лицу - Г*** Т.М., в результате чего  не представилось возможным своевременно обнаружить неполноту документов. Соответствующий акт не был составлен. Кроме того, при повторном взвешивании бандероли работниками ФГУП «Почта России» был указан вес 150 грамм, тогда как при ее отправке вес бандероли составлял 144 грамма. Текст жалобы был напечатан на компьютере в пронумерованном формуляре, в связи с чем, вина ФГУП «Почта России» в нарушении прав истца является очевидной.  Указывает, что судом необоснованно было отказано  в ходатайстве о допросе в качестве свидетеля Лебедевой И.В., которая могла бы подтвердить наличие всех листов жалобы при отправке ее по почте. В  решении не отражено, что заказная бандероль была вскрыта по вине ФГУП «Почта России». Полагает, суд необоснованно отказал ему в удовлетворении требований о взыскании материального вреда в полном объеме, взысканную сумму компенсации морального вреда считает заниженной.

В возражениях на апелляционную жалобу ФГУП «Почта России» просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 29.07.2016 Лебедевой И.В. из г.Нижний Новгород в адрес Гагарина М.М.: ***, У*** область, С*** район, с. Л***, ул. Д***, д.***, была отправлена заказная бандероль с номером почтового идентификатора ***. Данная заказная бандероль поступила в отделение почтовой связи Л*** *** с открытым клапаном.

03.08.2016г. заказная бандероль была вручена Г*** Т.М., не имеющей доверенности от Гагарина М.М.

Истцом заявлено об утрате двух листов жалобы из данного почтового отправления.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» услуги почтовой связи - это действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.

Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг (ст. 16 Федерального закона «О почтовой связи»).

Из ст. 19 вышеуказанного Федерального закона следует, что права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом РФ «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 20 Федерального закона «О почтовой связи» операторы почтовой связи обязаны обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений и денежных средств. При обнаружении почтовых отправлений с дефектами (расхождение фактической массы с массой, указанной в сопроводительных документах, неисправность упаковки, печатей, перевязи и другие дефекты) оператор почтовой связи обязан оформить и вручить такие почтовые отправления в порядке, предусмотренном правилами оказания услуг почтовой связи.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О почтовой связи» за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Согласно п.п. 9,10 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории: а) простые - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без его расписки в получении; б) регистрируемые (заказные, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с его распиской в получении.

Почтовые отправления с объявленной ценностью могут пересылаться: с наложенным платежом (пересылаемые между объектами федеральной почтовой связи, при подаче которых отправитель поручает организации федеральной почтовой связи получить установленную им денежную сумму с адресата и выслать ее по адресу, указанному отправителем); с описью вложения.

Согласно п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны: а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; б) обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов; в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

В соответствии с п. 20.6 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного Приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 № 114-п, заказные и с объявленной ценностью письма и бандероли, а также заказные уведомления о вручении выдаются адресатам под расписку на извещении ф. 22. Вручение регистрируемых почтовых отправлений производится при предъявлении документов, удостоверяющих личность.

Отказывая в удовлетворении искового требования о взыскании материального ущерба, суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что Гагариным М.М. не представлены доказательства вины работников ФГУП «Почта России» в утрате двух листов жалобы, поскольку  Лебедева И.В. направляла заказную бандероль  без объявленной ценности и без описи вложения. 

Довод апелляционной жалобы о несоответствии веса бандероли при получении (150 гр.) и при отправке (144 гр.) не свидетельствует о вине работников ФГУП «Почта России» в утрате двух листов жалобы.

Отказ суда в допросе в качестве свидетеля Лебедевой И.В. является обоснованным, ввиду ее заинтересованности в исходе дела.

В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

В силу п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки.

С учетом фактических обстоятельств дела суд обоснованно взыскал с ФГУП «Почта России» в пользу Гагарина М.М. компенсацию морального вреда в размере 500 руб. При этом,  суд учел степень вины ответчика, характер допущенного нарушения прав истца, руководствовался принципами разумности и справедливости.

Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.

Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 23 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гагарина М*** М*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: