Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Перерасчет платы за электроэнергию ОДН
Документ от 14.03.2017, опубликован на сайте 21.03.2017 под номером 65100, 2-я гражданская, о признании незаконным действия ОАО "Ульяновскэнерго" по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Горбунова И.Г.                                                                           Дело № 33-911/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                              14 марта 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Смирновой Ю.В.,  Васильевой  Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго» на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 05 декабря 2016 года, которым постановлено:     

 

исковые  требования  прокурора Тереньгульского района Ульяновской области  удовлетворить.

Признать незаконными действия открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию с Булгина А*** А*** платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, обязав открытое акционерное общество «Ульяновскэнерго» произвести перерасчет платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды Булгину А*** А***, путем исключения остатка задолженности.

Признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго» по непредоставлению Булгину А*** А*** квитанций на оплату за потребленную энергию, обязав открытое  акционерное общество «Ульяновскэнерго» предоставлять Булгину А*** А*** квитанции за потребленную электроэнергию, за исключением электроэнергии на общедомовые нужды.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  объяснения  представителей ОАО «Ульяновскэнерго» Пономаревой Е.П. и Хожайнова И.Ю.,  поддержавших  доводы апелляционной жалобы,  прокурора  Колгановой Е.А., полагавшей решение суда  законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Тереньгульского района Ульяновской области  обратился в суд  с уточненным иском к  открытому акционерному обществу «Ульяновскэнерго» (далее ОАО «Ульяновскэнерго»), в котором просил признать незаконными действия         ОАО «Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию с Булгина А.А. платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды; обязать                 ОАО «Ульяновскэнерго» произвести перерасчет платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды Булгину А.А., путем исключения остатка задолженности; признать незаконным бездействие ОАО «Ульяновскэнерго» по непредоставлению Булгину А.А. квитанций на оплату за потребленную энергию, обязать ОАО «Ульяновскэнерго» предоставлять Булгину А.А. квитанции за потребленную электроэнергию, за исключением электроэнергии на общедомовые нужды.

В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки по обращению пенсионера Булгина А.А. установлены факты нарушения ответчиком прав заявителя и законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства,  выразившиеся в неправомерном начислении и взимании платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также в отказе предоставления соответствующих платежных документов.

Судом  в качестве третьего лица привлечено ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ОАО «Ульяновскэнерго» просит решение суда отменить в части, отказав в удовлетворении требований прокурора Тереньгульского района Ульяновской области к ОАО «Ульяновскэнерго» о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды, перерасчете данных платежей; в остальной части решение оставить без изменения.

Указывает, что в ОАО «Ульяновскэнерго» отсутствует информация о выбранном способе управления собственниками и пользователями помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, с. ***, ул. ***, д. ***. В отношении вышеуказанного многоквартирного дома ОАО «Ульяновскэнерго» осуществляет поставку электрической энергии на основании публичных договоров энергоснабжения, заключенных собственниками и пользователями помещений.

В адрес ОАО «Ульяновскэнерго» заявки о заключении договора энергоснабжения со стороны управляющей организации не поступали. Таким образом, управляющей организацией, осуществляющей управление вышеуказанным многоквартирным домом, не исполнена обязанность по заключению договора на предоставление коммунальной услуги по электроснабжению. Следовательно,        ОАО «Ульяновскэнерго» вынуждено быть исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению для собственников и пользователей помещений вышеуказанного многоквартирного дома.

Все начисления платы за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды производятся в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354: до 01.07.2016 – исходя из показаний общедомового прибора учета пропорционально размеру общей площади принадлежащего потребителю жилого помещения, а с 01.07.2016 (согласно новой редакции Правил №354 (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016          № 603) – исходя из показаний общедомового прибора учета пропорционально размеру общей площади принадлежащего потребителю жилого помещения в объеме, не превышающем норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению.

Таким образом, в действиях ОАО «Ульяновскэнерго» отсутствуют нарушения действующего законодательства в части порядка начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, в отношении вышеуказанного жилого помещения.

Булгин А.А., представители ПАО «Межрегиональная распределительная  сетевая компания Волги», МКП «Тереньгульское коммунальное хозяйство»             МО «Тереньгульское  городское поселение», администрации  МО «Тереньгульский район» о месте и времени рассмотрения дела извещены, в судебное  заседание не явились.

Судебная коллегия  определила  рассмотреть  дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ч.1 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.

Как следует по делу, поводом для обращения прокурора в суд явилось  обращение  Булгина А.А.  по вопросу правильности учета потребленной на общие домовые нужды электроэнергии и начисления платы за нее.

В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что                ОАО «Ульяновскэнерго» производит расчет и выставляет Булгину А.А.  оплату за  потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды в отсутствие решений общего собрания собственников помещений по вопросу оплаты потребленной электрической энергии на общедомовые нужды непосредственно ресурсоснабжающей организации – ОАО «Ульяновскэнерго».

Полагая действия ОАО «Ульяновскэнерго» незаконными, прокурор Тереньгульского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

В силу ст.ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Управляющие компании, в силу ст.ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе услугу горячего водоснабжения мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по горячему водоснабжению.

Согласно ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года          № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), в соответствии с п. 13 которых предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Управляющая организация на основании п. 2, 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пп. «и» п. 34 Правил должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.

При этом в случае, если управление домом осуществляется управляющей организацией (при отсутствии товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного кооператива), плату за коммунальные услуги собственники вносят управляющей компании за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, пп. «а» п. 9 Правил и положениями постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

Кроме того, ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, не допускала возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, именно управляющие компании являлись исполнителями коммунальных услуг и имели право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования.

Сам по себе факт отсутствия договорных отношений между                             ОАО «Ульяновскэнерго» и управляющей организаций МКП «Тереньгульское коммунальное  хозяйство» МО «Тереньгульское городское поселение» Ульяновской  области  не имеет правового значения для разрешения настоящего спора и не свидетельствует о правомерности действий ответчика по взиманию платы за поставку электроэнергии на общедомовые нужды с Булгина А.А.

Применение судом ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 01.07.2015, не влияет на правильность решения, поскольку указанная редакция распространяет действие на спорный период.

Пункт 17 Правил № 354, на который ссылается ОАО «Ульяновскэнерго», не наделяет ресурсоснабжающие организации правом управления многоквартирным домом, что исключает распространение установленного абз. 2 и 3 этого пункта порядка расчета на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является эта организация.

В силу п. 44 Правил № 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении «сверхнормативного» объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то «сверхнормативный» объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.

Из нормативного содержания взаимосвязанных положений ч. 1, 2.1, 2.3 ст. 161 и ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.

В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как правильно указал районный суд, ОАО «Ульяновскэнерго» не представило доказательства наличия соответствующих решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме № *** ул. ***, с. ***  Тереньгульского района Ульяновской области о внесении платы за электроснабжение непосредственно ресурсоснабжающей организации, либо о распределении сверхнормативного объема коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды.

Таким образом, ОАО «Ульяновскэнерго» в отсутствие правовых оснований производит расчет и требует от жильца многоквартирного  дома, способ управления которым определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, а сводятся к изложению правовой позиции стороны, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей отражение и правильную оценку в решении суда.

Судебная коллегия считает, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, дал им надлежащую оценку, постановил законное и обоснованное решение.

Все доказательства по делу судом оценены в соответствии с правилами             ст. ст. 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для их иной оценки судебная коллегия не усматривает.

В силу изложенного, оснований к отмене решения суда по доводам, приведенным ОАО «Ульяновскэнерго» в апелляционной жалобе, не имеется.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм действующего законодательства, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь  ст.ст. 328, 329  ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 05 декабря      2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго» - без удовлетворения.

 

Председательствующий    

 

Судьи: