Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственными средствами
Документ от 28.02.2017, опубликован на сайте 14.03.2017 под номером 65011, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить лекарственным средством, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                                           Дело № 33-506/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   28 февраля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Воронковой И.А.

с участием прокурора Николаевой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 октября 2016 года, с учетом определения того же суда от 12 декабря 2016 года об исправлении описки, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в обеспечении Климовой Е*** В*** лекарственным препаратом ***.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Климову Е*** В*** лекарственным препаратом *** в соответствии с медицинскими назначениями.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Климовой Е.В., возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение законным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района г. Ульяновска, действуя в интересах Климовой Е.В., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обеспечении лекарственным препаратом.

В обоснование иска указал, что в Климова Е. В. является инвалидом *** группы в связи с наличием у нее заболевания - ***

Климова Е.В. была консультирована в ФГБУ «Научный центр неврологии» Российской академии наук г. Москва профессором З*** М.Н., что подтверждается справкой от 04.03.2015, из которой следует, что она нуждается в применении лекарственного препарата ***.

25.03.2016 в ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» был проведен консилиум, заключением которого установлено отсутствие эффекта от препаратов ***, показано лечение препаратами ***.

Учитывая нуждаемость в применении спорного лекарственного препарата Климова Е.В. обратилась в Министерство здравоохранения Ульяновской области с заявлением по вопросу льготного лекарственного обеспечения указанным препаратом Согласно ответу Министерства от 11.07.2016, препарат *** в 2016 году не включен в Перечень препаратов централизованно закупаемых за счет федерального бюджета для лечения больных в рамках программы «семь высокозатратных технологий» и в Перечень препаратов, подлежащих отпуску в рамках программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами. Дополнительная закупка препарата *** за счет средств областного бюджета Ульяновской области в настоящее время не предоставляется возможной.

В результате отказа в назначении Климовой Е.В. лекарственного препарата *** ухудшается ее состояние здоровья. Применение препарата ***, выписанного лечащим врачом по бесплатным рецептам, не оказывает положительного эффекта.

Просил признать незаконным отказ ответчика в предоставлении Климовой Е.В. лекарственного препарата ***, обязать ответчика предоставить Климовой Е.В. лекарственный препарат *** в соответствии с ее диагнозом.

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение. При этом указывает, что назначенный Климовой Е.В. лекарственный препарат *** не включен в перечень, утвержденный Приложением № 3 распоряжения Правительства РФ от 26.12.2015 №2724-р, но он включен в перечень лекарственных препаратов, утвержденный Приложением № 2 данного распоряжения, в соответствии с которым осуществляется лекарственное обеспечение лиц, являющихся инвалидами и не отказавшихся от натуральной льготы. Принимая во внимание, что Климова Е.В. от натуральной льготы отказалась, реализовав свое право на получение государственной помощи в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации, сам по себе факт нуждаемости в обеспечении жизненноважным лекарственным препаратом не предоставляет истице права в соответствии ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и п. 7 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» требовать предоставления мер государственной поддержки по одному основанию одновременно как в денежном, так и натуральном выражении.

В возражении на апелляционную жалобу прокурор Заволжского района города Ульяновска, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Представители ответчика, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, Климова Е.В. является инвалидом *** группы в связи с наличием у нее заболевания - ***. Согласно справке серии МСЭ-2014 № *** от 07.04.2015 инвалидность установлена повторно 01.04.2015 бессрочно.

04.03.2015 Климова Е.В. была консультирована в ФГБУ «Научный центр неврологии» Российской академии наук г. Москва профессором ***., установлена нуждаемость истицы в применении лекарственного препарата ***

25.03.2016 в результате проведенного консилиума в ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» в составе: заместителя главного врача Г*** И.В., профессора М*** В.В., главного областного невролога Ф*** Т.В., невролога А*** Е.И., подтвержден вышеуказанный диагноз, заключением консилиума установлено отсутствие эффекта от препаратов ***, показано лечение препаратами ***.

Судом установлено, что в настоящее время состояние здоровья Климовой Е.В. ухудшается вследствие применения препарата ***, выписанного лечащим врачом по бесплатным рецептам.

21.06.2016 истица обратилась в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по вопросу льготного лекарственного обеспечения препаратом ***.

Согласно письму Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия от 10.07.2016 Климовой Е.В. отказано в льготном обеспечении лекарственным препаратом ***, поскольку данный препарат не включен в Перечень препаратов, централизованно закупаемых за счет федерального бюджета для лечения больных в рамках программы «семь высокозатратных технологий» и в Перечень препаратов, подлежащих отпуску в рамках программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами. Дополнительная закупка препарата *** за счет средств областного бюджета Ульяновской области в настоящее время не предоставляется возможной.

Не согласившись с данным отказом, истица обратилась в суд с указанным иском.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.

В силу ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

В силу ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (пункты 1, 2, 5).

В силу п. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Согласно п. 4 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации.

В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе: перечень форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание, медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно (пункт 5 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

В силу п. 7 ст. 80 указанного Федерального закона программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе: целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.

Утверждаемая органом государственной власти субъекта Российской Федерации территориальная программа должна соответствовать Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства РФ.

Раздел V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 № 1382, предусматривает источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи. Источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования. Закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных *** по перечню заболеваний, утверждаемому Правительством Российской Федерации, ***, а также после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню лекарственных препаратов, сформированному в установленном порядке и утверждаемому Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ отсутствие лекарственного препарата в соответствующем стандарте медицинской помощи, не исключает возможность его назначения и применения при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Препарат *** включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, а также в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 № 2724-р.

Учитывая данные обстоятельства, положения Стандартных Правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых 20.12.1993 генеральной Ассамблеей ООН, в соответствии с которыми государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут потребоваться для поддержания или повышения уровня жизнедеятельности, суд первой инстанции правомерно указал, что нуждаемость истицы в лекарственном препарате *** определяется медицинскими (жизненными) показаниями, применение препарата ***, выписанного лечащим врачом по льготным рецептам, не оказывает положительного эффекта.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что отказ истицы в рамках Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» от обеспечения в 2016 году лекарственными средствами в составе набора социальных услуг не может являться основанием для отказа истице в обеспечении жизненно необходимым ей лекарственным препаратом *** для лечения имевшегося у нее заболевания – ***, поскольку показание к применению препаратов *** и неэффективность лечения препаратами *** впервые установлено в марте 2016, в связи с чем она не могла предопределить применение дорогостоящего лечения, необходимого ей по жизненным показаниям.

Согласно Разделу 7 Приложения 2 к Государственной программе «Развитие здравоохранения в Ульяновской области» на 2014 - 2020 годы с финансированием за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на 2014 - 2015 годы предусмотрено приобретение медицинских препаратов для обеспечения больных ***.

Исходя из положений п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 обеспечение Климовой Е.В. лекарственным препаратам *** должно производиться за счет средств бюджета Ульяновской области. При таких обстоятельствах доводы жалобы о необоснованности требований о предоставлении мер государственной поддержки по одному основанию одновременно в денежном и натуральном выражении правового значения для разрешения данного спора не имеют.

Доводы апелляционной жалобы ответчика не влияют на существо постановленного решения суда, опровергаются исследованными судом первой инстанции доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку в оспариваемом решении, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 октября 2016 года, с учетом определения того же суда от 12 декабря 2016 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: