Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О ликвидации несанкционированной свалки
Документ от 28.02.2017, опубликован на сайте 06.03.2017 под номером 64923, 2-я гражданская, об обязании устранить несанкционированную свалку по ул Новосвияжский пригород, д.75, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Дворцова Н.В.                                                                            Дело № 33а-822/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          28 февраля 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда                  г. Ульяновска от 15 декабря 2016 года, по которому постановлено:

 

Административный иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную возле дома № 75 по ул. Новосвияжский пригород в Ленинском районе  г. Ульяновска.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Сальникова А.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ульяновска о ликвидации несанкционированной свалки. В обоснование требований указал, что в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что на                         ул. Новосвияжский пригород возле дома № 75 в Ленинском районе г. Ульяновска на участке площадью 600 кв.м расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. Никаких мер по очистке загрязненной территории администрацией города Ульяновска не предпринимается. Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится в муниципальной собственности. Наличие несанкционированной свалки на территории города нарушает права жителей города на благоприятную окружающую среду и может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте, вспышке и распространению инфекционных заболеваний. Просил возложить на администрацию города Ульяновска обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную возле дома № 75 по ул. Новосвияжский пригород в Ленинском районе г. Ульяновска.

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца. Ссылаясь на положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 38 Устава муниципального образования «город Ульяновск»,  указывает на то, что в соответствии положениями действующего законодательства на органах местного самоуправления лежит обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых отходов. Вины администрации города Ульяновска в образовании несанкционированной свалки не имеется, поскольку она образована неустановленными лицами. Установить данных лиц силами администрации города Ульяновска не представляется возможным ввиду отсутствия полномочий на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на лиц, разместивших отходы и мусор в несанкционированных местах. Судом на администрацию города возложены функции хозяйствующего субъекта по ликвидации свалки, однако на администрации, как органе местного самоуправления, лежит обязанность по организации деятельности по обращению с отходами.

В суд апелляционной инстанции не явился представитель администрации города Ульяновска,  о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учетом мнения прокурора Сальникова А.А., определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (ч. 3 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По делу установлено, что в ходе проведения прокурорской проверки с привлечением специалистов Управления по благоустройству администрации города Ульяновска, Управления по окружающей среде администрации города Ульяновска выявлено наличие несанкционированной свалки на территории площадью 600 кв.м в Ленинском районе г. Ульяновска возле дома № 75 по ул. Новосвияжский пригород, а именно: наличие строительного мусора, бытовых отходов, обрезанных ветвей деревьев.

Данный факт подтвержден актом обследования территории от 11.10.2016, фотоматериалами.

Удовлетворяя требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска, районный суд исходил из того, что бездействие администрации города Ульяновска по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.

Судебная коллегия считает выводы суда правильными, основанными на верной оценке исследованных доказательств, надлежащем применении и толковании норм материального права.

В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Аналогичные положения содержатся в п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Также данной норме корреспондирует п. 2 ч. 4 ст. 38 Устава муниципального образования «город Ульяновск».

Довод административного ответчика в апелляционной жалобе о необоснованности возложения на администрацию города Ульяновска функции хозяйствующего субъекта по ликвидации свалки, поскольку администрация наделена полномочиями по организации деятельности по обращению с отходами, не влечет отмену принятого по делу решения.

Исходя из анализа приведенных выше норм права, обязанность участия в организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования. При этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) предусмотренной законом обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность, в том числе и в части ликвидации несанкционированных свалок, несет орган местного самоуправления.

Доводы административного ответчика в апелляционной жалобе по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность принятого по делу решения не  влияют.

Изложенные в жалобе доводы были предметом рассмотрения суда, и им в решении дана надлежащая оценка, с которой следует согласиться.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи