Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание бездействия администрации города
Документ от 28.02.2017, опубликован на сайте 06.03.2017 под номером 64856, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                               Дело № 33а-825/2017                                                                           

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                              28 февраля 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е..

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 ноября 2016 года, по которому постановлено:

 

признать незаконным отказ администрации города Ульяновска, выраженный в письмах от 22 августа 2016 года № ***, от 26 августа 2016 года № ***, в предоставлении Русинову А*** С*** в аренду земельного участка.

Обязать администрацию города Ульяновска рассмотреть заявление Русинова А*** С*** о предоставлении земельного участка в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке, без учета оснований отказа, изложенных в письмах о рассмотрении обращения от 22 августа 2016 года № ***, от 26 августа 2016 года № ***.

Обязать администрацию города Ульяновска в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в суд и административному истцу об исполнении решения суда.     

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя Русинова А.С. – Смутницкого Я.С., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Русинов С.А. обратился в суд с иском к администрации города Ульяновска о признании незаконным отказа, выраженного в письмах от 22 августа 2016 года № 1***, от 26 августа 2016 года № ***, в предоставлении ему в аренду земельного участка; возложении на администрацию г.Ульяновска обязанности рассмотреть в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке его заявление от 15.10.2015 о предоставлении ему в аренду земельного участка без учета мотивов, изложенных в письмах от 22.08.2016 № ***, от 26.08.2016 № ***.

Требования мотивировал тем, что 15.10.2015 он обратился в администрацию г.Ульяновска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1000 кв.м по адресу: г. ***, северо- западнее дома № *** для индивидуального жилищного строительства.

Письмом от 21.12.2015 № *** администрация г. Ульяновска сообщила ему, что в настоящее время решается вопрос о возможности предоставления земельного участка.

Письмом от 12.05.2016 Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области затребовал у Главы администрации г.Ульяновска копию распорядительного акта о предварительном согласовании предоставления Русинову С.А. испрашиваемого земельного участка для последующего заключения Департаментом договора аренды указанного земельного участка.

Письмом от 12.07.2016 Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области сообщил, что решение по обращению Русинова A.C. должно приниматься администрацией г. Ульяновска.

Письмами от 22.08.2016 № ***, от 26.08.2016 № *** администрация г. Ульяновска сообщила ему – Русинову С.А. о том,  что решение по его –Русинова С.А. обращению должно быть принято Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

Фактический отказ администрации г.Ульяновска в предоставлении ему в аренду испрашиваемого земельного участка и указание на необходимость обращения по данному вопросу в Департамент, истец считает незаконными.  

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация г. Ульяновска не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, отказать в удовлетворении административного искового заявления Русинова А.С.

В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что с 01.01.2016 в связи с вступлением в силу Закона Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-ЗО, администрация г.Ульяновска утратила правомочия по распоряжению испрашиваемым истцом земельным участком, а, следовательно, возможность его предоставления заявителю. В связи с этим заявление Русинова А.С. с приложенными документами было направлено для рассмотрения по существу и принятия решения в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. В настоящее время в администрации города отсутствует структурное подразделение, обладающее полномочиями по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении земельных участков.  Решением данного вопроса должен заниматься Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. 

В возражениях на апелляционную жалобу Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. 

В судебное заседание не явились русинов А.С., представители администрации г.Ульяновска, Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Вопросы предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентированы в главе V.1 Земельного кодекса РФ.

Согласно подпункту 3 пункта 1 ст. 39.1 ЗК РФ  земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В соответствии с п. 1 ст. 39.18 Земельного Кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 4 и 5 указанной статьи граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (п. 6).

Согласно п. 7 указанной статьи в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В ходе рассмотрении дела установлено, что 15.10.2015 Русинов A.C. обратился в администрацию города Ульяновска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. ***.

Письмом от 21.12.2015 № *** администрация г. Ульяновска сообщила ему, о том что Управлением подготовки документов по земельными и градостроительным вопросам администрации г.Ульяновска рассматривается возможность предоставления ему испрашиваемого земельного участка.

30.12.2015 Комитетом по управлению городским имуществом и земельными отношениями администрации г.Ульяновска в газете «Ульяновск сегодня»  было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ; подготовлено и утверждено заключение по согласованию размещения индивидуального жилого дома, высотой 15м, расположенного по адресу: г***. На опубликованное информационное сообщение в газете «Ульяновск сегодня» от 30.12.2015 № 116 в течение 30 дней в администрацию города обращений от граждан о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренд на указанный земельный участок под индивидуальное жилищное строительство не поступало. Вместе с тем решение о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка по заявлению Русинова А.С. администрацией г.Ульяновска не принималось (вышеприведенные сведения содержаться в переписке между Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и администрацией г.Ульяновска – письма от 12 мая и от 12 июля 2016 года).

Заявление Русинова А.С. о предоставлении ему в аренду земельного участка с приложенными к нему документами было направлено администрацией г.Ульяновска в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области для рассмотрения по существу.

Письмом от 12.05.2016 Департамент запрашивал у главы администрации г.Ульяновска копию распорядительного акта о предварительном  согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка для последующего заключения Департаментом договора аренды данного земельного участка (л.д. 6). Поскольку администрацией не принималось решение о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка по заявлению Русинова А.С., 12.07.2016 Департамент возвратил в администрацию  г.Ульяновска заявление Русинова А.С. и приложенные к нему документы  в целях завершения процедуры, предусмотренной ст. 39.18 ЗК РФ, для принятия соответствующего решения в отношении испрашиваемого земельного участка.

Письмом от 22.08.2016 № *** в адрес Департамента, а также письмом от 26.08.2016 в адрес представителя Русинова А.С. администрация г.Ульяновска сообщила, утратила право распоряжения испрашиваемым земельным участком. Русинову  А.С. рекомендовано повторно обратиться с заявлением в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о незаконности бездействия администрации г.Ульяновска, выразившегося в не рассмотрении заявления Русинова A.C.

С данными выводами суда судебная коллегия соглашается.

Ссылка администрации г.Ульяновска на отсутствие у неё полномочий по принятию решения, является несостоятельной.

С 01 января 2016 года вступил в силу Закон Ульяновской области от 03 июля 2015 года № 85-30 «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области».

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 2 указанного выше Закона уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области - Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Днём начала осуществления уполномоченным органом указанных в части 1 настоящей статьи полномочий органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области является 1 января 2016 года.

При этом частью 3 статьи 2 Закона Ульяновской области № 85-30 установлено, что полномочия органов местного самоуправления по принятию решений и совершению действий, в том числе по предварительному согласованию предоставления земельного участка, должны быть приняты (совершены) по заявлениям, поступившим в органы местного самоуправления до 01 января 2016 года, соответствующим органом местного самоуправления без учета положений Закона Ульяновской области № 85-30.

Таким образом,  именно в полномочия Администрации города Ульяновска входит  рассмотрение вопроса по обращению Русинова А.С.

Аналогичной позиции придерживается и Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

Довод апелляционной жалобы администрации г.Ульяновска об отсутствии в структуре администрации г.Ульяновска подразделения, уполномоченного на рассмотрение заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не является основанием для освобождения администрации г.Ульяновска от исполнения возложенных на неё законом обязанностей.

Учитывая, что принятое по делу решение соответствует положениям действующего законодательства, всем  юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                       Судьи: