Печать
Закрыть окно
Судебный акт
По ст. 15.27 КоАП РФ
Документ от 09.02.2017, опубликован на сайте 02.03.2017 под номером 64801, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 15.27 ч.2, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кочергаева О.П.                                                            Дело № 7-43/2017                                                    

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                         09 февраля 2017 года                                                                        

 

Судья Ульяновского областного суда Зуева Н.В.

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Фоминой Е*** В*** на решение судьи Димитровградского городского суда Ульяновской области от 07 декабря 2016 года,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Постановлением и.о. управляющего Отделением по Ульяновской области Волго-Вятского ГУ ЦБ России от 28.09.2016 Фомина Е.В. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа 30 000 рублей. 

 

Решением судьи Димитровградского городского суда Ульяновской области от 07.12.2016 постановление оставлено без изменения, исключены из состава административного правонарушения, вмененного Фоминой Е.В., эпизоды от 19.02.2016 и 29.06.2016.

 

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, Фомина Е.В. просит постановление изменить, освободить от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.

Полагает, что при назначении административного наказания не было учтено ее раскаяние, устранение вредных последствий правонарушения, выразившееся в направлении 05.09.2016 в уполномоченный орган сообщений о замене ранее направленных записей, привлечение к административной ответственности впервые, несоразмерность назначенному наказанию ее имущественному положению. Отмечает, что в связи с отзывом лицензии на осуществление банковской деятельности всех сотрудников банка перевели на 2/3 оплаты оклада, что составляет *** рублей, а с 30.01.2017 трудовой договор с ней будет расторгнут, в связи с чем она лишится постоянного дохода. Кроме того, не было учтено состояние ее здоровья, наличие кредитных обязательств.

Указывает, что в ее обязанности входило формирование отчетных электронных сообщений, достоверность которых должна была проверять руководитель отдела Балакова А.К., после чего отправлять их в РосФинМониторинг.

Ссылается, что ей были инкриминированы нарушения при формировании отчетных электронных сообщений, по двум из которых она отсутствовала на работе, так как находилась на больничном (19.02.2016) и в отпуске (29.06.2016).

С учетом отсутствия существенной угрозы общественным отношениям, совершения административного правонарушения впервые и неумышленно, отсутствия отягчающих обстоятельств, считает свой проступок малозначительным. Подробно позиция Фоминой Е.В. изложена в жалобе.

 

Изучив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующему.

 

Частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 названной статьи действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

 

Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за этими операциями, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма регулируются Федеральным законом № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).

 

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащей обязательному контролю относится сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой являете переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллион рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

 

Из материалов дела следует, что АО БАНК «РКБ» является кредитной организацией и имеет лицензии Банка России на совершение банковских операций, следовательно, АО БАНК «РКБ» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Приказом от 19.01.2016 № *** Председателем Правления АО БАНК «РКБ» Снигаревым К.В. утверждены Правила внутреннего контроля (далее - ПВК) в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма.

Согласно п. 5.1.8 ПВК в Банке создано структурное подразделение по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - служба финансового мониторинга.

 

В соответствии с приказом от 01.09.2015 № *** Фомина Е*** В*** в целях производственной необходимости переведена на должность ведущего экономист службы финансового мониторинга.    

В соответствии с п. 3.1 должностной инструкции ведущего экономиста службы финансового мониторинга от 02.04.2012 № 108, с которой ознакомлена Фомина Е.В. ведущий экономист Службы Банка: осуществляет сбор сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю а также имеющих признаки необычных операций/сделок на основании информации полученной с помощью автоматической выборки, а также от сотрудников Банка; осуществляет подготовку и оформление сообщений в электронной форме; содержащихся сведений об операциях для передачи в уполномоченный орган с учетом и в соответствии с Положением Банка России от 29.08.2008 № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведена предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Согласно Приказу от 02.12.2015 № *** Фомина Е.В. назначена основным администратором автоматизированного рабочего места по обмену электронными сообщениями, а соответственно является ответственным лицом за информационный обмен электронными сообщениями.

В соответствии с Дополнением № 1 к Приказу № *** от 28.03.2016 на период отпуска руководителя службы финансового мониторинга Балаковой А.К. с 28 по 30 марта 2016 года включительно обязанности руководителя службы финансового мониторив возлагались на ведущего экономиста службы финансового мониторинга Фомину Е.В.

 

Порядок представления сведений в уполномоченный орган устанавливается в отношении кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом (пункт 7 статьи 7 Федерального закона             № 115-ФЗ).

Порядок представления информации в уполномоченный орган установлен Положением о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденным Банком России 29.08.2008 321-П (далее Положения Банка России № 321-П).

 

Согласно п. 2.11. Положения № 321-П при совершении операций, предусмотренных Федеральным законом 115-ФЗ, за исключением операций, указанных в пунктах 6 и 11 статьи 7.2 Федерального закона 115-ФЗ и пункте 2.10 Положения № 321-П, кредитная организация формирует и направляет в уполномоченный орган через территориальное учреждение отчетные электронные сообщения  (далее ОЭС), содержащие сведения о таких операциях, не позднее 16.00 по местному времени третьего рабочего дня, следующего за днем совершения или за днем выявления таких операций.

 

Согласно п. 2.5 Положения Банка России № 321-П описание структуры файла ОЭС представлено в приложениях 3 и 4 к настоящему Положению. Приложение 3 содержит правила формирования ОЭС и заполнения отдельных полей записей ОЭС. Приложение 4 содержит структуру файла передачи ОЭС

 

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Фоминой Е.В., являющейся  основным администратором автоматизированного рабочего места по обмену электронными сообщениями службы финансового мониторинга АО БАНК «РКБ», при направлении в уполномоченный орган сведений в ОЭС от 02.03.2016 № ***, ОЭС от 09.02.2016 № ***, ОЭС от 11.02.2016 № ***, ОЭС от 11.02.2016 № ***, ОЭС от 29.02.2016 № ***, ОЭС от 14.03.2016 № ***, ОЭС от 16.03.2016 № ***, ОЭС от 30.03.2016 № ***, ОЭС от 20.04.2016 № ***, ОЭС от 10.06.2016 № ***, ОЭС от 23.12.2015 № ***, ОЭС от 27.01.2016 № ***, ОЭС от 13.04.2016 № ***, ОЭС от 19.07.2016 № ***, ОЭС от 19.07.2016 № ***, ОЭС от 19.07.2016 № ***, ОЭС от 19.07.2016 № ***, ОЭС от 26.07.2016 № *** были представлены недостоверные сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю.

 

Обстоятельства административного правонарушения установлены с учетом представленных доказательств, сомневаться в достоверности которых оснований не имеется.

 

Факт правонарушения и вина Фоминой Е.В. в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № *** от 19.09.2016; приказом от 02.12.2015 № ***; должностной инструкцией; копиями указанных выше ОЭС с представленными к ним документами, а также иными материалами дела. 

 

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями Федерального закона № 115-ФЗ, Положения Банка России № 321-П, суд пришел к выводу о том, что Фоминой Е.В., как должностным лицом, нарушены требования подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а также требования Положения Банка России № 321-П при направлении в уполномоченный орган сообщений, содержащих недостоверные сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, поскольку наличие информации, которая не соответствует действительности, нарушает указанные требования законодательства и вводит в заблуждение уполномоченный орган, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

 

Оспариваемое постановление является законным, вынесенным полномочным должностным лицом административного органа с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности в пределах срока давности при наличии законных оснований, с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.

 

При настоящем рассмотрении жалобы обоснованность выводов должностного лица административного органа и судьи районного суда не опровергнута.

 

Положения ст. 4.1 КоАП РФ при назначении наказания соблюдены. Наказание назначено Фоминой Е.В. в пределах санкции ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в минимальном размере.

 

Довод жалобы о том, что обязанность проверять сформированные Фоминой Е.В. отчетные электронные сообщения  была возложена приказом от 02.12.2015 № 138 на руководителя службы финансового мониторинга Балакову А.К. не влияет на обоснованность выводов должностного лица и судьи о наличии вины Фоминой Е.В. в совершении административного правонарушения, поскольку в соответствии с примечанием 2 к ст. 15.27 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, примечанию к ней должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Кроме того, указание в жалобе на возможное наличие вины Балаковой А.К. в совершении  административного правонарушения не отменяет выводов должностного лица и судьи о виновности Фоминой Е.В., непосредственно являющейся ответственным лицом за предоставление сведений в соответствии с Положением Банка России № 321-П в уполномоченный орган. 

 

Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, по настоящему делу не имеется, поскольку административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, посягает на установленный федеральным законодательством порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, что относит данное правонарушение к разряду наиболее опасных и не может быть малозначительным.

 

При этом судья, вынося решение по жалобе Фоминой Е.В., обоснованно исключила из состава вмененного постановлением и.о. управляющего Отделением по Ульяновской области Волго-Вятского ГУ ЦБ России от 28.09.2016 административного правонарушения - предоставление недостоверных сведений в уполномоченный орган в ОЭС от 19.02.2016 и в ОЭС от 29.06.2016, поскольку Фомина Е.В. в указанные дни она отсутствовала на рабочем месте.

Вместе с тем, резолютивная часть решения судьи в связи с данными исключениями подлежит изменению, поскольку соответствующему изменению подлежало и постановление должностного лица.

Руководствуясь ст. ст. 30.3 – 30.9 КоАП РФ, судья

 

РЕШИЛ:

 

Решение судьи Димитровградского городского суда Ульяновской области от 07 декабря 2016 года изменить, изложив в следующей редакции:

Постановление и.о. управляющего Отделением по Ульяновской области Волго-Вятского ГУ ЦБ России Иванова А.С. от 28 сентября 2016 года о привлечении Фоминой  Е*** В***  к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного  ст. 15.27 ч. 2 Кодекса Российской Федерации изменить, исключить из состава административного правонарушения, вмененного Фоминой Е*** В***, - предоставление недостоверных сведений в уполномоченный орган в ОЭС от 19.02.2016 и в ОЭС от 29.06.2016. В остальной части постановление оставить без изменения.

 

Судья                                                                                      Н.В. Зуева