Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об устранении нарушений законодательства по противопожарной безопасности
Документ от 14.02.2017, опубликован на сайте 28.02.2017 под номером 64732, 2-я гражданская, об обязании администрации МО "Мелекесский район" и МО "Лебяжинское сельское поселение" устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Рыбаков И.А.                                                                          Дело № 33а-603/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       14 февраля 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 21 сентября 2016 года с учетом дополнительного решения того же суда от 12 декабря 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в срок до 01.04.2017 устранить выявленные нарушения законодательства, а именно: в с.Куликовка Мелекесского района Ульяновской области, п.Аврали Мелекесского района Ульяновской области, с.Приморское Мелекесского района Ульяновской области, с.Степная Васильевка Мелекесского района Ульяновской области обустроить пожарные гидранты; в с.Лебяжье Мелекесского района Ульяновской области по ул.Кооперативная обустроить пожарный шток у гидранта; обеспечить давление воды в пожарном гидранте по ул.Труда в с.Степная Васильевка Мелекесского района Ульяновской области.

В удовлетворении административных исковых требований прокурора Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Лебяжинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, обществу с ограниченной ответственности «РК-Центр» о возложении обязанности устранить нарушения в сфере пожарной безопасности в срок до 01.12.2016 отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора                    Колгановой Е.А., полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:     

 

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой в деятельности администрации муниципального образования «Лебяжинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области выявлены существенные нарушения закона.

Просил обязать администрации МО «Лебяжинское сельское поселение» и МО «Мелекесский район» устранить выявленные нарушения законодательства в срок до 01.12.2016, а именно - в с.Куликовка, п.Аврали, с.Приморское, с.Степная Васильевка обустроить пожарные гидранты; в с.Лебяжье по ул.Кооперативная обустроить пожарный шток у гидранта; обеспечить давление воды в пожарном гидранте в с.Степная Васильевка по ул.Труда.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Главное управление МЧС России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Мелекесский район» просит решение отменить, принять по административному делу новое решение.

В обоснование жалобы, указывает, что к вопросам местного значения муниципального района не относятся полномочия в сфере пожарной безопасности.

Не соглашается с мнением суда о том, что на МО «Мелекесский район», как на собственника хозяйственно-питьевого водопровода, необходимо возложить бремя содержания водопровода с пожарными гидрантами (как неотъемлемыми частями водопровода).

Утверждает, что в собственность МО «Мелекесский район» в процессе разграничения имущества гидранты не передавались. Между администрацией района и администрацией МО «Лебяжинское сельское поселение» Мелекесского района каких–либо соглашений о передаче полномочий, либо иных соглашений в рамках первичных мер пожарной безопасности не заключалось.

Считает неправильной позицию суда о признании ООО «РК-Центр» ненадлежащим ответчиком по делу. Указывает, что администрация МО «Мелекесский район», заключая соглашение, не могла возложить обязанности на концессионера по полномочиям, не отнесенным к вопросам местного значения. Отмечает, что суд не дал оценку нормам законодательства о мероприятиях, относящихся к реконструкции объекта концессионного соглашения.

Также указывает, что судом не приняты во внимание доводы МО «Мелекесский район» в части пропуска срока обращения в суд и несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

Обращает внимание на то, что административное исковое заявление прокурора содержит противоречия. Прокурор просит обязать обустроить пожарный гидрант в с. Степная Васильевка Мелекесского района Ульяновской области и также просит обеспечить давление в уже установленном пожарном гидранте по ул. Труда в                        с. Степная Васильевка Мелекесского района Ульяновской области. Данное противоречие судом не учтено и также содержится в резолютивной части решения.

В возражениях прокурор Мелекесского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители администрации МО «Мелекесский район», администрации МО «Лебяжинское сельское поселение», ГУ МЧС России по Ульяновской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ                          «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной прокуратурой Мелекесского района Ульяновской области проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности выявлены существенные нарушения закона в деятельности администрации МО «Лебяжинское сельское поселение».

Согласно справке ФГКУ «3 отряд ФПС по Ульяновской области» и справке о состоянии источников наружного противопожарного водоснабжения на территории МО «Мелекесский район» в с.Куликовка, п.Аврали, с.Приморское, с.Степная Васильевка отсутствуют пожарные гидранты; в с.Лебяжье по ул.Кооперативная неисправный пожарный шток у гидранта; отсутствует давление воды в пожарном гидранте в с.Степная Васильевка по ул.Труда.

Факт наличия нарушения требований пожарной безопасности на территории района представителями ответчиков в ходе рассмотрения дела не оспаривался.

По результатам проверки прокурором района внесено представление от 23.05.2016 в адрес главы администрации МО «Лебяжинское сельское поселение».

Письмом от 21.06.2016 администрация МО «Лебяжинское сельское поселение» сообщила прокурору о принятых по представлению мерах.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 13.02.2015 водопроводы в границах населенных пунктов МО «Лебяжинское сельское поселение» переданы в собственность МО  «Мелекесский район».

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из того, что ответчики - администрация МО «Лебяжинское сельское поселение» и администрация МО «Мелекесский район» как исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления являются ответственными за обеспечение первичных мер пожарной безопасности.

Поскольку администрация МО «Лебяжинское сельское поселение» не сможет в отсутствие согласия собственника водопроводных сетей обустроить гидранты, произвести их починку, районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что администрация МО «Мелекесский район» и администрация МО «Лебяжинское сельское поселение» должны совместно устранять указанные нарушения в сфере обеспечения первичных мер пожарной безопасности. Возложение обязанности по устранению нарушений на одного из ответчиков, в частности администрацию поселения, может привести к затруднению исполнения решения суда, так как указанному органу местного самоуправления необходимо будет получить согласие муниципального района.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы администрация МО «Мелекесский район» как субъект, являющийся собственником водопроводных сетей, обязана содержать в надлежащем состоянии муниципальное имущество, поскольку пожарный гидрант является неотъемлемой частью водопроводной сети, не может использоваться отдельно от нее. 

Приведенные в апелляционной жалобе ссылки на положения Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального Закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», относящие обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения к вопросам местного значения, финансируемым из бюджета муниципального образования, не свидетельствуют о незаконности вынесенного по делу решения суда, поскольку из представленных в суд доказательств возможно сделать вывод о том, что пожарные гидранты являются составной частью водопроводных сетей, следовательно, администрация МО «Мелекесский район» не может быть освобождена от выполнения возложенных на нее федеральными законами обязанностей по содержанию пожарных гидрантов.

Ссылка заявителя на заключение договора концессии с ООО «РК-Центр» в данном случае не может быть взята во внимание, так как исходя из тех целей и задач, которые предполагают осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, первичные меры пожарной безопасности входят в компетенцию органов местного самоуправления.

Само по себе наличие указанного договора на правильность выводов суда первой инстанции не влияет и не может служить основанием для освобождения органов местного самоуправления от обязанностей, возложенных федеральным законом.

Так, согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч. 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч. 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (ч. 3)

В соответствии с ч. 1 ст. 68 приведенного Федерального закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары (часть 2 указанной статьи).

Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (ч. 3 указанной статьи).

В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014 №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2015 полномочия по организации водоснабжения на территории сельских поселений были переданы в ведение органов местного самоуправления районов.

Ссылка администрации МО «Мелекесский район» на то, что суд не принял во внимание ее доводы о пропуске прокурором трехмесячного срока на обжалование действий и несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора, является несостоятельной, поскольку указанные требования  не распространяются на случаи обращения прокурора с административным иском в порядке ст. 39 КАС РФ.

Довод о том, что решение суда содержит противоречие, является несостоятельным, поскольку  основан на неверном толковании содержания решения и материалов дела.

Так, из искового заявления и справки о состоянии источников наружного противопожарного снабжения на территории МО «Мелекесский район» следует, что в 15 населенных пунктах (включая с. Степная Васильевка) отсутствует наружное противопожарное водоснабжение (л.д. 7). Кроме того, в с.Степная Васильевка по ул.Труда, 4 имеется неисправный пожарный гидрант: отсутствует давление воды, что также подтверждается актом осмотра (л.д.63). Согласно акту приема-передачи от 31.08.2016 (л.д. 55) в с.Степная Васильевка имеется 2 пожарных гидранта.

Более того, административный ответчик имеет право обратиться в суд с заявлением об исправлении описки в порядке ст. 184 КАС РФ в случае, если судом первой инстанции таковая допущена.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

 

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 21 сентября 2016 года с учетом дополнительного решения того же суда от 12 декабря 2016 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий    

 

Судьи