Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконными действий, перерасчете платы
Документ от 14.02.2017, опубликован на сайте 06.03.2017 под номером 64722, 2-я гражданская, о признании незаконными действий, обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Саенко Е.Н.                                                                            Дело № 33-672/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              14 февраля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей  Рыбалко В.И.,  Костюниной Н.В.,

при секретаре  Насыбулловой Э.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго» на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 25 ноября 2016 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Мелекесского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконными действия открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов Мелекесского района Ульяновской области, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды в отсутствие решения собственников многоквартирных домов по оплате электрической энергии, в том числе на общедомовые нужды, ресурсоснабжающей организации, обязав открытое акционерное общество «Ульяновскэнерго» прекратить начисление и взимание с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды.

Обязать открытое акционерное общество «Ульяновскэнерго» произвести перерасчет платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, нанимателям и собственникам помещений многоквартирных домов Мелекесского района Ульяновской области, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами в отсутствие решения собственников многоквартирных домов по оплате электрической энергии, в том числе на общедомовые нужды, ресурсоснабжающей организации, с момента одностороннего отказа от исполнения договора энергоснабжения с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами.

Взыскать с открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго» государственную пошлину в доход местного бюджета 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., объяснения представителя ОАО «Ульяновскэнерго» Струнковой Ю.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя прокуратуры Карабанова А.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия

 

установила:

прокурор  Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Ульяновскэнерго» (ОАО «Ульяновскэнерго»), в котором просил признать незаконными действия «Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию платы за электрическую энергию на общедомовые нужды с нанимателей и собственников помещений в многоквартирных домах Мелекесского района Ульяновской области, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами и возложить на ОАО «Ульяновскэнерго» обязанность прекратить совершать указанные действия; возложить на ОАО «Ульяновскэнерго» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, нанимателям и собственникам помещений многоквартирных домов Мелекесского района Ульяновской области, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами за период с 01.01.2013 по настоящее время.

В обоснование требований прокурор указал, что на основании поступивших обращений граждан, проживающих в многоквартирных домах Мелекесского района Ульяновской области в августе-сентябре 2016 года прокуратурой Мелекесского района Ульяновской области проведена проверка, в ходе которой установлено, что ОАО «Ульяновскэнерго» производит расчет и выставляет собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах на оплату квитанции за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды. Данные действия ОАО «Ульяновскэнерго» противоречат действующему жилищному законодательству, в силу которого не допускается возможность прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Рассмотрев исковые требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОАО «Ульяновскэнерго» просит отменить решение суда в полном объеме, взыскать в его пользу судебные расходы на оплату государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3000 руб. Жалоба мотивирована недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и  процессуального права при вынесении решения, а также не применением положений нормативных актов (пункты 13, 19, 8, 30, 14, 15, 17, 44 Правил предоставления коммунальных услуг  собственникам и пользователям  помещений  в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011, далее - Правила № 354 в редакции постановления Правительства РФ № 603 от 29.06.2016), подлежащих применению; применением положений закона, не подлежащего применению (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ). Указывает, что выводы суда об отсутствии у ОАО «Ульяновскэнерго» права на предоставление коммунальной услуги непосредственно гражданам  при наличии у избранной управляющей организации, а также о неправомерности его действий, как лица оказывающего коммунальную услугу электроснабжения, по взиманию платы за электрическую энергию на общедомовые нужды, основаны на неверном толковании указанных норм материального права  и противоречат обстоятельствам дела.

Выставление ОАО «Ульяновскэнерго» платежных документов о начислении платы жильцам за электрическую энергию, потребляемую в процессе использования общего имущества в многоквартирных домах и при отсутствии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении такой платы в пользу непосредственно ресурсоснабжающей организации является правомерным. При таких обстоятельствах применение судом положений  ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации является неправильным. При этом суд руководствовался  старой редакцией указанной статьи.

Действующим законодательством предусмотрена возможность наличия прямых договоров между пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями при любой форме управления.

Материалами дела подтверждено, что по состоянию на 30.06.2015  имели место прямые договоры, заключенные между ОАО «Ульяновскэнерго» пользователями помещений в многоквартирных домах, находящихся под управлением управляющих организаций которые продолжают действовать и на сегодняшний день. Следовательно, вывод суда о том, что предоставление коммунальной услуги электроснабжения фактически производилось управляющими организациями, противоречит материалам дела.

В решении суд ссылается на односторонний отказ со стороны ОАО «Ульяновскэнерго» в заключении договора с  ООО «Н***», при этом не выяснив обстоятельства, имеющие значение для дела. Начиная с июля 2012 года управление многоквартирными домами №№ *** - ***, *** - ***, *** *** по ул. М*** в р.п. Н*** М*** района У*** области осуществляло ООО УК «Н***». Население указанных домов заключало самостоятельные прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями на оказание коммунальных услуг до июля 2012 года. Как следствие, между ОАО «Ульяновскэнерго» и ООО «УК Н***» был заключен договор энергоснабжения № *** от 01.10.2012, предметом которого являлась поставка электрической энергии для общедомовых нужд. При этом прямые договорные отношения с гражданами были сохранены.  Односторонний отказ ОАО «Ульяновскэнерго» от исполнения договора энергоснабжения, заключенного с ООО «УК Н***» отсутствует. ООО «Н***» образовалось в результате реорганизации ООО «УК Н***» в форме выделения. При этом суд не выяснил, каким способом происходила реорганизация общества. Соответственно, ссылка в решении суда на отсутствие договорных отношений между ООО «Н***» и ОАО «Ульяновскэнерго» не соответствует как фактическим обстоятельствам дела, так и имеющимся обстоятельствам в деле.

Кроме того, в решении суда отсутствует указание на то, в отношении каких домов должен быть произведен перерасчет  и не определен конкретный период, за который должен быть произведен такой перерасчет. Таким образом, решение суда является неисполнимым.

Решением суда в части перерасчета платы за общедомовые нужды затрагиваются интересы третьих лиц (управляющих компаний, ТСЖ и т.д.), которые не были привлечены к участию в деле. Круг указанных лиц судом не установлен. Данное обстоятельство в силу п.4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда. 

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Мелекесского района Ульяновской области просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует по делу, поводом для обращения прокурора в суд явились многочисленные жалобы граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах р.п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области, по вопросу правильности учета потребленной на общие домовые нужды электроэнергии и начисления платы за нее.

В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что ОАО «Ульяновскэнерго» производит расчет и выставляет собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах Мелекесского района Ульяновской области, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья и жилищными кооперативами, квитанции на оплату за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды в отсутствие решений общего собрания собственников помещений по вопросу оплаты потребленной электрической энергии на общедомовые нужды непосредственно ресурсоснабжающей организации – ОАО «Ульяновскэнерго».

Полагая действия ОАО «Ульяновскэнерго» незаконными, прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

В силу ст.ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Управляющие компании, в силу ст.ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе услугу горячего водоснабжения мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по горячему водоснабжению.

Согласно ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), в соответствии с п. 13 которых предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Управляющая организация на основании п. 2, 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пп. «и» п. 34 Правил должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.

При этом в случае, если управление домом осуществляется управляющей организацией (при отсутствии товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного кооператива), плату за коммунальные услуги собственники вносят управляющей компании за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, пп. «а» п. 9 Правил и положениями постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года №124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

Кроме того, ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, не допускала возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, именно управляющие компании являлись исполнителями коммунальных услуг и имели право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования.

Сам по себе факт отсутствия договорных отношений между ОАО «Ульяновскэнерго» и управляющими компаниями, в частности с ООО «Н***», не имеет правового значения для разрешения настоящего спора и не свидетельствует о правомерности действий ответчика по взиманию платы за поставку электроэнергии на общедомовые нужды с собственников жилых помещений.

Применение судом ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 01.07.2015, не влияет на правильность решения, поскольку указанная редакция распространяет действие на спорный период. 

Пункт 17 Правил № 354, на который ссылается ОАО «Ульяновскэнерго», не наделяет ресурсоснабжающие организации правом управления многоквартирным домом, что исключает распространение установленного абз. 2 и 3 этого пункта порядка расчета на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является эта организация.

В силу п. 44 Правил № 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении «сверхнормативного» объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то «сверхнормативный» объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.

Из нормативного содержания взаимосвязанных положений ч. 1, 2.1, 2.3 ст. 161 и ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.

В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как правильно указал районный суд, ОАО «Ульяновскэнерго» не представило доказательства наличия соответствующих решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах Мелекесского района Ульяновской области о внесении платы за электроснабжение непосредственно ресурсоснабжающей организации, либо о распределении сверхнормативного объема коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды.

Таким образом, ОАО «Ульяновскэнерго» в отсутствие правовых оснований производит расчет и требует от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.

Как следует из материалов дела, в период с июля 2012 г. по май 2014 г. между ОАО «Ульяновскэнерго» и ООО «УК Н***» был заключен договор на поставку электроэнергии для освещения мест общего пользования многоквартирных жилых домов. Однако после образования ООО «Н***» в результате реорганизации ООО «УК Н***» в форме выделения,  исполнение договора было прекращено. ОАО «Ульяновскэнерго» не представлены доказательства принятия мер к исполнению указанного договора. В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу об одностороннем отказе ОАО «Ульяновскэнерго» от исполнения договора электроснабжения.

Поскольку решением суда дана правовая оценка действиям ОАО «Ульяновскэнерго» и обязанность по проведению перерасчета платы  за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, также возложена на ОАО «Ульяновскэнерго», судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что указанным решением суда затрагиваются интересы третьих лиц, которые не были привлечены к участию в деле.

Решение суда вынесено в  интересах неопределенного круга лиц – собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных жилых домов Мелекесского района Ульяновской области.  Период перерасчета платы определен моментом одностороннего отказа ОАО «Ульяновскэнерго» от исполнения договора энергоснабжения с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами. Таким образом, каких-либо препятствий в исполнении решения суда не имеется.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, а сводятся к изложению правовой позиции стороны, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Судебная коллегия считает, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, дал им надлежащую оценку, постановил законное и обоснованное решение.

Все доказательства по делу судом оценены в соответствии с правилами ст. ст. 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для их иной оценки судебная коллегия не усматривает.

В силу изложенного, оснований к отмене решения суда по доводам, приведенным ОАО «Ульяновскэнерго» в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 25 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго» – без удовлетворения.

 

Председательствующий               

 

Судьи: