УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Касымова
Э.Р.
Дело № 7-16/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск 02
февраля 2017 года
Судья Ульяновского
областного суда Логинов Д.А.,
при секретаре
Бешановой Э.Е.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника открытого акционерного общества энергетики и
электрофикации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» Петрусевой Н*** А*** на
решение судьи Ульяновского районного суда Ульяновской области от 06 декабря
2016 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением
главного государственного инспектора ГИТ в Ульяновской области от 06.10.2016
открытому акционерному обществу энергетики и электрофикации Ульяновской области
«Ульяновскэнерго» (далее - ОАО «Ульяновскэнерго») назначено наказание в виде
административного штрафа в размере 140 000 рублей по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Решением судьи
Ульяновского районного суда Ульяновской области от 06.12.2016 указанное
постановление изменено, размер административного штрафа снижен до 130 000
рублей.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник ОАО «Ульяновскэнерго»
Петрусева Н.А. не соглашается с решением судьи, полагает его подлежащим отмене,
указывая на отсутствие в действиях юридического лица состава вмененного
нарушения.
Ссылается, что по
ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ административная ответственность наступает за
необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), то есть
за отсутствие на момент выявления нарушения СИЗ у работников, которым их
использование необходимо в силу их должностных обязанностей.
Указывает, что
обеспечение СИЗ осуществляется согласно действующему законодательству, приказом
ОАО «Ульяновскэнерго» №*** от 20.06.2016 созданы комиссии по увеличению срока
носки СИЗ, которые выносят мотивированное решение о продлении срока носки СИЗ,
о чем составляется акт.
В ходе контрольных мероприятий должностным лицам ГИТ в Ульяновской
области были представлены указанные акты, из которых видно, что срок носки СИЗ,
не имеющих каких-либо видимых недостатков, то есть находящихся в хорошем
состоянии, увеличивается.
Ссылается на то, что фактов отсутствия у работников СИЗ или их
негодности для использования установлено не было, поэтому вывод о том, что
работники не были обеспечены СИЗ, является неверным.
Указывает, что п.22 Межотраслевых правил устанавливает право
работодателя выполнить оценку пригодности к эксплуатации используемых
работником СИЗ, а также необходимость выполнения мероприятий по уходу за ними.
Но данная норма не возлагает на работодателя дополнительных обязанностей по
участию в оценки СИЗ специалистов, обладающих специальными познаниями, или
обращению в специализированные организации, данная оценка может выполняться
работодателем.
Полномочия комиссии не оспорены, обязанности по обладанию членов
комиссии специальными познаниями не установлено.
Комиссия, созданная
работодателем, сделала вывод об отсутствии необходимости в мероприятиях по
уходу за СИЗ в связи с их нахождением в хорошем состоянии.
Отмечает, что
единственное, что не было выполнено работодателем – это отметка в личной
карточке о том, что СИЗ было возвращено и выдано повторно, однако это касается
лишь вопросов оформления повторной выдачи СИЗ.
В материалах дела
отсутствуют записи о том, что имеющиеся у работников СИЗ непригодны для
эксплуатации или имеют повреждения, которые не позволяют использовать их по
назначению, однако административный орган не доказал непригодность находящихся
у работников СИЗ.
Отмечает, что
назначенный размер штрафа является для юридического лица существенным, в связи
с нахождением ОАО «Ульяновскэнерго» в тяжелом материальном положении в связи с
несвоевременной оплатой потребителями постановленной электрической энергии и
возникающей в связи с этим большой задолженностью перед сетевыми организациями.
Не соглашается с
выводом суда об отсутствии оснований для снижения штрафа согласно п.3.2 ст.4.1
КоАП РФ, указывая, что нарушение совершено впервые, полагает, что опасность для
жизни и здоровья отсутствует, а сумма штрафа является значительной.
Подробно позиция
защитника юридического лица Петрусевой Н.А. изложена в жалобе и поддержана в
судебном заседании.
Изучив доводы жалобы
и материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, заслушав
государственного инспектора Корнилина К.Е., полагаю, что совершенное ОАО «Ульяновскэнерго» деяние верно квалифицировано по ч.4 ст.5.27.1
КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за необеспечение
работников СИЗ.
Верно оценив
имеющиеся в материалах дела доказательства и установив обстоятельства дела,
должностное лицо административного органа и судья районного суда сделали
обоснованный вывод о наличии вины юридического лица во вмененном ему нарушении,
состоящем в необеспечении ряда работников СИЗ, вопреки положениям ст.ст.212,
221 ТК РФ, Технического регламента таможенного союза «О безопасности средств
индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011, Межотраслевых правил обеспечения
работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами
индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01
июня 2009 года N 290н (далее – Межотраслевые правила).
Вина ОАО «Ульяновскэнерго» в совершении вмененного нарушения
подтверждается исследованными в судебном заседании и изложенными в
постановлении должностного лица административного органа и решении судьи
доказательствами (в том числе актом от 27.09.2016, личными карточками учета
выдачи СИЗ, а также иными доказательствами), которые оценены в соответствии с
положениями ст.26.11 КоАП РФ.
Так, материалами
дела установлено, что водителю Г*** А.В. 21.07.2015 выдан жилет сигнальный 2
класса защиты на 1 год, срок носки которого истек 21.07.2016, однако на
основании акта работодателя от 25.06.2016 данный срок увеличен до 21.07.2017.
Аналогичные факты
использования СИЗ в виде жилета сигнального по истечении установленных сроков
эксплуатации выявлены в ходе изучении личных карточек работников ОАО «Ульяновскэнерго»
Ц*** А.М., Ш*** Н.П., Н*** Н.В., И*** А.И., Г*** В.Е., П*** С.А., А*** М.Н.
В отношении
специалистов Ф*** А.Н. и Г*** Д.Ю. допущено нарушение сроков носки утепленных
ботинок.
В отношении Ф***
А.Н. также установлено, что срок носки ботинок, истекший 05.08.2014, актом от
25.02.2016 увеличен до 05.08.2017. Доказательств использования им ботинок с
выполнением мероприятий по уходу за ними и установления пригодности к дальнейшему
использованию, с определением процента износа уполномоченным работодателем
лицом или комиссией с 05.08.2014 по 25.02.2016 и в последующем,
административному органу и суду не представлено.
Из материалов дела
также следует, что комиссия по увеличению срока носки СИЗ создана 20.06.2016,
тогда как срок носки ботинок увеличен Ф*** А.Н. актом от 25.02.2016.
В отношении
инженеров А*** Р.С., Г*** В.А. и М*** А.Н. допущено нарушение сроков
использования СИЗ в виде костюмов утепленных и обуви утепленной.
Пунктом 13 Межотраслевых правил на работодателя возложена обязанность
организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в
установленные сроки.
Пунктом 22 Межотраслевых правил установлено, что после истечения сроков
носки СИЗ они подлежат возврату работодателю, который посредством
уполномоченного им лица, либо созданной в организации комиссии, вправе
установить пригодность сданных работниками СИЗ для дальнейшей эксплуатации по
назначению. При этом в компетенцию указанных лиц входит определение
необходимости проведения и состав мероприятий по уходу за СИЗ (стирка, чистка,
дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт),
а также определение процента износа СИЗ, что подлежит фиксации в личной
карточке учета выдачи СИЗ.
В силу п.29 Межотраслевых правил, в соответствии с установленными в
национальных стандартах сроками работодатель обеспечивает испытание и проверку
исправности СИЗ, а также своевременную замену частей СИЗ с понизившимися
защитными свойствами. После проверки исправности на СИЗ ставится отметка
(клеймо, штамп) о сроках очередного испытания.
Рассмотрев жалобу,
судья районного суда пришел к верному выводу о том, что не имеется
доказательств выполнения ОАО «Ульяновскэнерго»
вышеуказанных норм и, как следствие, надлежащих доказательств пригодности
используемых работниками по истечению сроков СИЗ.
С учетом изложенного
полагаю, что оспариваемые акты являются законными, вынесенными полномочными
лицами с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности в
пределах срока давности при наличии законных оснований, с учетом обстоятельств,
имеющих значение для дела.
Доводы жалобы не
опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену
состоявшегося по делу судебного решения.
Так, довод о том,
что ответственность по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ наступает только за отсутствие у
работников СИЗ, тогда как работники на момент контрольных мероприятий были ими
обеспечены, является в рассматриваемом случае несостоятельным, поскольку
использование СИЗ по истечении сроков без надлежащего определения их
пригодности свидетельствует о фактическом необеспечении работников СИЗ.
Исследованные
административным органом и судом акты об увеличении сроков эксплуатации СИЗ не
отвечают установленным нормативным требованиям, и вопреки доводам жалобы, не
могут являться мотивированными и законными.
В связи с этим
несостоятельными являются доводы о том, что на момент контрольных мероприятий
не выявлено отсутствие у работников СИЗ или их непригодность, поскольку
предоставление доказательств возврата СИЗ и установления их пригодности лежит
на уполномоченном работодателем лице.
Исходя из диспозиции
ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ следует, что на административном органе и суде не лежит
обязанность установления того, что имеющиеся у работников на момент проверки
СИЗ находятся в непригодном для эксплуатации состоянии или имеют какие-либо
повреждения, не позволяющие использовать по назначению.
Иные доводы жалобы
направлены на переоценку выводов судьи, основаны на неверном толковании
положений действующего законодательства, не опровергают установленных по
данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного
решения.
Положения ст.4.1
КоАП РФ при назначении наказания соблюдены, наказание назначено в соответствии
с санкцией ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ и снижено судьей районного суда до минимального
размера.
С учетом
изложенного, постановленный судебный акт является законным и обоснованным,
оснований для его отмены не имеется.
Обстоятельств,
достаточных для снижения административного штрафа менее минимального размера в
силу ч.ч.3.2,
3.3 ст.4.1
КоАП РФ, по данному делу не усматриваю, факты взыскания задолженности с ОАО «Ульяновскэнерго»,
сами по себе, такими обстоятельствами не являются.
Допущенные ОАО «Ульяновскэнерго»
нарушения непосредственно затрагивают законные интересы работников по
обеспечению их безопасности, в связи с чем оснований для изменения вида, либо
размера назначенного наказания по делу не усматриваю.
На основании
изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 -
30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи
Ульяновского районного суда Ульяновской области от 06 декабря 2016 года
оставить без изменения, жалобу защитника открытого акционерного общества
энергетики и электрофикации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» Петрусевой Н***
А*** – без удовлетворения.
Судья Д.А.
Логинов