Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение жильем детей-сирот
Документ от 14.02.2017, опубликован на сайте 20.02.2017 под номером 64589, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению специализированного благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Берхеева А. В.                                                   Дело № 33-623/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              14 февраля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора Николаевой Н.А.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 07 декабря 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  прокурора Мелекесского района Ульяновской области в  интересах  Андреевой Т*** Р*** к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и  транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать    незаконным    бездействие    Министерства  промышленности, строительства, жилищно-коммунального  комплекса  и  транспорта  Ульяновской  области  по  своевременному обеспечению Андреевой Т*** Р***   специализированным благоустроенным  жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Возложить обязанность на Министерство промышленности,  строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Андрееву Т*** Р*** жилым    помещением  по  договору найма специализированного  жилого  помещения в муниципальном  образовании  «Город Димитровград» Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., мнение прокурора  Николаевой Н.А.,  возражавшей против доводов жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области действуя в  интересах в интересах Андреевой Т.Р., обратился в суд с иском  к Министерству промышленности,  строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, отделу опеки и попечительства Управления образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» о признании бездействия незаконным,  понуждении к предоставлению Андреевой Т.Р.  специализированного благоустроенного жилого помещения по договору  найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указано, что Андреева Т. Р., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно справкам, предоставленным управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области Андреевой Т.Р. в собственности жилых помещений не имеет.

Андреева Т.Р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, включена 07.06.2016, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.

Просил признать незаконным бездействие Министерства промышленности строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области   по своевременному обеспечению Андреевой Т. Р.  жилым помещением по договору  найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Андрееву Т. Р.   жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Димитровграда  Ульяновской области.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что жилое помещение не представлено Андреевой Т.Р. по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истице первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями наравне с истицей. Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 №466-П Андреева Т.Р. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 4000 рублей с приложением соответствующих документов

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела,  Андреева Т.Р., ***  года рождения,  относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Одинокая мать истицы – А*** Р.С. умерла ***. Сведения об отце ребенка в актовую запись внесены со слов матери.

На основании Постановления администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области  № *** от ***.2013 попечителем Андреевой Т.Р. назначена  А*** Л.И.

В 2015 году попечителем несовершеннолетней Андреевой Т.Р. стала М*** Л.В. (Постановление  администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области за № *** от ***.2015).

Андреева  Т.Р. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу ***. Данный дом принадлежит на праве общей долевой собственности  попечителю истицы – М*** Л.В.    В указанном доме зарегистрировано более 30 человек.

Согласно информации ОГУП БТИ и выписки из ЕГРП  Андреева Т.Р.  в собственности объектов недвижимого имущества не имеет.

Таким образом, Андреева Т.Р. не является ни нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником жилого помещения.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних от ***.2016 Андреева Т.Р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Исходя из этого, суд правильно пришел к выводу о том, что Андреева Т.Р. не обеспечена жилым помещением.  При этом, вывод суда о том, что исковые требования прокурора Мелекесского района  Ульяновской области, действующего в интересах Андреевой Т.Р. подлежат удовлетворению мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истица, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Не опровергают выводов суда и доводы апелляционной жалобы в части того, что истица имеет право на ежемесячную денежную компенсацию за наем жилья, поскольку  выплата компенсации не лишает истца права на обеспечение жильем в установленном законом порядке.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 07 декабря 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: