Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 07.02.2017, опубликован на сайте 20.02.2017 под номером 64556, 2-я гражданская, о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению ребенка-инвалида лекарственным препаратом, возложении обязанности обеспечить Буртаева Даниила Александровича лекарственным препаратом в соответствии с медицинскими показаниями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Янина И.В.                                                        Дело № 33-481/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             07 февраля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Колгановой  Е.А.

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 16 ноября 2016 года, по которому постановлено:

 

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, выразившегося в  непринятии мер по обеспечению ребенка-инвалида Б*** Д*** А***, лекарственным препаратом ***.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Б*** Д*** А***  медицинским препаратом *** в соответствии с  медицинскими показаниями.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Николаевский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения Буртаевой Н.И., возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Николаевского района Ульяновской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах ребенка-инвалида Б*** Д.А. к Министерству здравоохранения Ульяновской области о признании бездействия, выразившегося в  непринятии мер по обеспечению ребенка-инвалида лекарственным препаратом, возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом в соответствии с медицинскими показаниями

В обоснование иска указано, что Б*** Д.А. *** года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена до ***.2021, в связи с наличием заболевания  ***.

Заключением консилиума Федерального государственного автономного учреждения «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения РФ от 13.04.2016 назначен Б*** Д.А. как жизненно необходимый препарат ***, в дозе не менее 2 мг/кг/введение (что соответствует 9-и флаконам препарата на введение). Данный препарат является единственным эффективным патогенетическим средством терапии для больных с данным заболеванием.

Из ответов Министерства здравоохранения Ульяновской области на неоднократные обращения Буртаевой Н.И. следует, что лекарственный препарат *** на территории Российской Федерации не зарегистрирован и обеспечение ребенка-инвалида Б*** Д.А. не предоставляется возможным.

Лекарственное средство *** в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, не входит, следовательно, Б*** Д.А. не может быть обеспечен данным препаратом в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403, утвердившем Порядок ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента», заболевание Б*** Д.А. *** включен в перечень орфанных заболеваний.

Б*** Д.А. как ребёнок-инвалид имеет право на получение всех необходимых  лекарственных средств, в том числе препарата ***. Обеспечение его данным препаратом должно осуществляться за счёт средств субъекта Российской Федерации.

Просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, выразившегося в  непринятии мер по обеспечению ребенка-инвалида Б*** Д*** А***, лекарственным препаратом *** и обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Б*** Д*** А***  медицинским препаратом *** в соответствии с  медицинскими показаниями

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указано, что лекарственный препарат *** на территории Российской Федерации не зарегистрирован. В связи с чем, он не входит в Перечень препаратов, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» и в территориальный перечень, утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области  от 25.12.2015 N 710-П  «Об утверждении Территориальной программы государственных   гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2016 год».

Обращает внимание суда на то, что лекарственный препарат *** не зарегистрирован на территории Российской Федерации, то закупка данного лекарственного препарата Министерством за счет средств федерального и областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных для льготного лекарственного обеспечения, не представляется возможной. Кроме того, лечащим врачом данный лекарственный препарат не назначался.

Указывает, что суд не принял во внимание тот факт, что действие данного лекарственного препарата на организм недостаточно изучено и применять его необходимо в специализированном медицинском учреждении, имеющим опыт применения данного препарата.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Николаевского района Ульяновской области и Буртаева Н.И., являющаяся законным представителем Б*** Д.А., просят решение суда оставить без изменений, а жалобу без удовлетворения

Дело рассмотрено в отсутствие  представителей ответчиков  Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Николаевскому району, Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу ст.7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное  государство, политика которого направлена на  создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации  охраняется здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб,  устанавливаются иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 41  Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и ме6дитцинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической  культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Аналогичные нормы содержит и статья 18 Федерального закона  № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской  Федерации и субъектов Российской Федерации.

По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Статьей 19 Закона № 323-ФЗ определено, что каждый имеет право на медицинскую помощь; каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1 и 2).

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В соответствии с данным Перечнем дети-инвалиды в бесплатном порядке по рецептам врачей обеспечиваются, в том числе, всеми лекарственными средствами и средствами медицинской реабилитации по медицинским показаниям.

Таким образом, указанным постановлением Правительства Российской Федерации закреплено право детей-инвалидов на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами бесплатно.

Согласно ч. 3 ст. 80 Закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Частью 2 статьи 83 этого же Закона № 323-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).

В силу ст. ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды и дети-инвалиды. В соответствии с предоставляемым гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ, набор социальных услуг включены обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Частью 2 ст. 5 Закона № 178-ФЗ определено, что оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 1273, предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно п. 3 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 09 августа 2005 года № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Из материалов дела следует, что Б*** Д*** А***, *** года рождения,  является ребенком-инвалидом, имеет заболевание – ***, инвалидность  ему установлена  на срок до ***.2021.

В связи с имеющимся заболеванием Б*** Д.А. наблюдается в медицинском учреждении как по месту жительства, так и в ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Министерства РФ  Институт педиатрии.

Заключением консилиума ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Института педиатрии от 13.04.2016 Б*** Д.А.  установлен диагноз ***. Заболевание носит прогрессирующий характер и приводит к ранней тяжелой инвалидизации. В связи с тяжелым состоянием ребенка и быстрым прогрессированием заболевания по жизненным показаниям больному необходимо еженедельное внутривенное введение ***. Данный препарат при соблюдении дозы является единственным эффективным патогенетическим средством терапии для больных с этой тяжелой прогрессирующей наследственной патологией.

Назначенный ребенку по жизненным показаниям лекарственный препарат *** не зарегистрирован в Российской Федерации, а потому не входит в перечень препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года № 2424-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» и в территориальный перечень, утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 25 декабря 2015 года № 710-П «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области».

Буртаева Н.И., мама ребенка-инвалида, неоднократно обращалась в Министерство здравоохранения Ульяновской области по вопросу бесплатного обеспечения ее сына указанным лекарственным средством, назначенным ему по жизненным показаниям, на что получила отказ.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении исковых требования.

Вывод суда мотивирован, соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам закона, оснований считать его неправильным не имеется.

Министерство здравоохранения Ульяновской области обосновывает отказ в обеспечении ребенка-инвалида лекарственным препаратом *** отсутствием его в соответствующих перечнях.

Однако, в вышеприведенных нормативных правовых актах не содержится запрета предоставления лекарственного препарата, не предусмотренного перечнем и стандартом оказания медицинской помощи для конкретного вида заболевания, с отнесением этого вопроса на разрешение врачебной комиссии лечебного учреждения. Доводы апелляционной жалобы в этой части не основаны на законе, а потому не могут быть приняты во внимание.

Равно как не основаны на законе и  доводы апелляционной жалобы в части того, что невозможно  обеспечение  лекарственным препаратом, не включенным в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также не зарегистрированным на территории Российской Федерации, не за счет средств   федерального и областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных для льготного лекарственного обеспечения. 

Как указано в ст.47 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон № 61-ФЗ), ввоз лекарственных средств в Российскую Федерацию осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле (часть 1).

Допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 Закона № 61-ФЗ (часть 3).

Согласно п. 5 ст. 48 Закона № 61-ФЗ лекарственные средства в Российскую Федерацию могут ввозить медицинские организации, иные указанные в пунктах 1 - 4 статьи 48 организации для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента при наличии разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти на ввоз конкретной партии лекарственного препарата, выданного в установленном порядке в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В соответствии с п. 2 Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 771, медицинские организации могут ввозить лекарственные средства на территорию Российской Федерации для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента при наличии разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Согласно п. 11 названных выше Правил для получения юридическим лицом, указанным в пункте 2 Правил, разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации конкретной партии лекарственных средств необходимы заявление и его электронная копия, представляемые в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза (с указанием наименования лекарственного препарата и (или) фармацевтической субстанции, лекарственной формы, дозы, концентрации, фасовки, наименования организации - производителя лекарственного препарата и (или) фармацевтической субстанции, страны производства лекарственного препарата и (или) фармацевтической субстанции), прилагаемые к ним на бумажном носителе или в форме электронных документов копии учредительных и регистрационных документов заявителя (устава, свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе), а также следующие документы:

а) обоснование количества ввозимых лекарственных препаратов и (или) фармацевтических субстанций;

б) сертификат качества (протокол анализа) ввозимых лекарственных препаратов (за исключением случая ввоза лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента) и (или) фармацевтических субстанций, выданный организацией - производителем лекарственных средств;

г) в случае ввоза лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента:

заключение консилиума врачей федерального учреждения или учреждения Российской академии медицинских наук, в котором оказывается медицинская помощь конкретному пациенту, подписанное главным врачом (директором) или лицом, исполняющим его обязанности, и его электронная копия, подписанная электронной цифровой подписью, о назначении этому пациенту незарегистрированного лекарственного препарата для оказания ему медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза;

обращение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, о необходимости ввоза незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента с приложением копии заключения консилиума врачей учреждения субъекта Российской Федерации, в котором оказывается медицинская помощь этому пациенту, о назначении ему незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза, подписанного главным врачом (директором) или лицом, исполняющим его обязанности;

копия паспорта или свидетельства о рождении пациента, которому назначен незарегистрированный лекарственный препарат по жизненным показаниям для оказания медицинской помощи, заверенная федеральным учреждением (учреждением), оказывающим медицинскую помощь, в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

Таким образом, порядок ввоза для ребенка-инвалида лекарственного препарата в настоящее время определен, а его приобретение в силу приведенных выше норм закона является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Поскольку Буртаева Н.И. неоднократно обращалась в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с заявлением об обеспечении ее ребенка  лекарственным препаратом ***, с представлением всего пакета документов, в том числе и заключения консилиума  ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Института педиатрии от 13.04.2016 о необходимости приема  Б*** Д.А. указанного препарата про жизненным показаниям, однако ей в этом было безосновательно отказано, учитывая наличие предусмотренного законом порядка обеспечения ребенка-инвалида  указанным лекарством, который фактически не был соблюден ответчиком, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Николаевского района Ульяновской области, действующего в интересах несовершеннолетнего Б*** Д.А.

В остальной части доводы апелляционной жалобы заявлялись сторонами в ходе судебного разбирательства, им судом была дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 16 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: