Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Поставить на учёт нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты
Документ от 24.01.2017, опубликован на сайте 14.02.2017 под номером 64493, 2-я гражданская, о признании решения комиссии незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кизирбозунц Т.Т.                                                   Дело № 33-191/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     24 января 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Коровина А*** В*** на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 02 ноября 2016 года, по которому постановлено:

Исковые требования Коровина А*** В*** к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании решения от 24 декабря 2015 года об отказе в постановке на учёт нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учёт нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи один человек с 28 апреля 2014 года – оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Коровина А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России Мошкова А.Ю., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Коровин А.В. обратился в суд с иском к УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России о признании незаконным отказа в постановке на учёт для получения социальной выплаты для приобретения жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения социальной выплаты.

В обоснование иска указал, что проходил службу в ФСИН России с ***, уволился со службы по выслуге срока службы, дающего право на пенсию на основании пункта «в» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. На дату увольнения выслуга составляла 20 лет 02 месяца 06 дней.

28.04.2014 Коровин А.В. обратился в Территориальную подкомиссию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением ФСИН России от 24.12.2015 № *** в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты ему было отказано в связи с отсутствием условий предоставления указанной выплаты, предусмотренных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», поскольку истец проживает в качестве члена семьи собственника жилого помещения в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. В решении комиссии также указано на отсутствие обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013, а именно не представлены сведения о месте регистрации истца в период с 19.09.2008 по 28.12.2011. Решение ответчика считал незаконным.

В период рассмотрения заявления о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истец с 28.12.2011 был зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: г. У*** Данная квартира принадлежит на праве собственности брату истца - К*** С.В. Считал, что не являлся и не является членом семьи собственника квартиры К*** С.В., поскольку в указанную квартиру не вселялся и никогда не проживал, плату за жилое помещение и коммунальные услуги не вносил, какого-либо соглашения между ним и собственником о порядке пользования жилым помещением не заключалось. Данные обстоятельства подтверждаются решением Заволжского районного суда города Ульяновска от 14 марта 2016 года по гражданскому делу по иску К*** С.В. к Коровину А.В. о признании неприобретшим права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета, которым исковые требования К*** С.В. удовлетворены. В настоящее время он (Коровин А.В.) проживает в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: г. У***, и занимает комнату площадью 9 кв.м.

Просил признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 24 декабря 2015 года об отказе в постановке на учёт нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать поставить на учёт нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи один человек с 28 апреля 2014 года.

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Коровин А.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Кроме того указывает, что в период с 2009 по 2015 он состоял в гражданском браке с Р*** С.А. и проживал вместе с ней по адресу: г. У***, т.е. на момент подачи рапорта фактическое место его проживания не соответствовало месту его постоянной регистрации. Не учтено, что комиссия УФСИН России по Ульяновской области решила, что представленный им пакет документов соответствует перечню документов и может быть направлен в комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке его (истца) на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. По данному факту он обращался в территориальную комиссию УФСИН России по Ульяновской области, но его уверили, что никаких дополнительных документов больше представлять не надо. По мнению автора жалобы, ответчики целенаправленно ввели его в заблуждение, чтобы в последующем отказать ему в постановке на учет для получения социальной выплаты.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Частью 3 названной статьи установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:

1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации» (далее Правила).

Согласно пункту 3 Правил единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих Правил относятся Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная таможенная служба.

Пунктом 5 Правил установлен перечень документов, которые требуется предоставить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в целях подтверждения наличия соответствующих оснований для этого, среди которых указаны выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма) и др.

В силу пункта 7 Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.

Материалами дела установлено, что с *** по *** Коровин А.В. проходил службу в уголовно-исполнительной системе, в 2014 году - в должности *** его общая выслуга лет по состоянию на 17.04.2014 в календарном исчислении составила 20 лет 01 месяц 24 дня.

28.04.2014 Коровин А.В. обратился в подкомиссию по рассмотрению вопросов о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УФСИН России по Ульяновской области с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты.

08.10.2014 документы истца направлены в ФСИН России для принятия решения о постановке его на соответствующий учет.

24.12.2015 комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты, приняла решение об отказе в постановке Коровина А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Основанием для отказа в постановке Коровина А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения послужила обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 № 283-ФЗ, ст. 31 Жилищного кодекса РФ).

Как установлено судом, истец Коровин А.В., претендуя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, на момент рассмотрения комиссией ФСКН России (24.12.2015) его заявления о принятии на учет был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: г.У***, собственником которого является его брат К*** С.В. При этом собственник жилого помещения по указанному адресу не зарегистрирован.

В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а так же дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).

Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.

Из материалов дела следует, что Коровин А.В. на момент подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения и рассмотрения данного заявления комиссией ФСИН России был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: г.У***, как член семьи собственника жилого помещения, при этом на каждого члена семьи приходилось более 15 кв.м общей площади жилого помещения (33,01 кв.м).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у Коровина А.В. не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на основании ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных п. 2 ч. 3 данной нормы, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превысила 15 кв.м, в связи с чем истцу было правомерно отказано ФСИН России в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют требованиям действующего законодательства, основаны на оценке доказательств, которая дана в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ.

Ссылка истца в жалобе на то, что фактически он проживал с гражданской женой по другому адресу, не опровергает факт обеспеченности его жилой площадью и вселения его собственником К*** С.В.(братом) в жилое помещение в качестве члена семьи. При этом, как усматривается из материалов дела, документов, свидетельствующих о проживании Коровина А.В. по другому адресу, истец в комиссию ФСКН России не представлял, в связи с чем комиссия ФСКН России рассмотрела заявление истца о постановке на учет на основании имеющихся документов.

Довод жалобы истца о принятии у него подкомиссией УФСИН России по Ульяновской области полного пакета документов для рассмотрения вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения и неразъяснении ему необходимости представления документов по фактическому месту проживания неоснователен, поскольку перечень документов, которые требуется предоставить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в целях подтверждения наличия соответствующих оснований для этого, предусмотрен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, с которыми истец имел возможность ознакомиться до подачи им рапорта.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельной ссылку истца на решение районного суда от 14.03.2016, которым прекращено право пользования Коровина А.В. жилым помещением по адресу: г.У***, как на доказательство того, что последний не является членом семьи своего брата, не проживал по указанному адресу, поскольку на момент рассмотрения комиссией ФСКН России заявления Коровина А.В. право пользования жилым помещением по данному адресу утрачено истцом не было, названное решение суда вынесено после рассмотрения комиссией ФСКН России заявления истца о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты и не имело для разрешения настоящего спора правового значения.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение правильность принятого решения и не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми решение суда может быть отменено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 02 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Коровина А*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: