Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение жильем ребенка-сироту
Документ от 07.02.2017, опубликован на сайте 13.02.2017 под номером 64462, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Рыбалко В. И.                                                   Дело № 33-451/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              07 февраля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 ноября 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах Зерфиной М*** С*** удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, выразившееся в не обеспечении Зерфиной М*** С***, *** года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Зерфину М*** С***, *** года рождения,  благоустроенным жилым помещением специализированного  жилищного  фонда  по  договору найма специализированного жилого помещения на территории    муниципального образования   «город Ульяновск».

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В.,  мнение прокурора Колгановой Е.А.,  возражавшей против доводов жалобы, полагавшей решении суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах Зерфиной М.С., *** года рождения, обратился в суд с иском к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании бездействия незаконным, обеспечении специализированным жилым помещением.

В обоснование иска указано, что Зерфина М. С., *** года рождения, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет закрепленного жилого помещения.

Мать Зерфиной М.С. – З*** Н, В. признана недееспособной решением Засвияжского районного суда города  Ульяновска  от ***.1998, а отец Зерфиной                       М.С. – З*** С.И., лишенный родительских прав, умер ***.

Постановлением Главы администрации города  Ульяновска от ***1995 № *** над Зерфиной М.С. оформлена опека в лице ее бабушки М*** М.П., с которой она проживала по адресу: ***. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности З***  Н.В. и  М*** А.В.

Зерфина М.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. 

Просил признать незаконным бездействие Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, выразившееся в не обеспечении Зерфиной М.С., *** года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения;        обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Зерфину М.С. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного  фонда  по  договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истице первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые также подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 № 466-П Зерфина М.С. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере *** с приложением соответствующих документов

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Зерфина М***  С***, *** года рождения,  относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Родители истицы: мать – З*** Н.В. решением Заволжского районного  суда города Ульяновска от ***.1998 признана недееспособной,  отец З*** С.И. решением Засвияжского районного суда города Ульяновска от ***1998 лишен родительских прав в отношении  дочери М***, *** года рождения. *** З*** С.И. умер.    

***.1995 Зерфина М.С. органами опеки и попечительства была  поставлена на первичный учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Постановлением  Главы администрации Ленинского района города Ульяновска от ***1995 за № ***  опекуном несовершеннолетних Зерфиных, в том числе и М*** была назначена  М*** Н.П.

На основании распоряжения  Министерства образования Ульяновской области за № *** от ***2009  попечителем Зерфиной М.С. была назначена  З*** И.С.

Распоряжением Министерства образования Ульяновской области от ***.2010  Зерфина М.С. была поставлена на учет как не имеющая закрепленного жилого помещения.

***.2016  истица включена в Список детей-сирот с правом на предоставление жилого помещения в городе Ульяновске.     

По сведениям УОГУП БТИ и Управления Росреестра по Ульяновской области  Зерфина М.С. жилых помещений в собственности и по договору социального найма  не имеет.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Зерфина М.С. не обеспечена жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Ленинского района в интересах Зерфиной М.С. подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истица, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Право истицы на компенсацию расходов за поднаем жилья в размере 3000 руб. в месяц, не лишает его права на обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого помещения в установленном законом порядке.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Постановлением Правительства Ульяновской  области от 04.04.2016 № 7\141-П  «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 454-П» внесены в постановление  Правительства  Ульяновской области от 02.10.2013 № 454-П  «Об утверждении Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области» изменения: наименование после слов «о Министерстве» дополнено словом  «промышленности».

Таким образом, наименование надлежащего ответчика – Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

Согласно представленной копии паспорта  Зерфина М*** С*** *** года рождения. В резолютивной части решения год рождения истицы ошибочно указан – *** год.

В соответствии со ст.200 ГПК РФ судебная коллегия полагает необходимым исправить данную описку, указав верно в резолютивной части решения год рождения истицы 1993.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

Указать в решение наименование  ответчика – Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, в резолютивной части дату рождения Зерфиной М*** С*** – *** год.

 

Председательствующий

 

Судьи: