Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание нормативного правового акта
Документ от 15.12.2016, опубликован на сайте 25.01.2017 под номером 64164, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3а-26/2016

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

15 декабря  2016 года                                                                    город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Скале П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Старомайнского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области от 22 сентября 2015 года № 23-РСД «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области от 13 ноября 2014 года № 50-РСД»,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

13 ноября 2014 года Советом депутатов муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области принято решение № 50-РСД «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления, отраслевых (функциональных) органов Администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области» (далее по тексту – Положение о пенсионном обеспечении).

Частью 7 статьи 5 Положения о пенсионном обеспечении было предусмотрено, что размер среднемесячного заработка не может превышать 1,0 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области от 22 сентября 2015 года № 23-РСД в решение Совета депутатов от 13 ноября 2014 года № 50-РСД были внесены изменения, цифра «1,0» в части 7 статьи 5 Положения о пенсионном обеспечении заменена на цифру «0,1».

Прокурор Старомайнского района Ульяновской области обратился в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия решения Совета депутатов МО «Старомайнский район» от 22 сентября 2015 года № 23-РСД, ссылаясь на то, что оно  не соответствует положениям статьи 5, пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и нарушает права муниципальных служащих на пенсионное обеспечение.

В судебном заседании помощник прокурора Старомайнского района Ульяновской области Королев А.А. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель ответчиков Совета депутатов МО «Старомайнский район», Администрации МО «Старомайнский район» Чуваева Л.М.,  действующая на основании доверенностей, полагала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется  за счет собственных доходов  муниципального образования, то орган законодательной власти с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты пенсии муниципальным служащим. Муниципальное образование «Старомайнский район» является дотационным и относится к муниципальным образованиям Ульяновской области, в бюджетах которых  доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составила свыше 50%. Ранее установленный решением Совета депутатов коэффициент 1,0 привел к росту задолженности местного бюджета. Снижение оспариваемым нормативным правовым актом максимального размера пенсионной выплаты вызвано объективной необходимостью.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Решением Совета депутатов МО «Старомайнский район» от 13 ноября 2014 года № 50-РСД утверждено Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления, отраслевых (функциональных) органов Администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области».

Решение Совета депутатов от 13 ноября 2014 года № 50-РСД официально опубликовано газете «Муниципальный вестник Заволжья» №193 (1720) от 25 ноября 2014 года.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области от 22 сентября 2015 года № 23-РСД в решение Совета депутатов от 13 ноября 2014 года № 50-РСД были внесены изменения.

Решение Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области от 22 сентября 2015 года № 23-РСД «О внесении изменения в решение Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» от 13 ноября 2014 года № 50-РСД» официально опубликовано в газете «Старомайнские известия» № 41 от 08 октября 2015 года.

Частью 7 статьи 5 Положения о пенсионном обеспечении (в редакции, принятой решением Совета депутатов от 13 ноября 2014 года № 50-РСД) было предусмотрено, что размер среднемесячного заработка не может превышать 1,0 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в расчетном периоде, либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решением Совета депутатов от 22 сентября 2015 года № 23-РСД в решение Совета депутатов от 13 ноября 2014 года № 50-РСД были внесены изменения, цифра «1,0» в части 7 статьи 5 Положения о пенсионном обеспечении была заменена на цифру «0,1».

Согласно статье 24 Устава муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» от 21 ноября 2006 года № 078-РСД, Совет депутатов муниципального образования «Старомайнский район» состоит из 16 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами Ульяновской области.

Совет депутатов муниципального образования «Старомайнский район» является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей депутатов от установленной численности.

Заседание Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят на заседании Совета депутатов 22 сентября 2015 года. Состав Совета на момент принятия решения состоял из 14 депутатов, на заседании присутствовало 12 депутатов, решение принято большинством голосов.

Согласно части 1 статьи 43 Устава муниципального образования «Старомайнский район», официальным опубликованием муниципального правового акта муниципального образования «Старомайнский район» считается первая публикация его полного текста в периодических печатных изданиях: страницы тематического выпуска «Ленинская искра» (Старомайнский район), которые являются составной частью «Народной газеты», «Муниципальный вестник Заволжья», газета «Старомайнские известия».

Таким образом, принятие оспариваемого нормативного правового акта компетентным нормотворческим органом, с соблюдением процедуры его принятия и опубликования подтверждается материалами дела. Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года          № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно статье 42 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон о муниципальной службе) правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 11 Закона о муниципальной службе муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 24 Закона о муниципальной службе).

В силу части 2 статьи 24 Закона о муниципальной службе определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Тем самым федеральный законодатель в общем виде определил границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года         № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных гражданских служащих Ульяновской области, а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определение ее размера урегулированы Законом Ульяновской области от 09 ноября 2010 года № 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области».

Согласно статье 8 указанного Закона Ульяновской области финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Ульяновской области от 09 ноября 2010 года № 19-ЗО пенсия за выслугу лет назначается в размере 45 процентов среднемесячного заработка гражданского служащего.

Размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного гражданскому служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 5 Закона).

Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента указанной в части 1 настоящей статьи величины за каждый полный год стажа гражданской службы, превышающего 15 лет, но не более чем до 75 процентов (часть 8 статьи 5 Закона).

Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Ульяновской области установлено Законом Ульяновской области от 07 ноября 2007 года № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области».

Закон Ульяновской области от 07 ноября 2007 года № 163-ЗО определяет особенности муниципальной службы в пределах, установленных Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», иными федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно части 4 статьи 35 Устава муниципального образования «Старомайнский район» муниципальный служащий - гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами муниципального образования «Старомайнский район» в соответствии с федеральными законами и законами Ульяновской области, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.

Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих Старомайнского района Ульяновской области по своим основным параметрам являются сходными (но не тождественными, а определенными с учетом возможностей местного бюджета) с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации - Ульяновской области.

Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе определение с учетом бюджетных возможностей органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера, отличное от правил пенсионного обеспечения государственных служащих, установленных областным законодательством, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих Старомайнского района Ульяновской области по сравнению с государственными гражданскими служащими Ульяновской области.

Обязанность муниципальных образований устанавливать максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципальным служащим на уровне максимального размера пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего действующим законодательством не предусмотрена.

В силу вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, оспариваемое решение Совета депутатов не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушена, в связи с чем суд находит заявленные административным истцом требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, которым в силу положений статьи 43 Устава МО «Старомайнский район» является газета «Старомайнские известия».

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Старомайнского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области от 22 сентября 2015 года № 23-РСД «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области от 13 ноября 2014 года № 50-РСД» отказать.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в официальном издании органов местного самоуправления муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области – в газете «Старомайнские известия».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                       Н.А. Пулькина