Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О восстановлении в очереди на жилье
Документ от 17.01.2017, опубликован на сайте 23.01.2017 под номером 64021, 2-я гражданская, о восстановлении в очереди нуждающихся в получении жилых помещений, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                  Дело № 33-270/2017(33-6425/2016)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               17 января 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Штукатурове  С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Титова К*** А*** – Мурсеевой С*** Е*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 октября 2016 года, по которому постановлено:

в удовлетворении  исковых требований  Титова К***  А*** к  ФГКУ «Центррегионжилье», ФГКУ «Центральное  управление   жилищного обеспечения»  Министерства обороны  Российской Федерации, Департаменту   жилищного обеспечения  Министерства обороны  Российской Федерации о восстановлении в  очереди  нуждающихся  на получение   жилья отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения представителя ФГКУ «Центррегионжилье» Фроловой О.С. ,  полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Титов К. А. обратился в суд с иском к  федеральному государственному казенному учреждению «Центррегионжилье» (далее - ФГКУ «Центррегионжилье»), федеральному государственному казенному учреждению «Центральное  управление   жилищного обеспечения»  Министерства обороны  Российской Федерации (далее – ФГКУ «ЦУЖО» МО РФ), Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – ДЖО МО РФ) о восстановлении в  очереди  нуждающихся  на получение   жилья. В обоснование иска указал, что с 2001 года проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. 25 марта 201З года уволен в запас в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и ст.34 Положения о прохождении военной службы в связи с организационно-штатным мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 ст.51 названного Федерального закона). На момент увольнения в запас его выслуга в Вооруженных Силах в календарном исчислении составляла 13 лет. Согласно справке формы №8 на дату увольнения из Вооруженных Сил он с семьей - супругой Т*** С.Ю. и сыном Т*** М.К. был зарегистрирован и проживал в жилом доме, принадлежащем на праве собственности его старшему сыну - Т*** Д.К. Согласно выписке из приказа № *** от 01 марта 2013 года на дату увольнения он не обеспечен жилым помещением по установленным нормам жилищного законодательства, изъявил желание уволиться из Вооруженных Сил с сохранением его в списках очередников на обеспечение жильем. Войсковая часть № *** ***, где он проходил службу, расформирована. Кроме того, ему  стало известно, что в Едином реестре жилья военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации он не состоит. Субсидией, государственным жилищным сертификатом и безвозмездной финансовой помощью на строительство и приобретение жилья не обеспечивался. Он и члены его семьи жилых помещений на праве собственности либо по договору социального найма не имеют. В период прохождения военной службы за год до увольнения он предоставлял в порядке подчиненности документы для постановки его на учет нуждающихся в получении жилых помещений и заявление о включении его в список очередников. Отказа в постановке на учет он не получал. Считал, что невключение его в период прохождения военной службы в список военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, является незаконным. Просил восстановить его с составом семьи три человека в очереди нуждающихся в получении жилых помещений с 02 февраля 2013 года.

Суд привлек к участию в деле федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области» и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Титова К. А. – Мурсеева С.Е. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и принять новое решение. При этом указывает, что необращение истца с соответствующим заявлением о постановке на учет в уполномоченный орган – ФГКУ «Центррегионжилье» не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку в период прохождения военной службы Титов К.А. выполнил все действия для признания его нуждающимся в жилье, представил необходимые для этого документы. Считает, что судом не дана надлежащая оценка рапорту, поданному им 02 февраля 2013 года на имя командира в/ч ***, о том, что он (истец) жильем не обеспечен, желает уволиться с военной службы с оставлением в списках очередников, а также выписке из приказа Министерства обороны Российской Федерации № *** от 01 марта 2013 года. По мнению автора жалобы, данные документы подтверждают, что в период военной службы он состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях.

В возражениях на апелляционную жалобу ФГКУ «Центррегионжилье», считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу представителя Титова К. А. – Мурсеевой С.Е. – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие истца и его представителя, представителей ФГКУ «Центральное  управление   жилищного обеспечения»  Министерства обороны  Российской Федерации, Департамента   жилищного обеспечения  Министерства обороны  Российской Федерации, федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области», извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 13 декабря 2001 года Титов К.А. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, последняя занимаемая должность – в*** войсковой части ***.

02 февраля 2013 года Титов К.А. обратился к командиру войсковой части с рапортом о досрочном увольнении с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий на основании п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ).

В этом же рапорте истец указал о том, что не обеспечен жильем по нормам жилищного законодательства, в связи с чем просил сохранить его в списках очередников.

Приказом Министра обороны Российской Федерации № *** от 01 марта 2013 года Титов К.А. с 25 марта 2013 года уволен с военной службы в зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона № 53-ФЗ).

Как указано в данном приказе, на момент увольнения выслуга лет Титова К.А. в календарном исчислении составляет 13 лет; жилым помещением по установленным нормам жилищного законодательства он не обеспечен, изъявил желание уволиться из Вооруженных Сил Российской Федерации с оставлением в списках очередников на обеспечение жилой площадью.

Вместе с тем, в Едином реестре жилья военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации Титов К.А., не значится.

Полагая, что незаконно не был включен в Единый реестр жилья военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, Титов К.А. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд правильно определил характер взаимоотношений сторон и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона № 53-ФЗ военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 76-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями.

Статья 15 Федерального закона № 76-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент увольнения Титова К.А. из Вооруженных Сил Российской Федерации, предусматривала, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и Правила предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно (далее – Правила признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и Правила предоставления военнослужащим жилых помещений соответственно).

Как указано в п. 1 Правил признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В силу п. 2 тех же Правил в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.

Для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации, к которому прилагается пакет документов (п. 3).

В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил (п. 5).

В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

Датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 3 Правил, и представленных документов (п. 9).

Военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 (п. 11).

Порядок учета военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, определен соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1054.

В соответствии с п. 6 Правил от 06 сентября 1998 года нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются в том числе граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Пунктом 7 Правил от 06 сентября 1998 года определены основания признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий. Таковыми, в частности, являются: отсутствие жилой площади (п.п. «а»); наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.п. «б»).

Согласно п.  9 Правил от 06 сентября 1998 года военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

На момент увольнения Титова К.А. из Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года № 1455 уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований названного выше постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 являлся Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

Пунктом 3 приказа Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года № 1455 на специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации было возложено осуществление следующих функций:

- прием заявлений от военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, для признания их нуждающимися в жилых помещениях;

- признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденными постановлением, а также пунктами 3 - 6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1280;

- снятие военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в ходе судебного разбирательства Титовым К.А. не было представлено доказательств, подтверждающих как факт его обращения к уполномоченному органу для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так и саму постановку на такой учет, а также наличие предусмотренных для этого оснований.

Из материалов дела следует, что на момент увольнения Титова К.А. из Вооруженных Сил Российской Федерации с членами семьи был зарегистрирован и проживал по адресу: У***, общей площадью 70,63 кв.м.

По указанному адресу истец и его супруга зарегистрированы с 15 июня 1994 года, сыновья истца Д***, *** года рождения, - с 03 ноября 2003 года, М***, *** года рождения, - с 12 августа 2003 года.

Собственником данного дома на основании договора дарения от 14 января 2010 года является сын истца – Т*** Д.К. До этого жилой дом принадлежал на праве собственности самому истцу.

С учетом указанных обстоятельств является правильным вывод суда о том, что на момент увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации у Титова К.А. отсутствовали основания для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье, поскольку он, являясь членом семьи  собственника жилого помещения (сына Д***), был обеспечен на каждого члена семьи учетной нормой жилья 12 кв.м (70,63 кв.м/4).

Таким образом, поскольку суду не было представлено достоверных доказательств постановки и снятия Титова К.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о восстановлении семьи Титова К.А. в очереди на получение жилья.

Само по себе указание в личном рапорте истца и приказе об увольнении со службы просьбы Титова К.А. об оставлении его в списках очередников, нуждающихся в жилье, не может служить основанием для удовлетворения иска.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 октября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Титова К*** А*** – Мурсеевой С*** Е*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи