Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О внеочередном предоставлении жилья
Документ от 10.01.2017, опубликован на сайте 23.01.2017 под номером 63966, 2-я гражданская, о признании права на внеочередное улучшение жилищных условий, возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                Дело № 33-32/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              10 января 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Степановой Л*** М*** действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней С*** С*** Ю*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 07 октября 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Степановой Л*** М***, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней С*** С*** Ю***, к Администрации города Ульяновска о признании решения незаконным, признании права на внеочередное улучшение жилищных условий, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма в во внеочередном порядке, - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя Степановой Л.М. Егуновой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Степанова Л.М., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери С*** С.Ю. обратилась в суд с  иском к Администрации города Ульяновска о признании решения незаконным, признании права на внеочередное улучшение жилищных условий, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма  во внеочередном порядке.

В обоснование иска указала, что в июне 2016 года она обратилась с заявлением к ответчику о внеочередном улучшении жилищных условий. Ответчиком было отказано ей в праве на внеочередное предоставление жилой площади по договору социального найма, со ссылкой на то что, внеочередное предоставление жилого помещения предусмотрено гражданам, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, при условии проживания граждан в квартире, занятой несколькими семьями. По мнению ответчика, возможно вне очереди предоставить жилую площадь только гражданам, проживающих в квартирах коммунального типа.

Отказ ответчика считала незаконным. Полагала, что за ней и ее дочерью возможно в судебном порядке признать право на получение жилого помещения во внеочередном порядке, поскольку ее малолетняя дочь С*** С. Ю., *** года рождения, является ***, страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378.

Истица с дочерью, родителями, сестрой и ее мужем проживают в двухкомнатной квартире общей площадью 48,71 кв. м. по адресу: г. Ульяновск, ул. П***. Собственниками данной квартиры являются ее родители и сестра Г*** Н. М. Фактически в данной квартире проживают три семьи: она с дочерью, ее родители и сестра с мужем.

Просила признать незаконным решение Комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 28.07.2016; признать за ней и ее малолетней дочерью С*** С. Ю., *** года рождения, право на внеочередное улучшение жилищных условий; возложить на Администрацию города Ульяновска обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе  Степанова Л.М., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери С*** С.Ю. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что вывод суда о том, что она с дочерью  были зарегистрированы в  занимаемом жилом помещении в качестве членов семьи собственника, а потому в данной квартире проживает одна семьи, является необоснованным. Так,  собственники жилого помещения дали свое согласие на проживание ее и  дочки лишь только для того, что бы они (Степанова Л.М. и С*** С.Ю.) не остались без регистрации и имели возможность получать социальную помощь. При этом членами одной семьи с родителями и сестрой истицы  не являются, общего хозяйства не ведут.

Дело рассмотрено в отсутствие  истицы Степановой Л.М., представителя ответчика администрации города Ульяновска, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, Степанова Л.М. является матерью малолетней С*** С.Ю., *** года рождения, являющейся ребенком-инвалидом. Согласно представленной справки С*** С.Ю. состоит на диспансерном учете с диагнозом *** Указанное заболевание входит в   Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.

Как следует из представленной справки формы 8 Степанова Л.М. и ее дочь С*** С*** с 29.04.2016 зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире общей площадью 48,71 кв.м. по адресу г.Ульяновск  ул.П***

Указанная квартира принадлежит родителям и сестре истицы - Г*** М.С., В.М., Н.М.   на праве общей долевой собственности, которые также проживают в данном жилом помещении. Истица и ее дочь были вселены в данную квартиру в качестве членов семьи собственников.

Квартира является двух комнатной, определить порядок пользования  квартирой с заключением договора социального найма с каждым из совершеннолетних лиц, совместно проживающих с истицей, невозможно, поскольку  предметом договора социального найма  может являться отдельное жилое помещение.

Исходя из этого, доводы представителя истицы  в части того, что в указанном жилом помещении проживают три семьи и квартира фактически является коммунальной несостоятельны.

В июне 2016 года Степанова Л.М. обратилась в администрации города Ульяновска с заявлением  о внеочередном улучшении жилищных условий в связи с хроническим заболеванием ее дочери.

Решением Комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 28.07.2016 (протокол № ***)  Степановой Л.М. было отказано в праве на внеочередное предоставление жилой площади по договору социального найма. Основанием к отказу явилось проживание истицы и ее дочери в жилом помещении, не являющемся коммунальной квартирой (занятой одной семьей), а также то, что Степановы не являются малоимущими, поскольку среднедушевой доход семьи истицы превышает величину 1,3 прожиточного минимума.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма. 

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации. 

Сторонами не оспаривался тот факт, что дочь истицы С*** С***, *** года рождения, страдает  тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от  16 июня 2006 № 378, а также имеет право на дополнительную жилую площадь.

В качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ни истица, ни ее дочь  на учете не состоят. Впервые с заявлением о внеочередном  улучшении жилищных условий Степанова Л.М.  обратилась в отдел по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска только июне 2016 года, однако  ей в этом было отказано, т.к. она и ее дочь  не являются малоимущими, нуждающимся в улучшении жилищных условий, проживают не в коммунальной квартире. 

Таким образом, по общим правилам Жилищного кодекса Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и для получения жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке гражданин должен быть признан в установленном порядке малоимущим либо быть отнесенным к иной определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан (часть 2 ст. 49 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 17 Закона «О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч.3).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, и Федеральный закон, действующие на момент обращения Степановой Л.М. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, то право Степановой С.Ю. на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания нуждающимся в жилом помещении и малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Поскольку  Степановы Л.М. и *** малоимущими в установленном законом порядке не признаны, хотя и обеспечены жилой площадью  менее учетной нормы, однако проживают в жилом помещении совместно с близкими родственниками – родителями и сестрой истицы, суд правомерно пришел к выводу об отсутствии у Степановой Л.М. и ее малолетней дочери  права на внеочередное  улучшение жилищных условий, и, соответственно,  правовых оснований для возложения на администрацию города Ульяновска обязанности по обеспечению Степановых  во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма, признав решение Комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска  от 28.07.2016 законным и обоснованным.

Доводы  истицы, ее представителя фактически  сводятся к иной оценке доказательств и неверному толкованию закона в части того, что  само по себе  наличие у ребенка истицы  тяжелого хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в  квартире, занятой несколькими семьями дает ей безусловное право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда города Ульяновска от 07 октября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Степановой Л*** М***, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней С*** С*** Ю*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: