Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Принятие мер дисциплинарного характера за совершение коррупционного правонарушения
Документ от 20.12.2016, опубликован на сайте 26.12.2016 под номером 63728, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия по непринятию мер по противодействию коррупции и урегулированию конфликта интересов, допущенного главой администрации МО «Безводовское сельское поселение» Зиньковой Ириной Юрьевной и возложении обязанности расторгнуть с ней контракт о назначении на должность, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Костычева Л.И.                                                 Дело № 33-5731/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              20 декабря 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Главы муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области Зонтовой Н*** Б*** и Зиньковой И*** Ю*** на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 12 сентября 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Кузоватовского района Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования «Безводовское сельское поселение», в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Главе муниципального образования Безводовское сельское поселение Зонтовой Н*** Б***, Совету депутатов муниципального образования «Безводовское сельское поселение», администрации муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Главы муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Зонтовой Н*** Б***, в части не принятия мер по противодействию коррупции и урегулированию конфликта интересов, допущенного Главой администрации муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Зиньковой И*** Ю***.

Возложить на Главу муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Зонтову Н*** Б*** обязанность расторгнуть контракт с Зиньковой И*** Ю*** о назначении на должность главы администрации муниципального образования «Безводовское сельское поселение», допустившей нарушение закона и не принявшей мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов,  в связи с утратой доверия.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя третьего лица  Зиньковой И.Ю. Егорочкина А.Л., представителя Муниципального образования Безводовское сельское поселение Кузоватовского района Ульяновской области  Дудочкиной С.Ф., поддержавших доводы апелляционных жалоб Главы муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области Зонтовой Н.Б. и Зиньковой И.Ю., мнение прокурора Сальникова А.А.,  возражавшего против доводов жалоб, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Кузоватовского района Ульяновской области, действуя в защиту интересов Российской Федерации, Муниципального образования «Безводовское сельское поселение», неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском  к Главе  муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Зонтовой Н.Б., Совету депутатов муниципального образования «Безводовское сельское поселение», Администрации МО «Безводовское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по противодействию коррупции и урегулированию конфликта интересов, допущенного главой администрации МО «Безводовское сельское поселение» Зиньковой И.Ю. и возложении обязанности расторгнуть с ней контракт о назначении на должность муниципальной службы.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Глава администрации муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Зинькова И.Ю., являясь супругой *** ***., не уведомив в письменной форме своего непосредственного руководителя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов и, не приняв меры по предотвращению подобного конфликта, будучи прямо заинтересованной в положительном решении вопроса о предоставлении земельных участков *** 04.03.2015 заключила договор аренды земельных участков из категории – земли сельскохозяйственного назначения, площадью *** кв.м. с *** ***.  Кроме того, 22.12.2015, находясь в отпуске, вынесла постановление № *** от 22.12.2015  о передаче в собственность земельных участков *** *** на основании которого впоследствии и.о.главы администрации Г*** А.М. был заключен договор купли-продажи 6 земельных участков.

В целях устранения указанных нарушений закона, прокуратурой  Кузоватовского района 22.03.2016 было внесено представление Главе муниципального образования «Безводовское сельское поселение» о принятии мер по урегулированию конфликта интересов, возникшего у муниципального служащего – главы администрации МО «Безводовское сельское поселение» Зиньковой И.Ю. и принятии мер по расторжению с ней контракта.

По результатам рассмотрения представления, 26.04.2016 в прокуратуру поступил ответ об отсутствие коррупционных проявлений в действиях Зиньковой И.Ю. и принятии ею мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Злоупотребления полномочиями не выявлено.

Также была направлена информация в адрес Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации МО «Безводовское сельское поселение». Комиссия на заседании 31.03.2016  пришла к выводу со ссылкой на решение комиссии от 03.03.2015, что Зиньковой И.Ю. были приняты все меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов,  что не соответствует действительности, так как указанное решение было принято позже, уже после заключения сделки.

Просил признать незаконным бездействия в части не принятия мер по противодействию коррупции и урегулированию конфликта интересов,  обязать Главу муниципального образования «Безводовского сельского поселения и Совет депутатов устранить нарушения требований законодательства о противодействии коррупции – расторгнуть контракт с главой администрации МО «Безводовское сельское поселение» Зиньковой И.Ю. о назначении на должность главы администрации муниципального образования «Безводовское сельское поселение», допустившей нарушение закона и не принявшей мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов,  в связи с утратой доверия.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Глава муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области Зонтова Н.Б. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное  и принять новое решение. При этом указывает, что суд неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не исследовал все доказательства по делу. Считает, что суд неверно определил срок, с которого должна исчисляться давность привлечения к дисциплинарной ответственности и соответственно необоснованно применил ст.27.1 Федерального закона                             «О муниципальной службе  в Российской Федерации». Полагает, что не был доказан факт наличие конфликта интересов, не указано в чем выражается выгода и личная заинтересованность, противоправное виновное неисполнение служебных обязанностей. По мнению автора жалобы, суд, признавая действия Главы муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области Зонтовой Н.Б. незаконными, фактически высказывает не согласие с принятым представителем нанимателя решением, что не соответствует требованиям Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2. Необоснованным находит вывод суда о том, что Зинькова И.Ю., возложив исполнение обязанностей Главы администрации МО «Безводовское сельское поселение» на Г*** А.М. на период с 21.12.2015 по 25.12.2015, неправомерно сама лично издала постановление № *** от 22.12.2015 о передаче в собственность 6 земельных участков *** ***., допустив конфликт интересов, поскольку в данном случае  Глава администрации действовала в рамках своих полномочий и норм, установленных нормами действующего законодательства. Кроме того, не учтено, что постановление органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность за плату не является основанием возникновения права в силу ст. 39.1 Земельного кодекса РФ.  Считает, что суд необоснованно не применил по данному делу срок давности привлечения ее к дисциплинарной ответственности.  Также, по мнению Зонтовой Н.Б., суд в нарушение норм процессуального права, рассмотрел данное дело по правилам  глав 23-26.2 ГПК РФ, которые утратили силу с 15.09.2015 в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ

 

В апелляционной жалобе Зинькова И.Ю. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При этом указывает, что суд в нарушение действующего законодательства, рассмотрел дело по правилам гражданского судопроизводства. Необоснованно судом не применен и срок исковой давности по данному делу. Считает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие конфликта интересов и нарушение ею законодательства. Полагает, что  никакого вреда ее действиями МО «Безводовское сельское поселение» не причинено, а имело место материальная выгода бюджета.  Не представлены в материалы дела и доказательства  того, что земли были выкуплены по заниженной стоимости. Судом не учтено, что Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации МО «Безводовское сельское поселение» одобрила сделку по передаче в аренду земельного участка *** Кроме того обращает внимание на то, что в протоколе вышеуказанной комиссии была допущена техническая ошибка в части его оформления, а именно в неправильно указана дата заседания, вместо 03.03.2016 неверно указано 09.03.2016.

Дело рассмотрено в отсутствие  представителей ответчиков  Главы  Муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области Зонтовой Н.Б.,  Совета депутатов муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области, Администрации муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области, третьего лица Зиньковой И.Ю.,  извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Федеральным  законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрацию наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и переданных органам местного самоуправления федеральными законами  и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 37 данного  закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает правами юридического лица, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Главой местной администрации, осуществляющим на принципах единоначалия руководство местной администрацией - исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяемым уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - может являться, в частности, лицо, назначаемое на данную должность по контракту, заключаемому главой муниципального образования по результатам конкурса на ее замещение на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации, но не менее чем на два года.

Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования (ч.6.1).

Из материалов дела следует, что решением Совета Депутатов МО «Безводовское сельское поселение» №*** от ***2014 на должность Главы администрации МО Безводовское сельское поселение назначена Зинькова И.Ю. и рекомендовано Главе МО «Безводовское сельское поселение»  Зонтовой Н.Б. заключить контракт с Главой администрации МО «Безводовское сельское поселение».

11.06.2014  Главой МО «Безводовское сельское поселение» Зонтовой Н.Б.  заключен  контракт с Зиньковой И.Ю. на срок полномочий Совета депутатов МО «Безводовское сельское поселение» с началом исполнения обязанностей с 11.06.2014.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе» муниципальный служащий обязан в том числе:  соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;  соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;  уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Зинькова И.Ю. и  *** М.А!%., ***, состоят в зарегистрированном браке.

02.03.2015 в администрацию поселения обратился глава *** *** М.Ю.!% с заявлением о предоставлении ему в аренду земельных участков площадью *** га из земель сельскохозяйственного назначения земли СПК «Безводовский» кадастровый номер ***, используемых им для ведения сельскохозяйственного производства с последующей продажей.

02.03.2015 Зинькова И.Ю. обратилась в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования Безводовское сельское поселение Ульяновской области и урегулированию конфликта интересов с просьбой рассмотреть возможность заключения сделки между МО «Безводовское сельское поселение» и *** *** М.А.!% в виде договора аренды земельного участка.

Деятельность Комиссии по состоянию на 02.03.2015 регулировалась решением Совета депутатов МО «Безводовское сельское поселение» 25.08.2014 № 13\63 «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению  требований к служебному  поведению муниципальных служащих администрации МО «Безводовское сельское поселение» Ульяновской области и урегулированию конфликта интересов».

Согласно абз.3 п.п. «а» п.13 Положения  основанием  для проведения комиссии, наряду с другими, также является несоблюдение муниципальным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

Пунктом 3.13 Положения предусмотрено, что по итогам рассмотрения вопросов, указанных в абз.3 п.п. «а» п.13 Положения комиссия принимает одно из следующих решений: а) установить, что муниципальный служащий соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов; б) установить, что муниципальный служащий не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю органа местного самоуправления указать муниципальному служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к муниципальному служащему конкретную меру ответственности. 

По итогам рассмотрения данного заявления, решением комиссии от 09.03.2015 было постановлено одобрить сделку между МО «Безводовское сельское поселение» и *** З*** М.А.!% в виде договора аренды земельного участка для расширения посевных площадей.

Таким образом, по заявлению Зиньковой И.Ю.  комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования Безводовское сельское поселение Ульяновской области было принято решение не входящее в ее полномочия.

04.03.2015 между МУ Администрация МО «Безводовское сельское поселение» в лице главы администрации Зиньковой И.Ю. и *** *** М.А.!% был заключен договор аренды земельных участков из категории – земли сельскохозяйственного назначения, площадью *** кв.м. с кадастровым номером ***, расположенных по адресу: Ульяновская область К*** разрешенное использование – для ведения сельскохозяйственного производства сроком на 11 месяцев.

Доказательств того, что Зинькова И.Ю. до заключения вышеуказанного договора обращалась к Главе МО «Безводовское сельское поселение» Зонтовой Н.Б., как это предусмотрено законодательством, с заявлением о возможном конфликте интересов при исполнении служебных обязанностей (рассмотрении заявления *** ***!инькова!*** о предоставлении ему в аренду земельного участка) суду не представлено.

21.12.2015 распоряжением  главы администрации  МО «Безводовское сельское поселение» Зиньковой  И.Ю. за № ***  исполнение обязанностей главы администрации с 21.12.2015 по 25.12.2015 были возложены на г***  Г*** А.М!%.

22.12.2015  Зиньковой И.Ю. было подписано  постановление администрации МО «Безводовское сельское поселение»   за № *** о передаче в собственность  *** *** М.А!%.  шести земельных участков  земель сельскохозяйственного назначения.

На основании данного постановления  23.12.2015 администрацией поселения в лице исполняющего обязанности главы администрации поселения Г*** А.М. был заключен  договор купли-продажи указанных земельных участков с *** *** М.А!%.

Таким образом, в период своего отсутствия глава администрации поселения Зинькова И.Ю. подписала постановление о передаче в собственность земельных участков сельхозназначения своему супругу  *** М.А!%., не уведомив при этом в письменной форме  представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не приняла меры по предотвращению подобного конфликта.

Верно установив юридически значимые обстоятельства и дав правильную правовую оценку представленным  сторонами доказательствам в их совокупности, правильно применив закон, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Зинькова И.Ю., заключив 04.03.2015 от имени администрации поселения договор аренды земельного участка общей площадью *** кв.м. с мужем *** М.А!%., а в последующем  подписав постановление  администрации МО «Безводовское сельское поселение», которым указанный земельный участок был передан в собственность *** М.А!%., допустила конфликт интересов.

Доводы апелляционных жалоб в части того, что у Зиньковой И.Ю. отсутствовал конфликт интересов являются несостоятельными, поскольку в силу части 2  статьи 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в российской Федерации» и исходя из части 2 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» под личной заинтересованностью  на муниципальной службе понимается возможность получения в том числе состоящими с муниципальным служащим в близком родстве или свойстве лицами доходов виде денег, иного имущества, имущественных прав.

Поскольку в результате подписания  Зиньковой И.Ю. договора аренды земельного участка, а в последующем издания постановления о предоставлении  земельных участков в собственность ее супруг *** приобрел права владения, собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы (ст.14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в российской Федерации»).

Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: 1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; 2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; 3) объяснений муниципального служащего; 4) иных материалов.

В целях устранения выявленных нарушений антикоррупционного законодательства  прокурором Кузоватовского района Ульяновской области 22.03.2016 в адрес Главы администрации муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Зонтовой Н.Б. было внесено представление о принятии мер к увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия главы администрации МО «Безводовское сельское поселение» Зиньковой И.Ю.

26.04.2016  в прокуратуру  района от Главы муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Зонтовой Н.Б. поступил ответ на представление прокурора. В ответе было указано, что по результатам  рассмотрения представления  Советом депутатов МО «Безводовское сельское поселение»  злоупотребления служебными полномочиями со стороны Зиньковой И.Ю., а также в ее действиях нарушений антикоррупционного законодательства не выявлено, а потому оснований для привлечения ее к дисциплинарной ответственности не имеется.

31.03.2016 информация о непринятии главой администрации  поселения Зиньковой  И.Ю. мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов была рассмотрена на заседании Комиссии, которая также пришла к выводу, что Зиньковой И.Ю. были приняты все меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Поскольку в ходе проведения прокурорской проверки было установлено и подтверждено в судебном заседании, тот факт, что в действиях Зиньковой И.Ю. наличествует факт коррупционного правонарушения, о котором  было известно Главе Муниципального образования  «Безводовское сельское поселение» Зонтовой Н.Б., однако никаких мер дисциплинарного воздействий к Зиньковой И.Ю. ею применено не было, суд правомерно  признал незаконным бездействия Главы  Муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Зонтовой Н.Б. в части не принятия мер по противодействию коррупции и урегулированию конфликта интересов, допущенного Главой  администрации МО «Безводовское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области Зиньковой И.Ю., удовлетворив исковые требования прокурора в данной части.  

Поскольку Совет депутатов муниципального образования «Безводовское сельское поселение», администрация МО «Безводовское сельское поселение» не обладают правом привлечения к дисциплинарной ответственности  главу администрации МО «Безводовское сельское поселение» суд правильно отказал в удовлетворении исковых требований, заявленных к данным ответчикам.

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора в части признания  незаконным решения  Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации МО «Безводовское сельское поселение» суд правомерно исходил из того, что  решение Комиссии от 31.03.2016  не противоречит требованиям п. 19.1 Положения, не содержит в себе властного волеизъявления, носит рекомендательный характер для руководителя муниципального  органа, а потому не может быть предметом судебного обжалования.

Решение суда в данной части не оспаривается.        

В соответствии со ст.27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

Предусматривая повышенную ответственность за совершение  коррупционного правонарушения – непринятие мер к исключению конфликта интересов, законодатель преследовал цель исключить случаи использования муниципальным служащим своего служебного положения в  личных целях.

Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются в порядке и сроки, которые установлены настоящим  Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ст.8.2.1 Закона Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области»  взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», применяются не позднее одного месяца со дня поступления в соответствующий орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности муниципального служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения. ( в редакции Закона  Ульяновской области № 656 от 31.05.2016).

Учитывая то, что за совершение коррупционного правонарушения – непринятие мер к исключению конфликта интересов, законом прямо предусмотрена дисциплинарная ответственность в виде увольнения за утрату доверия, а также сроки внесения  прокурором представления об устранении нарушений закона (22.03.2016), проведения проверки (31.03.2016 заседание комиссии, 26.04.2016 ответ на представление)  и обращения в суд с настоящим иском (12.07.2016), требования прокурора о возложении на Главу администрации МО «Безводовское сельское поселение» расторгнуть трудовой договор с Зиньковой И.Ю., в связи с утратой доверия, правильно были признаны судом обоснованными и  подлежащими  удовлетворению.

Доводы апелляционных жалоб в части того, что в удовлетворении  исковых требований прокурора  надлежало отказать в связи с пропуском им срока как для привлечения Зиньковой И.Ю. к дисциплинарной ответственности, так и срока на обращение в суд с настоящими требованиями являются несостоятельными и основаны на неправильном толковании закона.

Так, вышеприведенные сроки привлечения  муниципального служащего к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения установлена законодателем для работодателя и их исчисление производится с момента когда работодателю поступила информация о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения.

Прокурор, получив ответ на внесенное представление, обратился в суд с настоящим иском в пределах шестимесячного срока.

Таким образом,  обращения прокурора с представлением о  применении  мер дисциплинарной   ответственности к Зиньковой И.Ю. за совершенное коррупционное правонарушение, а после получения  отказа в удовлетворении представления, с исковым заявлением в суд  имели место в пределах установленного вышеприведенными нормами закона срок. При этом, срок рассмотрения настоящего спора в суде в срок привлечения  должностного лица к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения не включается.

 

В суд за разрешение настоящего спора прокурор обратился в пределах трех месяцев со дня получения ответа на внесенное представление.

Таким образом, сроки на обращение в суд прокурором также не пропущены.

Судебная коллегия находит не обоснованными доводы апелляционных жалоб в части того, что Зинькова И.Ю. должна была быть привлечена к участию в деле в качестве ответчика, а не третьего лица.

В соответствии со ст.38 ГПК РФ одной из сторон в гражданском судопроизводстве является ответчик. Ответчик – лицо, привлекаемое судом к ответу по требованию, заявленному истцом. Таким образом, ответчик это лицо, к которому заявлены исковые требования.

Как следует из рассматриваемого дела, непосредственно к Зиньковой И.Ю. какие –либо требования не заявлены.

Согласно ст.43 ГПК РФ  под третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, понимаются такие участвующие в деле лица, которые вступают в дело на стороне истца или ответчика для охраны собственных интересов, поскольку судебный акт по делу может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон.

В связи с тем, что принятое судебное решение об обязании  Главы МО «Безводовское сельское поселение» расторгнуть служебный контракт с Зиньковой И.Ю. непосредственно затрагивает ее права, Зинькова И.Ю. правомерно привлечена к участию в деле в качестве  третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.

При этом, ее процессуальные права никоим образом не нарушены. Она также, как и стороны, обладает правом участвовать в судебном заседании, заявлять отводы составу суда, ходатайства, представлять доказательства, обжаловать принятое по делу судебное решение и т.д.

Соответственно в данном случае нарушений требований гражданского процессуального законодательства судом не допущено.

Основаны на неверном толковании норм процессуального права и доводы апелляционных жалоб в части того, что настоящее дело  подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном  кодексом административного судопроизводства.

Так в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела):

о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ);

связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решении, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 12 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Главы муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области Зонтовой Н*** Б*** и Зиньковой И*** Ю*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи: