Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты
Документ от 20.12.2016, опубликован на сайте 26.12.2016 под номером 63713, 2-я гражданская, о признании незаконным решения комиссии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чернова Н.В.                                                                            № 33-6150/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   20 декабря 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Федеральной службы исполнения наказаний на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 21 октября 2016 года, по  которому постановлено:

 

Признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний от 19 января 2016 года об отказе в постановке Шубина С*** Н*** на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний поставить Шубина С*** Н*** на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 5 человек с 07 мая 2014 года.

В удовлетворении исковых требований Шубина С*** Н*** к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области отказать.

В удовлетворении исковых требований Шубиной С*** В*** к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний  о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Мошкова А.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Шубина С.Н., его представителя Кругловой Ю.Б., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Шубин С.Н., Шубина С.В. обратились в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее – УФСИН России по Ульяновской области) о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний, возложении обязанности поставить семью на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование иска указали, что Шубин С.Н. проходил службу в правоохранительных органах, где его выслуга лет на дату увольнения составляла более 18 лет. Он с супругой и тремя детьми проживает в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении, расположенном по адресу: Ульяновская область, Ц*** общей площадью 48,5 кв.м. На каждого члена семьи приходится 9,7 кв.м, что менее установленной учетной нормы. 07 мая 2014 года с целью получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения он обратился с соответствующим заявлением в территориальную подкомиссию УФСИН России по Ульяновской области, приложив необходимый пакет документов. Последняя, проверив достоверность представленных документов, 29 сентября 2014 года направила его документы в адрес ФСИН России для постановки его на учет на получение единовременной социальной выплаты. В августе 2016 года он получил выписку из протокола № *** заседания комиссии ФСИН России от 19 января 2016 года, из которой следует, что ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Основанием для отказа послужило отсутствие требуемой законом информации за последние пять лет, с чем он не согласен, поскольку все необходимые документы им были представлены. Просили признать указанное решение комиссии ФСИН России незаконным, обязать ФСИН России поставить его с составом семьи пять человек на учет нуждающихся для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 07 мая 2014 года.

Рассмотрев данный спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Федеральная служба исполнения наказаний не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом указывает, что представленная истцом в комиссию ФСИН России информация о месте и времени регистрации старшего сына и дочери за пять лет, предшествовавших подаче заявления, не позволяла объективно оценить жилищные условия членов семьи Шубина С.Н.

В возражениях на апелляционную жалобу Шубин С.Н., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Шубиной С.В., извещенной о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шубин С.Н. проходил службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.

В период службы 07 мая 2014 года Шубин С.Н., имеющий на указанную дату выслугу лет 18 лет 09 месяцев 29 дней, обратился в УФСИН России по Ульяновской области с заявлением о принятии его на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи пять человек: сам истец, его супруга, сыновья ***, *** года рождения, *** *** года рождения, дочь ***, *** года рождения.

По результатам рассмотрения заявления и документов, представленных Шубиным С.Н., 29 сентября 2014 года территориальной подкомиссией УФСИН России по Ульяновской области принято решение № *** о направлении пакета документов в комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке Шубина С.Н. и членов его семьи на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением комиссии ФСИН России от 19 января 2016 года истцу было отказано в постановке на интересующий его учет в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369, а именно было указано на имеющиеся в документах разночтения данных о регистрации детей истца по адресу места жительства.

Обращено внимание, что согласно лицевому счету № *** *** *** и *** зарегистрированы по адресу: Ульяновская область, Ц*** с 18 января 2012 года; согласно выписке из домовой книги по названному адресу *** *** зарегистрирована с 13 апреля 2004 года, *** – с 18 января 2012 года, *** – с 17 июля 2000 года; согласно копии паспорта *** *** зарегистрирован по указанному выше адресу с 03 апреля 2013 года.

Полагая указанное решение комиссии ФСИН России незаконным, Шубин С.Н. и его супруга Шубина С.В. обратились в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил характер взаимоотношений сторон и, руководствуясь законом, подлежащим применению, пришел к верному выводу об удовлетворении требований, заявленных Шубиным С.Н. к ФСИН России.

Вывод суда мотивирован, соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам закона, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

С 01 января 2013 года отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулирует Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 283-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы (далее - единовременная социальная выплата).

Частью 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник в том числе не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1 и 2).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ).

Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 (далее – Правила).

Пунктом 3 Правил определено, что единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих Правил относится в том числе Федеральная служба исполнения наказаний,

Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 Правил).

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и о том, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе  выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы; в случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт «з» пункта 5 Правил).

Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).

По смыслу приведенных норм предоставление указанных документов необходимо для проверки заявителя на соответствие положениям ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ, а также для проверки возможности намеренного ухудшения заявителем жилищных условий в пятилетний период, предшествовавший подаче заявления.

На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил).

На дату обращения истца с заявлением о постановке на учет действовал Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений  и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденный приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года № 496 (далее – Порядок).

Приложением № 1 к указанному Порядку утверждена форма заявления (рапорта) о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Из материалов дела следует, что заявление (рапорт) Шубина С.Н. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты было оформлено по установленной форме, к нему прилагались все документы, указанные в п. 5 Правил, а именно, копии: паспортов истца, его супруги, старшего сына ***, свидетельств о рождении сына *** и дочери ***, свидетельства о заключении брака, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника, удостоверения многодетной семьи, справки формы № 8 на занимаемое семьей истца жилое помещение (Ульяновская область, Ц***), а также на жилые помещения, где ранее истец, его супруга  и старший сын были зарегистрированы, лицевой счет на жилое помещение по адресу проживания семьи истца, справки о начислениях по данному лицевому счету, а также справок Бюро технической инвентаризации и выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество о принадлежащих (принадлежавших) истцу и членам его семьи жилых помещениях.

Из документов, приложенных Шубиным С.Н. к рапорту о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты, следует, что истец является собственником квартиры 3, общей площадью 48,5 кв.м, *** Ц*** Ульяновской области на основании договора купли-продажи от 11 апреля 2000 года.

Супруга истца, дети Шубиных собственниками жилых помещений не являлись и не являются. Таким образом, истец с составом семьи пять человек обеспечен общей площадью на одного члена семьи менее 15 кв.м.

Ранее (до 12 мая 2000 года) Шубину С.Н. принадлежала квартира *** дома *** по ул.*** Ц*** района Ульяновской области.

Согласно справке формы № 8, выданной ООО «***» 07 мая 2014 года на основании домовой книги, в квартире *** дома *** по ул. *** Ц*** района Ульяновской области зарегистрированы: Шубин С.Н., его супруга Шубина С.В., сын *** *** *** года рождения, - с 17 июля 2000 года; дочь *** ***, *** года, - с 13 апреля 2004 года, сын ***, *** года рождения, - с 18 января 2012 года.

В ранее принадлежавшей истцу квартире *** Ц*** района Ульяновской области Шубин С.Н., его супруга и старший сын *** были зарегистрированы до 17 июля 2000 года, откуда в этот день снялись с регистрационного учета и были зарегистрированы по названному выше адресу. Данное обстоятельство подтверждается соответствующей справкой формы № 8 на жилое помещение по адресу: Ульяновская область, Ц*** которую истец также прилагал к заявлению о постановке на учет в числе иных документов.

Таким образом, представленные истцом документы содержали сведения о регистрации старшего сына истца – ***, *** года рождения, за последние пять лет.

Что касается дочери истца ***, *** года рождения, в отношении которой, по утверждению ответчиков, истец также не представил сведения о регистрации за последние пять лет, суд первой инстанции правильно указал, что в силу ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

По смыслу приведенной нормы права несовершеннолетние дети приобретают производное от права родителей право на ту жилую площадь, право пользования которой имеет один из родителей. В данном случае *** согласно выписке из домовой книги, с 13 апреля 2004 года, зарегистрирована по адресу: Ульяновская область, Ц*** где с 17 июля 2000 года постоянно зарегистрированы ее отец и мать, которые до сегодняшнего дня адрес регистрации не изменяли и иных жилых помещений, начиная с 17 июля 2000 года, в собственности и пользовании не имели.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленные истцом документы в строгом соответствии с установленным перечнем, несмотря на имеющие разночтения в датах, позволяли оценить жилищные условия семьи Шубиных за последние пять лет, предшествовавших обращению Шубина С.Н. с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.

При этом в лицевом счете, на который обращено внимание ответчиков, не отмечено, на основании каких документов и данных указаны сведения о регистрации истцов в квартире, отличные от сведений, содержащихся в домовой книге.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что п.п. 10-10.2 названного выше Порядка от 29 августа 2013 года на территориальные подкомиссии были возложены функции принятия от сотрудников документов для получения единовременной выплаты; проверки сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты.

В целях выполнения возложенных на них функций к полномочиям территориальных подкомиссий были отнесены: регистрация рапортов и заявлений в Книгах учета заявлений; проверка представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах территориальные подкомиссии должны были возвратить их сотрудникам с указанием в письменном виде причин возврата.

При подаче в территориальную подкомиссию заявления и документов Шубину С.Н. со стороны ответчика не было заявлено требований о необходимости представления дополнительных документов. Истцом был представлен полный пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем. 

Исследованные судом первой инстанции документы (домовая и похозяйственные книги, справки из дошкольных, образовательных, медицинских учреждений)  также подтверждают факт регистрации и фактического проживания каждого из детей Шубиных с момента своего рождения с родителями. 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 21 октября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи