Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Квалификация действий осужденого по п "з" ч. 2 ст. 111 УК РФ является правильной, наказание в виде реального лишения свободы - справедливым.
Документ от 21.12.2016, опубликован на сайте 23.12.2016 под номером 63702, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 111 ч.2 п. з, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья ***                                                             Дело № 22-2787/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                         21 декабря 2016 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе: председательствующего Сенько С.В.,

судей Бескембирова К.К. и Мещаниновой И.П.,

с участием прокурора Лобачевой А.В.,

осужденного Арова С.О.,

защитника осужденного - адвоката Ланковой В.А., 

при секретаре Ермолаеве Д.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе осужденного Арова С.О. на приговор Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 07 ноября 2016 года, которым

 

АРОВ С*** О***,

***, несудимый,

 

осужден по п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ к 2 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Постановлено:

-  срок отбытия наказания исчислять с 07 ноября 2016 года;

- изменить Арову С.О. меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении на заключение под стражу до вступления приговора в законную силу, взять под стражу в зале суда;

- взыскать с Арова С.О. в доход федерального бюджета РФ процессуальные издержки в сумме 2 200 руб. 00 коп., затраченные на оплату труда адвоката Карпюка Т.В. в ходе предварительного следствия.

 

Приговором решен  вопрос о вещественных доказательствах.

 

Апелляционное представление государственного обвинителя Морозовой Е.Ю. отозвано в соответствии с ч. 3 ст. 389-8 УПК РФ.

 

Заслушав доклад судьи Сенько С.В., выступления участников процесса, изучив материалы уголовного дела, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Аров С.О. признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью Б*** А.Ю., опасного для жизни человека, совершенного с применением предмета, используемого в качестве оружия.

 

Преступление имело место 22 июля 2016 года в вечернее время в Железнодорожном районе г. Ульяновска при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В апелляционной жалобе осужденный Аров С.О. считает приговор незаконным и необоснованным. Удар ножом Б*** А.Ю. нанесен им в состоянии аффекта – сильного душевного волнения, вызванного длительной психотравмирующей ситуацией из-за аморального противоправного поведения потерпевшего и супруги. О внезапности действий показали  свидетели Б*** Г.Н. и А*** Л.А., что опровергает вывод суда о наличии умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Не согласен с заключением судебно-психиатрической экспертизы, опровергнувшей возможность нахождения его в состоянии аффекта, а также с  актом медицинского освидетельствования на предмет опьянения. Повреждение на руке получено потерпевшим после удара в область живота, а не до него. Судом не учтено, что он является единственным кормильцем для своей матери, бабушки-инвалида, больного ребенка супруги. Просит приговор изменить, переквалифицировать действия, назначить наказание, не связанное с лишением свободы.

 

В суде апелляционной инстанции:

- осужденный Аров С.О., адвокат Ланкова В.А. поддержали доводы жалобы, просили смягчить наказание;

- прокурор Лобачева А.В. обосновала их несостоятельность, просила приговор оставить без изменения.

 

Проверив материалы дела, заслушав выступления участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит приговор законным, обоснованным и справедливым.

 

Выводы суда о виновности Арова С.О. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью Б*** А.Ю. основаны на совокупности допустимых и достоверных доказательств, тщательно исследованных в судебном заседании и подробно изложенных в приговоре.

 

Все доводы, приведенные в защиту осужденного, в том числе о применении ножа в состоянии аффекта, были надлежащим образом проверены судом первой инстанций и обоснованно отвергнуты.

 

Осужденный при допросе в ходе предварительного следствия не опровергал факта причинения Б*** А.Ю. ножевого ранения в живот, объясняя свои действия уединением потерпевшего с его супругой в квартире на несколько часов, не реагировавшего на требования открыть дверь, увиденным в квартире, свидетельствующем о супружеской измене (т. 1 л.д. 47-50, 186-188).

 

Потерпевший показал, что  вечером 22 июля 2016 года распивал в квартире осужденного спиртное с женой последнего. А*** Л.А. не  стала открывать дверь мужу, а когда тот попал в квартиру, то ножом порезал ему руку, а затем нанес удар в живот.

 

Из показаний А*** Л.А. следует, что её супруг, увидев на кухне Бурова А.Ю., ножом нанес гостю удар в живот, навалился на него, действия его были пресечены сотрудниками полиции.

 

Аналогичные показания даны Б*** Г.Н., дополнившей о своем нахождении с осужденным на лестничной площадке до того, как дочь (***) впустила их в квартиру, при этом она сообщила о нахождении у неё в гостях Б*** А.Ю.,  открывшей дверь  только  после их настоятельных требований под угрозой  взлома. А потому судом обоснованно отвергнуты показания осужденного о своей неосведомленности до входа в квартиру о  уединении в жилище супруги с посторонним мужчиной.

 

Из показаний полицейского Х*** А.Н. следует, что им оттаскивался от Б*** А.Ю. напавший на него Аров С.О., видел на столе нож со следами крови, со слов пострадавшего резаные раны ему причинены осужденным.

 

Оснований для оговора Арова С.О. никто из вышеперечисленных свидетелей, а также потерпевший не имеют. Поэтому их показания обоснованно признаны достоверными, согласующимися между собой и другими доказательствами по делу.

 

Показания потерпевшего о локализации ударов, механизме и времени их причинения, в том числе нанесении первого удара по руке, согласуются с заключением судебно-медицинской экспертизы, обнаружившей у Б*** А.Ю. ***, причинившее тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни ***, которые могли образоваться 22 июля 2016 года от двух воздействий колюще-режущего предмета, каким мог быть клинок ножа (т.1 л.д.135-136); заключениями судебно-биологических экспертиз об обнаружении на ноже, одежде Арова С.О. крови потерпевшего (т.1 л.д.111-112, 119-121), протоколом осмотра места происшествия, в ходе которого обнаружен и изъят нож (т.1 л.д. 14-20).

 

Тщательно проверив   экспертные заключения, суд правильно указал, что они даны квалифицированными  экспертами, обладающими специальными познаниями в области проводимых исследований, получены с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, а потому выводы экспертов достоверны, согласуются с исследованными в судебном заседании доказательствами и противоречий не содержат.

 

Совокупностью исследованных судом доказательств бесспорно установлено, что именно действиями Арова С.О. причинены телесные повреждения Б*** А.Ю., в том числе, причинившие тяжкий  вред здоровью.

 

Обоснованно судом отвергнуты доводы защиты о нахождении осужденного в указанный момент  в состоянии сильного душевного волнения – аффекта.

 

Из показаний Б*** Г.Н. следует, что осужденному до того момента, как он зашел в свою квартиру, было известно о нахождении в ней его супруги совместно с Б***  А.Ю.  При этом А*** Л.А. более полутора часов не впускала их в квартиру, не отвечала на телефонные звонки. Данные обстоятельства не оспариваются и самим осужденным, предпринявшим меры по проникновению в жилище, вызову служб экстренной помощи для взлома двери.

 

Изложенное опровергает его довод о внезапности возникшего душевного волнения из-за обнаружения постороннего мужчина, уединившегося  с его супругой. А потому не имеет значения увиденное Аровым С.О. внутри помещения – внешний вид  А*** Л.А., Б***  А.Ю., обстановка квартиры.

 

Вывод суда согласуется с заключением комиссионной  судебно-психиатрической экспертизы, установившей, что Аров О.С. в момент содеянного находился в состоянии алкогольного опьянения, уровень его эмоционального  напряжения как реакция на личностно значимую ситуацию  не достигал  степени выраженности аффекта и не оказал существенного влияния на способность понимать характер своих действий (т.1 л.д.239-242).

 

Оснований подвергать сомнению указанное заключение эксперта у суда не имелось. Вопреки доводам защиты, экспертами принимались во внимание не только данные, представленные следователем о фактических обстоятельствах содеянного, а также сведения, сообщенные Аровым С.О. об изменении его душевного состояния от увиденного в квартире.

 

Анализ показаний Арова С.О. на предварительном следствии (т.1 л.д. 47-50, 186-188) свидетельствует о последовательном изложении им событий, как предшествующих ударам ножом, так и последующих им, со ссылкой на провалы в памяти относительно незначительного промежутка времени – причинению тяжкого вреда здоровью, что верно расценено как способ защиты от предъявленного обвинения.

 

Ножевые ранения потерпевшему были нанесены Аровым С.О. на почве личных неприязненных отношений, из-за ревности. Действий, опасных для жизни или здоровья осужденного, Б*** А.Ю. не совершалось. 

 

Все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, судом установлены правильно, сделан верный вывод об умышленном характере действий Арова С.О. по нанесению удара  предметом, обладающим большой поражающей способностью,  в область расположения жизненно-важных органов (живот), со значительной силой,  его действия квалифицированы по п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ  - как  умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенное с применением предмета, используемого в качестве оружия.

 

В судебном заседании все доказательства проверялись, устранялись  противоречия в показаниях допрошенных лиц, выяснялся  характер взаимоотношений между ними.

 

Судебное разбирательство проведено всесторонне, полно и объективно. Из протокола судебного заседания следует, что в судебном заседании было обеспечено равенство прав сторон, которым суд  создал необходимые условия для всестороннего исследования обстоятельств дела. Все заявленные ходатайства разрешены в  установленном законом порядке. Не свидетельствует о нарушении права на защиту  отклонение ходатайства защиты о признании недопустимым  доказательством акта освидетельствования осужденного на состояние опьянения (т.1 л.д. 9). Данных о внесении в указанный документ недостоверных сведений, в том числе относительно использованных методов определения состояния опьянения, не имеется и не может признаться таковым указание Арова  С.О. об этом. Самим осужденным не оспаривалось употребление пива незадолго до совершения преступления. 

 

Не усматривается нарушений прав Арова С.О. и в ходе предварительного следствия.

 

Несогласие осужденного с данной судом оценкой доказательств сводится к их переоценке и на правильность выводов о его виновности в совершении преступления не влияет.

 

Обвинительный приговор соответствует требованиям ст. 307 УПК РФ. 

 

В полной мере исследовано психическое состояние Арова С.О., он обоснованно признан  вменяемым и подлежащим уголовной ответственности.

 

При назначении наказания судом в соответствии с требованиями закона учтены характер и степень общественной опасности совершенного преступления,  данные о личности Арова С.О., смягчающие наказание обстоятельства, влияние наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи. Назначенное  наказание  отвечает требованиям  ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ и является справедливым.

 

Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд  обоснованно признал частичное признание вины, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка, состояние здоровья осужденного и членов его семьи, аморальное поведение потерпевшего, отсутствие с его стороны претензий, принесение извинений потерпевшему, занятие общественно-полезным трудом, то есть все те, на которые обращено внимание в жалобе. При определении размера наказания учтены положения ч.1 ст. 62 УК РФ.

 

Отягчающие наказание обстоятельства по делу отсутствуют.

 

В достаточной степени изучена и личность Арова С.О., который не судим, к административной ответственности не привлекался, на учете в наркологическом и психиатрическом диспансерах не состоит, трудоустроен, по месту работы характеризуется положительно, зарекомендовал себя хорошим сотрудником, конфликтов не имел.

 

Участковым уполномоченным полиции по месту жительства характеризуется с удовлетворительной стороны, в злоупотреблении спиртными напитками не замечен, жалоб и заявлений в отношении него не поступало.

 

Выводы суда о возможности достижения целей наказания только в условиях изоляции осужденного от общества в приговоре мотивированы, равно как отсутствие оснований для применения положений ст.ст. 64, 73 УК РФ.  С учетом фактических обстоятельств преступления, степени его общественной опасности, обоснованно не применены  положения  ч. 6 ст. 15 УК РФ.

 

В силу ст. 58 ч. 1 п. «б» УК РФ правильно  назначен вид исправительного учреждения –  общий режим.

 

С учетом изложенного, суд выполнил требования об индивидуальном подходе к назначению наказания, которое не является чрезмерно суровым.

 

Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену, изменение приговора, не усматривается.

 

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389-13, 389-20, 389-28, 389-33 УПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

приговор Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 07 ноября 2016 года в отношении Арова С*** О*** оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи