Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание приказа об изъятии земельного участка
Документ от 20.12.2016, опубликован на сайте 29.12.2016 под номером 63698, 2-я гражданская, о признании незаконным Приказа от 17.08.2016 № 468 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд РФ с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами, за счет средств недропользователя, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Шакурова Н.К.                                                             Дело № 33а-6029/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               20 декабря 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Трифоновой Т.П.,

судей Смирновой Ю.В. и Лифановой З.А.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Малышевой А*** И*** на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 07 октября 2016 года, по которому постановлено:

 

Административные исковые требования Малышевой А*** И*** к Департаменту по недропользованию по Приволжскому федеральному округу о признании незаконным Приказа от 17.08.2016 № 468 «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами, за счет средств недропользователя» оставить без удовлетворения».

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя Малышевой А.И. – Малышевой С.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя ОАО «Ульяновскнефть» Багдасарова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

Малышева А.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту по недропользованию по Приволжскому федеральному округу о признании незаконным приказа от 17 августа 2016 года № 468 «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами, за счет средств недропользователя».

В обосновании иска указала, что с 06 мая 2016 года является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью 80260 кв.м, расположенного по адресу: У***.

17 августа 2016 года Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу был издан приказ № 468 «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами, за счет средств недропользователя». Данным приказом предусмотрено изъятие у Малышевой А.И. земельного участка, предоставленного ей на праве собственности из земель сельскохозяйственного назначения, для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств АО Нефтегазовая компания «РуссНефть» в соответствии с лицензией ***.

Истец планировала использовать участок в соответствии с его целевым назначением. Земельный участок незаконно самовольно застроен ОАО «Ульяновскнефть». На участке без оформления разрешительной документации построены нефтяные скважины, линии электропередачи, трубопроводы, объездная дорога и другие элементы обустройства месторождения, которые эксплуатируются без разрешения на ввод их в эксплуатацию. Земельный участок с кадастровым номером *** ею ОАО «Ульяновскнефть» в установленном порядке не предоставлялся. Данный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, что исключает возможность строительства на нем промышленных объектов. Земельный участок самовольно занят и самовольно застроен до принятия Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу решения об изъятии у неё данного земельного участка. Считает, что орган государственной власти грубейшим образом нарушил как вышеприведенные нормы действующего законодательства, так и её  права и законные интересы.

В связи с этим Малышева А.И. просила признать незаконным приказ Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 17 августа 2016 года № 468 «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами, за счет средств недропользователя».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Малышева А.И. не соглашается с решением суда, считает его незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование жалобы указывает на то, что в решении судом не приведены мотивы, по которым не были приняты во внимание её доводы о том, что действующее законодательство не предполагает изъятие земельных участков, которые уже был самовольно заняты и самовольно застроены третьими лицами, в том числе  теми, которые выступали с ходатайством об изъятии земель.

Судом не учтено, что земельный участок, собственницей которого она является, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. В связи с этим исключается возможность строительства на нем промышленных объектов. Ссылка в решении суда на проект внесения изменений в генеральный план МО «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, утвержденный приказом департамента архитектуры и градостроительства Ульяновской области от 24 августа 2016 года № 18-од,  является несостоятельной, поскольку речь идет только о проекте изменений, а не об утвержденном и вступившим в силу в установленном законом порядке нормативном акте. Кроме того, указанный проект утвержден позже даты принятия административным ответчиком оспариваемого ею приказа.

На дату принятия оспариваемого ею приказа действующие документы территориального планирования МО «Новоселкинское сельское поселение» не предусматривали создание объектов капитального строительства промышленного назначения.

В данном случае со стороны Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу имеет место «узаконение задним числом» противоправных действий ОАО «Ульяновскнефть», самовольно захватившего и использующего  принадлежащий ей земельный участок.

В возражениях на апелляционную жалобу ПАО Нефтегазовая компания «РуссНефть», Департамент по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (Приволжскнедра), ОАО «УльяновскНефть» просят оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебное заседание не явились Малышева А.И., представители Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, ПАО  Нефтегазовая компания «РуссНефть». О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен главой VII.1 Земельного кодекса РФ.

Статьей 56.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основании решений, в том числе, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).

Статьей 56.4 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 данного Кодекса, вправе обратиться организации, в том числе являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей (ч. 1).

В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 4).

При этом пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с пунктом 1 статьи 56.4 Земельного кодекса РФ устанавливается Правительством Российской Федерации.

Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 № 442.

К ним отнесены, в частности, организации, являющиеся недропользователями на основании выданной федеральным органом исполнительной власти лицензии, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе, осуществляемых за счет средств недропользователей.

Таким образом, законодатель определил, что решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования в случае, если изъятие земельных участков необходимо для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в остальных случаях- уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При этом, согласно подпункту 3 пункта 2 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных нужд или муниципальных нужд может быть обосновано лицензией на пользование недрами, в том числе осуществляемых за счет недропользователя.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ОАО «Ульяновскнефть» (дочернее общество ПАО Нефтегазовая компания «РуссНефть»)  являлось пользователем недр на основании лицензии  серии *** номер *** от 31 июля 2000 года с целевым назначением и видом работ- добыча нефти и геологическое изучение недр на Кудряшовском месторождении, срок действия лицензии установлен до 18 июля 2018 года.

Вместе с тем право пользования недрами  ОАО «Ульяновскнефть» прекратилось до истечения указанного срока по причине переоформления лицензии на акционерное общество нефтегазовая компания «РуссНефть». Право данной компании на пользование недрами на Кудряшовском месторождении зарегистрировано Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу по Ульяновской области 01 июня 2016 года на основании лицензии серии ***.

17 июня 2016 года акционерное общество нефтегазовая компания «Руснефть» обратилось в Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (Приволжскнедра) с ходатайством об изъятии земельного участка с кадастровым номером *** для государственных и муниципальных нужд в связи с проведением работ, связанным с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет недропользователя. 

Спорный земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 80 260 кв.м, расположенный по адресу: У***, принадлежит Малышевой А.И. на основании договора дарения земельного участка от 25 апреля 2016 года. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке - свидетельство о государственной регистрации права от 06 мая 2016 года серии ***

Указанный земельный участок располагается в контуре проекции на земную поверхность границ участка недр Кудряшовского нефтяного месторождения, предоставленного в пользование  ПАО НК «РуссНефть» в соответствии с лицензией *** для добычи нефти, поисков и оценки пластов-коллекторов для закачки промышленных стоков на Кудряшовском месторождении в Ульяновской области.

По сведениям, полученными из государственного кадастра недвижимости, изымаемый земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и вплотную прилегает к земельному участку площадью 37 303 кв.м, с кадастровым номером ***, принадлежащему с 19 сентября 2012 года ОАО «Ульяновскнефть», категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для строительства скважины № 15 и скважин 22,23 (куст3) Кудряшовского месторождения (л.д. ***).

Кроме того, на земельном участке, предполагаемом к изъятию, предусматривается бурить добывающие скважины и размещать объекты обустройства Кудряшовского нефтяного месторождения. Размещение новых добычных скважин на изымаемом земельном участке обусловлено проектным документом «Дополнение к технологической схеме разработки Кудряшовского нефтяного месторождения Ульяновской области», согласованного ЦКР Роснедр по УВС, протокол от 24 декабря 2015 года № 1084.

На момент внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровом номере предполагаемого к изъятию земельного участка и регистрации права собственности на указанный земельный участок за Малышевой А.И., проектный документ «Дополнение к технологической схеме разработки Кудряшовского нефтяного месторождения Ульяновской области» уже был согласован - протокол ЦКР Роснедр по УВС от 24 декабря 2015 года № 1084. Межевание изымаемого земельного участка из земель долевой собственности произведено уже после утверждения проектного документа.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что приказ № 468 от 17 августа 2016 года Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами, за счет средств недропользователя» издан в точном соответствии с положениями действующего законодательства. Предусмотренных п. 7 ст. 56.6 ЗК РФ оснований для отказа в принятии решении об изъятии земельного участка не имелось.

Довод апелляционной жалобы о том, что в данном случае со стороны Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу имеет место «узаконение задним числом» противоправных действий ОАО «Ульяновскнефть», самовольно захватившего и использующего  принадлежащий Малышевой А.И. земельный участок,  является несостоятельным.

Земельный участок, принадлежащий истцу, входит в границы земельного участка недр месторождения нефти Кудряшовское, общей площадью 4,039 кв. км (л.д. 74, л.д. 141 т.1). При этом изначально лицензия на право пользования недрами Кудряшовского месторождения выдавалась еще 14 августа 1995 года АОЗТ «Ульяновскнефтеотдача», затем переоформлялась 17 мая 1999 года. 31 июля 2000 года лицензия была переоформлена на ОАО «Ульяновскнефть» (л.д. 80), 01 июня 2016 года лицензия переоформлена на ПАО Нефтегазовая копания «РуссНефть». Таким образом, ПАО Нефтегазовая компания «РуссНефть»  имеет право в соответствии с выданной ему лицензией на использование всего лицензионного участка.

Разрешение на строительство водовода Кудряшовского месторождения – задв. № 30 - 30/1, задв. № 32 - задв. № 33, задв. № 33 – задв. № 34, протяженность водоводов 1,785 км, была выдана ОАО «Ульяновскнефть» 23 июня 2014 года сроком до 23 ноября 2014 года (л.д. 33 т.1). Водовод Кудряшовского месторождения: задв.№ 30-задв.№ 30/1; задв.№ 32-задв.№ 33; задв.№ 33-задв.№ 34 был введен в эксплуатацию с 31 декабря 2014 года. (т. 1 л.д. 34). Право собственности ОАО «Ульяновскнефть» на указанный водовод протяженностью 1875м зарегистрировано в уставленном законом порядке 01 сентября 2015 года (л.д. 33 т.1 оборот).

Земельный участок, принадлежащий истцу, был поставлен на кадастровый учет только 23 марта 2016 года (л.д. 117-118 т.1). Конфигурация его такова, что он «огибает»   объект недвижимости - водовод Кудряшовского месторождения: задв. № 30-задв.№30/1; задв.№32-задв.№33, задв.№ 33-задв.№34 с кадастровым номером *** (правообладатель ОАО «Ульяновскнефть»).

Доводы апелляционной жалобы о том, что принадлежащий истцу земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем исключается возможность строительства на нем промышленных объектов, а также о том, что на дату принятия оспариваемого приказа действующие документы территориального планирования МО «Новоселкинское сельское поселение» не предусматривали создание объектов капитального строительства промышленного назначения, правового значения для рассмотрения дела не имеют.

Как уже было указано выше, решение об изъятии у Малышевой А.И. земельного участка для государственных нужд было принято на основании подпункта 3 пункта 2 ст. 56.3 ЗК РФ – в связи с наличием  лицензии на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя), а не на основании пункта 1 указанной статьи - изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.  Таким образом, в данном случае при принятии решения об изъятии земельного участка для государственных нужд не требовалось наличия документов территориального планирования МО «Новоселкинское сельское поселение», предусматривающих создание на предполагаемом к изъятию земельном участке объектов капитального строительства промышленного назначения.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 07 октября 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Малышевой А*** И*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: