Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Моральный вред
Документ от 13.12.2016, опубликован на сайте 25.12.2016 под номером 63647, 2-я гражданская, о компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сычёва О.А.                                                                       Дело № 33-5866/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  13 декабря 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей Кинчаровой О.Е., Старостиной И.М.,

при секретаре Кондаковой Н.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Шайдуллова А*** З***, Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 22 сентября 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Шайдуллова А*** З*** удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Шайдуллова А*** З*** компенсацию морального вреда 30 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Шайдуллова А*** З*** к Федеральной службе исполнения наказаний и в иске к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Старостиной И.М., объяснения Шайдуллова А.З., поддержавшего доводы поданной им апелляционной жалобы, представителя Федеральной  службы  исполнения наказаний России (далее – ФСИН России) Мошкова А.Ю., возражавшего против удовлетворения исковых требований и поддержавшего доводы апелляционной жалобы, поданной учреждением, представителя Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее – ФКУ СИЗО №1 УФСИН по Ульяновской области) Рабани Д.Г., согласившегося с апелляционной жалобой ФСИН России, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Шайдуллов А.З. обратился в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства, к ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Ульяновской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указал, что в период с 24.11.2005 по 10.11.2007 содержался в ФБУ ИЗ-73/1 г.Ульяновска в различных камерах, условия содержания в которых не отвечали требованиям Федерального закона  от 15.07.1995 № 103 – ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В частности, камеры не были оборудованы столами и скамейками по лимиту мест в камерах, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов питания, санузлы не соответствовали требованиям приватности, отсутствовали в необходимом количестве вешалки для одежды, урны для мусора, тазы для стирки и гигиенических целей. На каждого заключенного в данных камерах, приходилось от 1 до 2 кв.м площади, бетонные полы были без какого-либо покрытия, горячая вода отсутствовала, камеры не были оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией,  имелось тусклое освещение, отсутствовала вызывная сигнализация. Камеры не соответствовали санитарно-гигиеническим нормам и пожарной безопасности. Он испытывал беспомощность, страх за свою жизнь, безопасность и здоровье. В камерах совместно содержались как подследственные, так и осужденные, как здоровые, так и страдающие различными серьезными заболеваниями, курящие и некурящие. Он не мог исполнять ежедневные религиозные обряды, так как площадь камер не позволяла уединиться, специальных мест для молитв не имелось.   

Просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 евро за сутки пребывания в ФБУ ИЗ-73/1 г. Ульяновска.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, - УФСИН России по Ульяновской области, прокуратура Ульяновской области, прокуратура Железнодорожного района г.Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Шайдуллов А.З., не соглашаясь с решением суда, просит его изменить, увеличив взысканный размер компенсации морального вреда.

В обоснование жалобы указал, что размер компенсации морального вреда должен быть увеличен за ненадлежащее его содержание в спорный период в камерах № 111 и 101 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области. Считает, что при определении размера компенсации морального вреда судом не учтены требования разумности и справедливости.

В апелляционной жалобе ФСИН России просит решение районного суда отменить,  вынести  по делу новое решение, которым исковые требования Шайдуллова А.З. оставить без удовлетворения в полном объёме.

В жалобе указывает, что истцом пропущен срок исковой давности обращения с данными требованиями, а также не доказан факт содержания последнего именно в тех камерах, на которые он указывает.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.                                

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.                         Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.            Материалами   дела  установлено, что Шайдуллов А.З. содержался в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Ульяновской области с 24.11.2005 по 10.11.2007.

Истец указал, что в указанный период он содержался в *** камерах. Дополнительно указал, что содержался в спорный период также в камере ***.

Ссылаясь на содержание его в указанный период в здании СИЗО – 1, где отсутствовали соответствующие условия содержания, Шайдуллов А.З. предъявил в суд настоящий иск.

Суд, разрешая данные требования, пришёл к выводу об их правомерности и наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда в размере 30 000 руб., который был взыскан с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счёт средств казны Российской Федерации. 

В соответствии со статьей 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г.Риме 04 ноября 1950 года, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В силу статьи 13 указанной Конвенции каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (статья 17). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21).

Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить па нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Из указанных правовых норм следует, что гражданско-правовая ответственность, в том числе и по требованиям о компенсации морального вреда, наступает при доказанности причинения вреда, противоправности поведения причинителя вреда, а также причинно-следственной связи между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Данным Законом (в редакции, действовавшей на момент содержания истца  в изоляторе временного содержания) предусмотрено, что:

- содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые) (статья 4);

- в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15);

- подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров  (статья 23).

Согласно п.п. 42, 44 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 мая 2000 года № 148 (далее -Правила), действовавших на момент содержания Шайдуллова А.З. в ФБУ ИЗ-73/1 г. Ульяновска, камеры СИЗО оборудуются: столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; санитарным узлом; водопроводной водой; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; настенным зеркалом; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова представителя администрации; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения; розетками для подключения электроприборов; вентиляционным оборудованием, телевизором и холодильником (при наличии возможности); тазами для гигиенических целей и стирки одежды, вентиляционным оборудованием (при наличии возможности), напольной чашей (унитазом), умывальником. При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья предоставляется ежедневно в установленное время с учетом потребности (пункт 43).

В соответствии с Приказом ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» камеры режимного корпуса должны быть оборудованы: кроватью металлической; столом со скамейками; настенным    зеркалом; урной для мусора; шкафом для хранения продуктов питания; подставкой под бак для воды; баком для питьевой воды с кружкой и тазом; вешалкой настенной; полкой для туалетных принадлежностей; умывальником.

В соответствии с п. 8.57 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России СП 15-01 от 2001 года в камерах СИЗО столы и скамейки оборудуется с числом посадочных мест по количеству мест в камере из расчета периметра столов и длины, скамеек по 0,4 погонных метра на одного человека.

В соответствии с п. 8.64 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России СП 15-01 от 2001 года естественное освещение в камерных помещениях, за исключением карцеров, камер для изоляции буйствующих и камер ШИЗО, следует принимать согласно требованиям СНиП 23-05-95. Размеры оконных проемов должны составлять не менее 1,2 м. по высоте и 0,9 м. по ширине. Оконные переплеты в камерах должны выполняться створными и оборудоваться для вентиляции форточками или фрамугами.

Пунктом 8.66 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России СП 15-01 от 2001 года предусмотрено, что в камерных помещениях на два и более мест напольные чаши (унитазы) следует размещать в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабины должны иметь перегородки высотой 1 метр от пола уборной. Допускается в камерах на два и более мест в кабине размещать только напольные чаши (унитазы), умывальник при этом размещается за пределами кабины.

Прокуратурой Ульяновской области в 2005-2006 г.г. были проведены проверки соблюдения законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и уголовно-исполнительного законодательства в учреждении ИЗ-73/1 г.Ульяновска УФСИН России по Ульяновской области, в ходе которых были установлены нарушения закона о материально-бытовом, медико-санитарном обеспечении обвиняемых и осужденных, требованиях режима, об их изоляции и раздельном содержании.

По результатам указанных проверок 20.10.2005 г., 21.06.2006 г., 23.11.2006 г., Прокуратурой Ульяновской области в адрес начальника УФСИН России по Ульяновской области были вынесены представления об устранении нарушений закона.

Доказательств того, что выявленные в 2005 – 2007 годах нарушения не имели место в момент нахождения в СИЗО – 1 истца в указанный период, ответчиками, третьими лицами не представлено.

Кроме того, ответчиком не оспаривался факт содержания в спорный период истца в учреждении.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, правильно применил нормы материального права и обоснованно исходил из причинения истцу страданий и переживаний в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, в связи с ненадлежащими условиями содержания под стражей в различных камерах ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Ульяновской области.

Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку они основаны на нормах вышеприведённого законодательства.

Доводы Шайдуллова А.З. о необходимости увеличения суммы компенсации морального вреда, судебная коллегия отклоняет, поскольку правовых оснований для этого не имеется. При определении размера компенсации морального вреда судом первой инстанции, учитывалось и содержание истца в спорный период в камере ***. По ненадлежащему содержанию в камере 101 ФКУ СИЗО - 1 истцом требований при предъявлении иска, рассмотрении дела, не указывалось.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд обоснованно исходил из анализа и оценки характера и степени причинённых истцу нравственных страданий, а также учитывал, что факт причинения каких-либо физических страданий и возникновение у истца нарушений состояния здоровья, его ухудшения, связанных с ненадлежащими условиями содержания, не подтверждён доказательствами.

Судебная коллегия соглашается с размером компенсации морального вреда, взысканного в пользу Шайдуллова А.А., не усматривает оснований для его увеличения по доводам жалобы, считает его отвечающим требованиям разумности и справедливости. Данный размер компенсации соответствует причинённым истцу физическим и нравственным страданиям.

Ссылка автора жалобы ФСИН России на истечении срока по обращению с указанным иском в суд является несостоятельной.

Согласно пункту 1 статьи 208 Гражданского кодекса РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ.

Как указано в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 №10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» на требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется, поскольку они вытекают из нарушения личных неимущественных прав и других материальных благ.

Несостоятельным является и довод жалобы УФСИН России о том, что истцом не доказан факт его содержания в спорный период в камерах: ***, поскольку бремя доказывания отсутствия нарушений прав истца, причинённых ему пребыванием в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Ульяновской области в условиях, не соответствующих требованиям закона, лежит на ответчиках.     Таким образом, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению по доводам апелляционных жалоб.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 22 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Шайдуллова А*** З***, Федеральной службы исполнения наказаний России – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи