Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности по устранению противопожарного законодательства
Документ от 13.12.2016, опубликован на сайте 20.12.2016 под номером 63620, 2-я гражданская, об обязании администрации МО "Мелекесский район" и МО "Старосахчинское сельское поселение" устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мягков А.С.                                                                          Дело № 33а-5974/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          13 декабря 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Лифановой З.А., Зуевой Н.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от                          26 сентября 2016 года, по которому постановлено:

Административное исковое заявление прокурора Мелекесского района удовлетворить.

Обязать в срок до 01.04.2017 администрацию муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение», администрацию муниципального образования «Мелекесский район» обустроить пожарные гидранты в с. Старый Письмирь, с. Новая Сахча Мелекесского района; устранить заниженность гидрантов по ул. 3-го Интернационала 15 и ул. Пролетарской 57 в с. Старая Сахча Мелекесского района; обеспечить наличие воды в пожарном гидранте по ул. Пролетарская, 30 в                   с. Старая Сахча; обустроить шток в пожарном гидранте по ул. Ахметчина, 6 в                     с. Старая Сахча Мелекесского района; отремонтировать штоки у пожарных гидрантов, расположенных по ул. Морозова, 55, ул. Морозова, 67, ул. Морозова, 79,                             ул. Советская, 61, ул. Советская, 51 в с. Боровка Мелекесского района; обеспечить заполненность водой пожарных гидрантов по ул. Комсомольская 53, 93 в с. Боровка Мелекесского района; отремонтировать соединительную муфту водоотборного устройства на водонапорной башне в с. Новая Сахча, устранить смещенность штока пожарного гидранта по ул. Луговая, 25 в с. Бригадировка по Мелекесского района Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., прокурора Колганову Е.А., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:     

 

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой в деятельности администраций МО «Мелекесский район» и МО «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района выявлены существенные нарушения закона.

Прокурор в ходе судебного разбирательства, отказавшись от требований в части обустройства пожарных гидрантов в с. Юданово, с. Аппаково, с. Некрасово; в части обустройства пирса в с. Аппаково и наполненности пожарного водоема по ул. Северная 2 с. Бригадировка Мелекесского района, просил  суд обязать администрации МО «Старосахчинское сельское поселение» и МО «Мелекесский район» устранить выявленные нарушения законодательства в срок до 01.12.2016, а именно - в ряде сел района обустроить пожарные гидранты, в том числе устранить их заниженность, обеспечить наличие в них воды, устранить смещенность, обустроить и отремонтировать штоки, обеспечить заполненность водой; в с.Новая Сахча отремонтировать водозаборное устройство водонапорной башни; в с.Аппаково обустроить твердое покрытие пирса; обеспечить наполняемость водой пожарного водоема по ул. Северная, 2.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Главное управление МЧС России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Мелекесский район» просит решение отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований к администрация МО «Мелекесский район».

В обоснование жалобы, указывает, что к вопросам местного значения муниципального района не относятся полномочия в сфере пожарной безопасности.

Не соглашается с мнением суда о том, что на МО «Мелекесский район» как на собственника хозяйственно-питьевого водопровода, необходимо возложить бремя содержания водопровода с пожарными гидрантами (как неотъемлемыми частями водопровода). Отмечает, что в собственность МО «Мелекесский район» в процессе разграничения имущества гидранты не передавались. Между администрацией района и администрацией МО «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района каких-либо соглашений о передаче полномочий, либо иных соглашений в рамках первичных мер пожарной безопасности не заключалось.

В решении сделан неправильный вывод о том, что администрация МО «Старосахчинское сельское поселение» не сможет в отсутствие согласия собственника водопроводных сетей (администрации МО «Мелекесский район») обустроить гидранты, произвести их починку. Судом не учтено, что исполнить решение совместно двум администрациям муниципальных образований, с различными бюджетами и расходными обязательствами будет затруднительно.

Обращает внимание на то, что судом не дана оценка письму о предстоящем заключении договора концессии между администрацией МО «Мелекесский район» и ООО «РК-Центр». Полагает ошибочным мнение суда о том, что администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области возложила на себя обязанности по принятию первичных мер пожарной безопасности, утвердив график по ремонту пожарных гидрантов на 2016 год. Данный график ремонта пожарных гидрантов был согласован (но не утвержден) первым заместителем председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории МО «Мелекесский район».

Также указывает, что судом не учтены доводы МО «Мелекесский район» в части пропуска срока обращения в суд и несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

В возражениях прокурор Мелекесского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители администрации МО «Мелекесский район», администрации МО «Старосахчинское сельское поселение», ГУ МЧС России по Ульяновской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ                          «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной прокуратурой Мелекесского района Ульяновской области проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности выявлены существенные нарушения закона в деятельности администрации МО «Старосахчинское сельское поселение».

Согласно акту проверки технического состояния пожарных гидрантов от 06.09.2016 и справке ФГКУ «3 отряд ФПС по Ульяновской области» в с. Старый Письмирь, с. Новая Сахча Мелекесского района отсутствуют пожарные гидранты, как источники пожаротушения; пожарные гидранты по ул. 3-го Интернационала 15 и              ул. Пролетарской 57 в с. Старая Сахча Мелекесского района занижены; отсутствует вода в пожарном гидранте по ул. Пролетарская 30 в с. Старая Сахча; отсутствует шток в пожарном гидранте по ул. Ахметчина 6 в с. Старая Сахча Мелекесского района; также неисправны штоки у пожарных гидрантов, расположенных по ул. Морозова 55, ул. Морозова 67, ул. Морозова 79, ул. Советская 61, ул. Советская 51 в с. Боровка Мелекесского района; отсутствует вода в пожарных гидрантах по ул. Комсомольская 53, 93 в с. Боровка Мелекесского района; не исправна соединительная муфта водоотборного устройства на водонапорной башне в с. Новая Сахча Мелекесского района Ульяновской области; в с. Бригадировка смещен пожарный гидрант по ул. Луговая 25.

Факт наличия нарушения требований пожарной безопасности на территории района представителями ответчиков в ходе рассмотрения дела не оспаривался.

По результатам проверки прокурором района внесено представление от 23.05.2016 в адрес главы администрации МО «Старосахчинское сельское поселение».

Письмом от 21.06.2016 администрация МО «Старосахчинское сельское поселение» сообщила прокурору о принятых по представлению мерах.

Первым заместителем Главы администрации МО «Мелекесский район» - К*** В.В. согласован график ремонта пожарных гидрантов на 2016 год.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 13.02.2015 водопроводы в границах населенных пунктов МО «Старосахчинское сельское поселение» переданы в собственность МО  «Мелекесский район».

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из того, что ответчики - администрация МО «Старосахчинское сельское поселение» и администрация МО «Мелекесский район» как исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления являются ответственными за обеспечение первичных мер пожарной безопасности.

Поскольку администрация МО «Старосахчинское сельское поселение» не сможет в отсутствие согласия собственника водопроводных сетей обустроить гидранты, произвести их починку, районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что администрация МО «Мелекесский район» и администрация МО «Старосахчинское сельское поселение» должны совместно устранять указанные нарушения в сфере обеспечения первичных мер пожарной безопасности. Возложение обязанности по устранению нарушений на одного из ответчиков, в частности администрацию поселения, может привести к затруднению исполнения решения суда, так как указанному органу местного самоуправления необходимо будет получить согласие муниципального района.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы администрация МО «Мелекесский район» как субъект, являющийся собственником водопроводных сетей, обязана содержать в надлежащем состоянии муниципальное имущество, поскольку пожарный гидрант является неотъемлемой частью водопроводной сети, не может использоваться отдельно от нее. 

Приведенные в апелляционной жалобе ссылки на положения Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального Закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», относящие обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения к вопросам местного значения, финансируемым из бюджета муниципального образования, не свидетельствуют о незаконности вынесенного по делу решения суда, поскольку из представленных в суд доказательств возможно сделать вывод о том, что пожарные гидранты являются составной частью водопроводных сетей, следовательно, администрация МО «Мелекесский район» не может быть освобождена от выполнения возложенных на нее федеральными законами обязанностей по содержанию пожарных гидрантов.

Доводы о предстоящем заключении договора концессии с ООО «РК-Центр» в данном случае не могут быть взяты во внимание, так как исходя из тех целей и задач, которые предполагают осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, первичные меры пожарной безопасности входят в компетенцию органов местного самоуправления.

Само по себе наличие указанного договора на правильность выводов суда первой инстанции не влияет и не может служить основанием для освобождения органов местного самоуправления от обязанностей, возложенных федеральным законом.

Так, согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч. 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч. 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (ч. 3)

В соответствии с ч. 1 ст. 68 приведенного Федерального закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары (часть 2 указанной статьи).

Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (ч. 3 указанной статьи).

В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014 №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2015 полномочия по организации водоснабжения на территории сельских поселений были переданы в ведение органов местного самоуправления районов.

Ссылка администрации МО «Мелекесский район» на то, что суд не принял во внимание ее доводы о пропуске прокурором трехмесячного срока на обжалование действий и несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора, является несостоятельной, поскольку указанные требования  не распространяются на случаи обращения прокурора с административным иском в порядке ст. 39 КАС РФ.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 26 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий    

 

Судьи