У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Зотова
Г.П.
Дело № 33а-5884/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 06
декабря 2016 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Королёвой А.В.,
судей Зуевой Н.В. и
Трифоновой Т.П.,
при секретаре
Бешановой Э.Е.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе врио начальника
Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 8 УФСИН России по
Ульяновской области» на решение
Заволжского районного суда г. Ульяновска от 25 октября 2016 года, по которому
постановлено:
В удовлетворении
административного искового заявления ФКУ «Исправительная колония № 8 УФСИН
России по Ульяновской области» об
установлении административного надзора в отношении Булина В*** А***, *** года
рождения, - отказать.
Заслушав доклад
судьи Зуевой Н.В., заключение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение
суда подлежащим отмене, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
ФКУ «Исправительная
колония № 8 УФСИН России по Ульяновской области» обратилось в суд с
административным исковым заявлением об установлении административного надзора в
отношении Булина В.А.
В обоснование иска
указано, что Булин В.А. осужден приговором Армавирского городского суда Краснодарского
края от 26.11.2013 по ч.2 ст.135 УК РФ к лишению свободы сроком на 4 года 6
месяцев с ограничением свободы сроком на 2 года с отбыванием в исправительной
колонии общего режима.
Булин В.А. отбывает
наказание с 23.07.2012, конец срока -
22.01.2017.
Булин В.А. осужден
за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы
несовершеннолетнего. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от
06.04.2011 № 64 – ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из
мест лишения свободы» в отношении Булина В.А. после освобождения из
исправительной колонии должен быть установлен административный надзор.
Булин В.А. за период
отбывания наказания зарекомендовал себя с положительной стороны. Имеет 8
поощрений, взысканий не имеет, с 07.08.2015 переведен на облегченные условия
отбывания наказания.
ФКУ «Исправительная
колония № 8 УФСИН России по Ульяновской области» полагает необходимым
установить в отношении Булина В.А. административный надзор с установлением
следующих ограничений:
1) запретить
пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с
23.00 часов до 06.00 часов;
2) запретить
выезжать за пределы субъекта РФ выбранного для проживания на территории РФ;
3) 2 раза в месяц
являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для
регистрации;
4) запретить
посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, а именно культурно-массовых мероприятий, проводимых
администрацией города по месту жительства или пребывания поднадзорного лица, и
участие в указанных мероприятиях.
Установить
административный надзор с возложением вышеперечисленных административных
ограничений сроком на 6 лет.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе врио начальника ФКУ «Исправительная колония №
8 УФСИН России по Ульяновской области» просит решение отменить, вынести новое
решение.
В жалобе ссылается на то,
что администрация исправительного учреждения не лишена права обращаться в суд с
иском об установлении административного надзора в отношении осужденных, которым
приговором суда назначено дополнительное наказание в виде ограничения свободы,
после их освобождения из мест лишения свободы.
С учетом личности
осужденного Булина В.А., его поведения в период отбывания наказания, характера
и степени общественной опасности совершенного им преступления полагает
необходимым установить административный надзор.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная
коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления
административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы,
предусмотрены Федеральным законом
от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными
из мест лишения свободы" и главой 29
КАС Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, приговором
Армавирского городского суда Краснодарского края от 26.11. 2013 года Булин В.А.
был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 135
УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года 6
месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, а также
дополнительное наказание в виде ограничения свободы на 2 года.
22.01.2017 осужденный Булин В.А. подлежит
освобождению из мест лишения свободы в связи с отбытием срока наказания. После
освобождения он намерен выехать на постоянное место жительства по адресу: К***
край, г. А***, ул. О***, ***.
Булин В.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-8
УФСИН России по Ульяновской области с 14.02.2014 за совершение умышленного
преступления против неприкосновенности и
половой свободы несовершеннолетнего.
За период отбывания наказания зарекомендовал
себя с положительной стороны. Имеет 8 поощрений, взысканий не имеет, с
07.08.2015 переведен на облегченные условия отбывания наказания.
В силу ч. 2 ст. 3
Федерального закона от
06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы" в отношении совершеннолетнего
лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего
непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой
неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением
случая, предусмотренного частью 2.1
настоящей статьи, а также за совершение преступления при опасном или
особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается
независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3
настоящей статьи.
Суд первой
инстанции, отказывая в установлении административного надзора в отношении
Булина В.А., сослался на п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 27 июня 2013 года N 22 "О применении судами законодательства
при рассмотрении дел об административном надзоре", п. 6 ч. 1 ст. 12
Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном
надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и пришел к
выводу, что с заявлением об установлении административного надзора за лицом,
которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение
свободы, могут обратиться в суд только органы внутренних дел, администрация
исправительного учреждения сделать это не вправе.
С выводом суда первой инстанции нельзя согласиться по
следующим основаниям.
Статьей 270 КАС РФ установлено, что
административное исковое заявление об установлении административного надзора
подается в суд: исправительным учреждением - в отношении лица, освобождаемого
из мест лишения свободы; органом
внутренних дел - в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а
также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы,
назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой
части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.
Статьей
173.1 УИК РФ предусмотрена обязанность администрации исправительного учреждения
подавать в суд заявление об установлении административного надзора в отношении
лиц, освобождаемых из мест лишения свободы.
Статьей 12
Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном
надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрена
обязанность органов внутренних дел подавать в суд заявление об установлении
административного надзора в отношении лиц, подвергнутых дополнительному
наказанию в виде ограничения свободы.
Вместе с тем, законодательство (в том числе
статья 270 КАС РФ) не содержит положений, исключающих возможность установления
административного надзора по заявлению администрации исправительного учреждения
в отношении лиц, подвергнутых дополнительному наказанию в виде ограничения
свободы в период отбытия ими наказания в виде лишения свободы.
Административный надзор является функцией
государства, его установление в вышеуказанном порядке (не по заявлению органа
внутренних дел) не может признаваться обстоятельством, умаляющим права лица, в
отношении которого устанавливается административный надзор.
При этом определяющее значение имеет лишь соблюдение
порядка исчисления срока административного надзора.
В соответствии с
п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 22 от 27 июня 2013 года
"О применении судами законодательства при рассмотрении дел об
административном надзоре" на основании части 4
статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ при назначении лицу ограничения
свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой
части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок
административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде
ограничения свободы. На такой порядок исчисления срока административного
надзора в отношении данной категории лиц также должно быть указано в решении
суда.
В данном случае, с учетом содержания
приговора, срок административного надзора должен исчисляться со дня отбытия
Булиным В.А. наказания в виде ограничения свободы.
Таким образом, имеются основания,
предусмотренные ч. 2 ст. 3
Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном
надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" для
установления в отношении Булина В.А. административного надзора.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.
5 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об
административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения
свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц,
указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона,
на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения
судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно п.
"г" ч. 3 ст. 86 УК Российской Федерации (в редакции
Федерального закона, действующего в период совершения Булиным В.А.
преступления), в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие
преступления, судимость погашается по истечении шести лет после отбытия
наказания.
При таких обстоятельствах, административные
исковые требования о необходимости установления в отношении Булина В.А.
административного надзора сроком на 6 лет подлежат удовлетворению.
При этом административные ограничения в отношении
Булина В.А. на весь срок административного надзора, соответствуют требованиям
закона, не носят произвольного характера, направлены на предупреждение
совершения им преступлений и других правонарушений, оказание на него
индивидуального профилактического воздействия.
В связи с вышеизложенным решение суда первой инстанции подлежит
отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заволжского
районного суда г. Ульяновска от 25 октября
2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление
ФКУ «Исправительная колония № 8
УФСИН России по Ульяновской области» к Булину В*** А*** об установлении
административного надзора удовлетворить.
Установить в
отношении Булина В*** А*** административный надзор сроком на 6 лет с
установлением следующих ограничений:
1) запретить пребывание
вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 23.00 часов до
06.00 часов;
2) запретить
выезжать за пределы субъекта РФ выбранного для проживания на территории РФ;
3) 2 раза в месяц
являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для
регистрации.
4) запретить
посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, а именно культурно-массовых мероприятий проводимых
администрацией города по месту жительства или пребывания поднадзорного лица и
участие в указанных мероприятиях.
Исчислять срок административного надзора в отношении Булина В*** А*** с момента окончания отбытия
им наказания в виде ограничения свободы.
Председательствующий
Судьи