Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ликвидировать свалку
Документ от 13.12.2016, опубликован на сайте 26.12.2016 под номером 63591, 2-я гражданская, об обязании ликвидировать свалку, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Богомолов С.В.                                                                       Дело № 33а-5930/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          13 декабря 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Зуевой Н.В. и Лифановой З.А.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда
г. Ульяновска от 27 сентября 2016 года, по которому постановлено:

 

Административный иск Прокурора Заволжского района г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска ликвидировать несанкционированную свалку бытовых и промышленных отходов, расположенную на территории Заволжского района г.Ульяновска, в 80 м. севернее территории ЦГКБ по ул. Оренбургская, 27 и 50 м. западнее территории ГСК «Компас-3» по ул. Оренбургская, 25.

 

Заслушав доклад судьи Зуевой Н.В., пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского  района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц,  обратился в суд с административным иском о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых и промышленных отходов, расположенную на территории Заволжского района г.Ульяновска, в 80 м севернее территории ЦГКБ по улице Оренбургской, 27, в 50 м западнее территории ГСК «Компас-3» по улице Оренбургской, 25.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Заволжского района
г. Ульяновска в августе 2016 года проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории Заволжского района г. Ульяновска, в результате которой установлены нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В нарушение ст. 9 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст.8, ч. 5 ст. 12, ч. 1 ст. 13  Федерального закона от 24.06.1998 №8 9-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» администрацией муниципального образования «город Ульяновск» мер для организации надлежащего сбора и вывоза отходов на территории муниципального образования не принято.

На территории Заволжского района г. Ульяновска территория земельного участка, площадью 269 кв.м., расположенного в 80 м севернее территории ЦГКБ по улице Оренбургской, 27, в 50 м западнее территории ГСК «Компас-3» по улице Оренбургской, 25,  захламлена твердыми коммунальными отходами, строительным мусором и обрезью сучьев (ветвей) деревьев.

Неисполнение администрацией муниципального образования «город Ульяновск» требований по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

 

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГСК «Компас-3», ГУЗ «Центральная городская клиническая больница», Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит решение отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Указывает, что судом не обращено внимание на то, что сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности администрации МО «город Ульяновск».

Суд не учел, что право собственности муниципального образования «город Ульяновск» на земельный участок, на котором была обнаружена свалка, не зарегистрировано, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Исполнительным органом государственной власти Ульяновской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

ГСК «Компас-3» не представлено доказательств в подтверждение образования свалки не в результате ее деятельности. У юридических и физических лиц, ведущих свою хозяйственную деятельность, должны быть заключены договоры на вывоз твердых бытовых отходов. В судебном заседании организацией не были представлены данные договоры, акты оказания услуг по вывозу мусора, не были представлены документы, подтверждающие их добросовестность и неучастие в образовании данной свалки.      

 

В возражениях на апелляционную жалобу ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» просит решение оставить без изменения, а жалобу -  без удовлетворения.

 

Судебная коллегия, с учетом мнения прокурора, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, поскольку решение соответствует действующему законодательству при его правильном толковании и применении.

 

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

 

Согласно статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

 

К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (часть 3 статьи 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

 

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Из материалов дела следует, что согласно акту рейдового мероприятия от 01.07.2016, составленного государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора В*** А.Н., в результате рейдового мероприятия установлено, что на территории Заволжского района г. Ульяновска территория земельного участка площадью 269 кв.м., расположенного в 80 м. севернее территории ЦГКБ по улице Оренбургской,27, в 50 м. западнее территории ГСК «Компас-3» по улице Оренбургской, 25, захламлена твердыми коммунальными отходами, строительным мусором и обрезью сучьев (ветвей) деревьев.

 

Как следует из публичной кадастровой карты, территория, на которой обнаружена несанкционированная свалка, входит в черту муниципального образования «город Ульяновск» и расположена в Заволжском районе г. Ульяновска на ул. Оренбургская.

 

Удовлетворяя требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, районный суд исходил из того, что администрацией муниципального образования «город Ульяновск» не принимается мер для организации надлежащего сбора и вывоза отходов на территории муниципального образования.

При этом бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск» по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования.

 

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.

 

В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов. (пункт 3 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").

 

На основании пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

 

Пункт 27 ст. 3 Устава МО «Город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской городской Думы от 13.09.2014 № 119, также предусматривает, что к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

 

Суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований, возложив на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по ликвидации несанкционированной свалки.

 

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что деятельность по обращению с отходами производства и потребления не относится к уставной деятельности администрации муниципального образования «город Ульяновск», земельный участок, на котором обнаружена свалка, является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, не могут повлечь отмену решения, поскольку организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в отсутствие правообладателей земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка бытовых отходов на территории муниципального образования, относятся к компетенции органа местного самоуправления городского округа.

Наличие несанкционированной свалки уже свидетельствует о том, что органами местного самоуправления не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий. Организация таких мер вытекает из обязанности органа местного самоуправления организовать сбор и вывоз мусора. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

 

Доказательств того, что свалка образовалась в результате деятельности ГСК «Компас-3», административным ответчиком ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.

 

Принятое по делу решение является законным и обоснованным, постановлено при полной и объективной оценке представленных доказательств, верном применении норм материального и процессуального права.

 

Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи